X-PDF

Урок родной литературы (русской) в 8 классе на тему Пора взросления. Б.Л. Васильев Завтра была война

Поделиться статьей

Роднаялитература (русская)

8класс

Урок№ 15

Дата_______

 

Темаурока: Пора взросления. Б.Л.Васильев «Завтра была война»

 

Цельурока:проработать содержание повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»,проанализировать особенности проблем взросления старшеклассников; выразить своеотношение к прочитанному.

Планируемыерезультаты

Предметные

-развитие навыков анализа эпического произведения;

-развитие умения выявлять средства раскрытия авторской позиции.

Метапредметные

Регулятивные: умениенаходить анализировать полученную информацию для подготовки аргументированногоответа.

Коммуникативные: развитиеумения организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,участвовать в диалоге.

Познавательные: умениенаходить необходимую информацию.

Личностные

формированиеосознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Типурока:урок открытия знаний.

Оборудование: учебник,презентация, кадры из фильма Юрия Кары «Завтра была война», музыка.

 

Ходурока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Япрочитаю вам несколько высказываний, а вы ответите на вопрос: что они означают?

Человекстановится взрослым, когда перестает этого хотеть.

СергейВасильевич Лукьяненко – русский писатель-фантаст

 

Распоряжатьсясобой – это значит быть взрослым. А эгоизм – качество подростковое.

ЛюдмилаЕвгеньевна Улицкая – русская писательница, переводчица, сценарист

 

Встаньтете, кто считает себя взрослыми (это вопрос учителя из произведения,  о котороммы сегодня будем с вами говорить)

 

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегоднянаш урок будет посвящен повести Бориса Львовича Васильева «Завтра была война».

Какиецели урока? (составление  ассоциативного круга)

Проанализироватьпроизведение Б.Л.Васильева «Завтра была война», сделать выводы.

 

Попробуйтеответить на вопрос: почему автор дал такое название повести.

Завтра– это будущее, была – это прошлое.

(учащиесяотвечают).

 

Б.Л.Васильев – русский писатель, сценарист, родился в Смоленске «на перекресткедвух эпох» — в стране недавно закончилась Гражданская война и установиласьсоветская власть. Решающим фактором собственного становления он всегда считалценности, заложенные в семье.

Повесть«Завтра была война» стала зеркалом предвоенной эпохи. Система нравственныхкоординат старой культуры и рождённая новой эпохой искренняя вера всправедливость не вызывали дисгармонии в сердцах школьников того времени, анаоборот, помогали им взрослеть и преодолевать любые испытания.

Произведенияписателя, воплотившие твёрдую гражданскую позицию и предельно честное отношениек своей эпохе, призывают читателей задуматься о цене взросления, о чести идостоинстве, о вере в лучшее, которая никогда не умрёт в душах людей.

 

4.Работа с учебником (прочитать стр. 163-164 учебника).

Несуществует однозначного ответа на вопрос, в каком возрасте человек становитсявзрослым. Чем раньше люди сталкиваются с серьёзными проблемами, которыенеобходимо решать самостоятельно, тем раньше происходит взросление. Частоподростки считают, что уже стали взрослыми, задолго до того, как это происходитна самом деле. Многие из них принимают за взросление свой стремительный ростили изменения в собственном теле. Однако быть взрослым – это значит осознаватьответственность за свои поступки, уметь выстраивать отношения с окружающими.

Передначалом Великой отечественной воны подростки так же, как и в наше время, былиразными: кто-то быстро осознавал свои ошибки и старался их исправить, кому-тоэто давалось не сразу. Они впервые познали радости и огорчения первой любви,осознали ценность дружбы, заглянули в свой внутренний мир. Но пришла война –беда, которая объединила всех граждан нашей страны. Дети быстро повзрослели,научились принимать важные решения, поступать так, как подсказывала совесть.Именно так произошло с героями повести Бориса Львовича Васильева «Завтра былавойна».

Напути к взрослению подростки сталкиваются с множеством проблем, они пытаютсязаслужить уважение своих сверстников, стремятся доказать взрослым своюнезависимость.

Процессвзросления может сопровождаться чувством вины, неуправляемым гневом,депрессией, страхами, но это быстро проходит. А остаётся главное –эмоциональный и жизненный опыт.

 

5.Работа по теме урока

*Первичноеусвоение новых знаний.

Посмотритеотрывок из кинофильма «Завтра была война»

(просмотротрывка из кинофильма «Завтра была война»)

Такначинается повесть.

Мызнакомимся с главными героями. Все они разные по характеру, взглядам на жизнь,на свое будущее, но, в то же время, они молоды, они ещё только учатсявыстраивать отношения,  учатся понимать окружающих.

Авторпоказывает события последнего предвоенного года. Васильев не пускается висторические справки и показывает время несколько иначе – через взрослеющихдетей.

-Какой тяжёлый год!

Всепримолкли. А Зиночка сказала, как всегда невпопад:

-Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!

Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

Следующимбыл тысяча девятьсот сорок первый.

 

*Характеристикаглавных героев повести.

 

Давайтевспомним главных героев повести.

