Урок русского языка 5класс Урок № 69
Тема: Имена существительные, имеющиеформу только единственного или только множественного числа.
Цель урока: формированиезнаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного илитолько множественного числа.
Задачи:
— обучающие:
-способствовать осмыслению лексического значения числа;
— ознакомить учащихся с существительными, имеющими форму только единственногоили только множественного числа, научить правильно употреблять подобныесуществительные в речи.
— развивающие:
— развитие речевой деятельности, внимания, мышления;
-совершенствовать умение воспринимать новую информацию;
— создать психологически комфортную обстановку на уроке.
— воспитательные:
-способствовать формированию положительной учебной мотивации и развитию интересак изучению русского языка;
-способствовать гуманистической направленности обучения.
Типурока: комбинированный
Формыработы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимоетехническое оборудование: мел, доска, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, предметныекартинки: весы, пальто, молоко, санки, ножницы, очки, кефир и др.
Ход урока:
1. Организационныймомент.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть Вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. В классе стало светлее от Ваших улыбок. А сейчас начнём урок.
2. Актуализация знаний.
— Какуючасть речи мы изучаем?
-Дайте определение имени существительному
-Какие признаки у существительного неизменны? (род, склонение )
-Как изменяются существительные? (по падежам и числам)
-Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных
-Какие существительные могут быть собственными и нарицательными?
-Что вы знаете о роде имен существительных?
Словарный диктант, определить род существительных.
Тюль(м.р.),плакса(о.р), дерево(с.р), общество(с.р), задира(о.р), злюка(о.р), ябеда(о.р),выскочка(о.р.), государство(с.р.), герб(м.р), студенчество(с.р.), семья(ж.р),праздник(м.р).
— а о числе существительных?
3. Подготовка учащихсяк освоению нового учебного материала.
— Сегодня науроке мы продолжим изучать имя существительное и узнаем некоторые особенностиизменения существительных по числам. Вспомните, что вы знаете об изменении именсуществительных по числам? (Существительные, обозначающие один предмет – этосуществительные единственного числа: стол, стул, школа. Существительные,обозначающие два или более предметов – существительные множественного числа: стулья, крылья, цветы).
Запишем темуурока. Цели урока.
Цель урока:знакомство с именами существительными, которые имеют форму толькомножественного числа и форму только единственного числа;
4. Усвоениеновых знаний.
— Сейчас мы свами поиграем в игру «Один — много».
Учитель называет одному из учеников, называя существительные единственного числа, ребенокдолжен поставить это существительное во множественное число.
Лампа, сказка,тетрадь, печенье, сахар, молоко. (Учащиеся возвращают его учителю: лампы,сказки, тетради, нет ответа, нет ответа, нет ответа).
— Что мы можемсказать о существительных печенье, сахар, молоко? (У данныхсуществительных нет множественного числа, только единственное число).
— Продолжимнашу игру, но сейчас я буду называть существительные множественного числа, а вы– эти же существительные, но в форме единственного числа.
Моря, снега,парты, ножницы, весы, грабли. (Учащиеся, поймав мяч, возвращают егоучителю: море, снег, парта, нет ответа, нет ответа, нет ответа).
— Что мы можемсказать о существительных: ножницы, весы, грабли? (У данных существительныхнет единственного числа).
— Какой общий вывод мы можем сделать? (Не всесуществительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют формутолько единственного или только множественного числа).
Да, есть слова, которые употребляются только вформе единственного или только множественного числа. В древнерусском языке было3 формы числа: единственное, множественное и двойственное. Позднее слова издвойственного перешли в разряд множественного. В современном русском языкесуществительных, которые употребляются в форме только множественного числа,около 600. К ним относятся:
Работа скартинками
5. Первичная проверка
Подберем к существительным антонимы (что такое антонимы), которыеупотребляются только в форме множественного числа.
Занятия, уроки- каникулы
праздник- будни
рассвет- сумерки
оттепель- заморозки
Дополнительный вопрос: «Как изменяются существительные, которые у насполучились?»
6. Выборочный диктант
-Запишите только те существительные, которые имеют форму толькомножественного числа:
Упр. 511.
7. Физкультминутка.
Руки в стороны поставим,
Право-левую достанем,
А потом – наоборот,
Будет влево поворот.
Раз — хлопок,
Два — хлопок.
Повернись ещё разок.
Наклонись, потянись,
И за парты вновь садись.
(Ребята повторяют слова и движения).
8. Новый материал
— А сейчас мы познакомимся еще с одной группой имен существительных,кто догадается с какой?
Да это существительные, употребляемые только в единственном числе.
Презентация
Упр. 514
8. Закреплениенового материала.
Запишитесуществительные в 3 столбика:
Обед, сани,железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, перчатки,чернила, кашель, воз, дрова, молоко, валенки, капуста.
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Информация одомашнем задании.
Пр. 93,94,выучить правило, упр. 517 (Учащиеся записывают в дневник домашнее задание).
10. Итог урока,оценивание, рефлексия.
-Ребята, какова была цель нашего урока