 

Искра Полякова –бойкая и целеустремленная, мечтает стать комиссаром, как мама, и совершитьподвиг, как ее отец. Воспитывается матерью, строгой, во многом непримиримойженщиной, которая то и дело лупит Искру ремнем. Искра постоянно берется засложные дела, чтобы доказать обществу и себе, что она способна справиться слюбыми сложностями. «У Искры ничего не могло быть второго: ни любви, ниотметок, ни места в жизни…»? Потому что она любому делу отдавалась сполна, всёделала с душой.

 

ВовикХрамовой – не любит полную форму своего имени, сам попросил называть егоВовиком.

 

ЛенаБокова – тихая, робкая девушка. Главная мечта – стать актрисой.

 

ЗинаКоваленко – девочка, в доме которой собиралась компания одноклассников, так каку нее была собственная комната. В начале повести начинает взрослеть и говоритИскре, что не желает быть комсомолкой, а хочет обрести женское счастье. (Её авторописывает с иронией и любовью, это человек, который руководствуется лишьчувствами и интуицией; без ее образа пр-е потеряло бы свою лиричность).

 

ПавелОстапчук – порядочный парень, спортсмен.

 

ВаляАлександров – изобретатель, имеет беспокойный ум.

 

Артем Шефер – решительный, волевой парень. Не чурается работы, влюблен в ЗинуКоваленко, но об этом не говорит.

 

СашаСтамескин – двоечник, бывший хулиган. Перевоспитан Искрой, защитил ее, когдадевушку пытались изнасиловать.

 

ВикаЛюберецкая – дочь главного инженера авиазавода, красивая, тихая девушка.

Вспомните,что говорили о счастье девочки Вика и Искра.

Диалог

 

Первоеиспытание выпало на долю героев повести ещё до войны, им пришлось сделатьнепростой нравственный выбор. Отца Вики объявили врагом народа, из-за чегодевушке пришлось рано столкнуться с тяготами взрослой жизни. Ей нужно былоотказаться от отца, Вика выбрала смерть, выпив снотворного. Это был страшныйвыбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор удрузей Вики: остаться с подругой до конца или отречься от нее.

Одноклассникивыбрали дружбу.

 

Вконце повести раскрывается судьба её героев.

(ОТРЫВОКиз фильма о будущем), (Эпилог)

 

6.Закрепление изученного материала.

Вчем же смысл произведения?

Вповести показан один из наиболее сложных этапов становления личности. Героивзрослеют, вместе с ними растут и их проблемы. Сквозь повесть проходит мотивлюбви, дружбы и предательства. Несмотря на то, что мечты части героев сбылись,большая их часть разочарована в настоящем и не испытывает от этого радости.

Ребятаискренне думали, что в их жизнь пришли серьёзные проблемы, однако они даже непомышляли, что всего через несколько месяцев произойдет в их стране. Этаповесть рассказывает о процессе взросления. Подростки, которых все еще считаютдетьми, уже лишились наивности, но еще не растратили непосредственность юности.При этом каждый из них  стремится быть нужным обществу, ведет активный образжизни.

 

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернемсяк вопросу: почему автор дал такое название повести.

 

Название повести “ЗАВТРАБЫЛА ВОЙНА” сразу же удивляет читателей: почему «завтра»? Что же в нёмстранного, ребята? (ответы уч-ся)

Авторне описывает войны. Об этой теме упоминается кратко, как о прошедшем и будущемсобытии, где-то за кулисами повести. Васильев позволяет без отвлечения увидетьжизнь героев до и после самого страшного времени в истории ХХ века.

Да, Уже в самомназвании заключён парадокс. А каково лексическое значение слова «парадокс»?

       Парадокс –  странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание,а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравомусмыслу.(ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА) – на слайде

Соединяя,казалось бы, несовместимое, автор  уже в названии показывает всюнеестественность,  нелепость, жестокость противной  человеческому естествувойны, назначение которой – разрушение судеб и смерть.

*Чтозначит стать взрослым?

Прослушайтеслова Б.Л.Васильева.

Еслиусловиться под молодостью понимать возраст, а под юностью – период жизни, тонаше поколение было лишено юности. Оставаясь молодыми —  и даже очень молодыми!– мы перешагнули через юность не потому, что взяли в руки оружие, а потому, чтовзяли на себя ответственность за чужие жизни. Нет, мы не стали молодымистариками – мы стали молодыми взрослыми.

(Б.Л.Васильев)

Вчём различие понятия «молодость» и «юность» с точки зрения Б.Л.Васильева?

Какиесобытия в истории страны лишило поколение Б.Л. Васильева юности?

Песня«До свидания, мальчики»в исполнении  Валерии Ланской

 

Ответьтемне ещё раз на вопрос: считаете ли вы себя взрослыми и самостоятельными?

Напишитенесколько фраз, которые вам хочется сказать именно сейчас, в конце нашего урока(зачитывается несколько работ).

 

8.Взаимооценивание.

9.Домашнее задание.

Ничтона земле не проходит бесследно…

Какмолоды мы были…

Написатьэссе (на выбор учащихся)

Отрывокиз песни «Как молоды мы были»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет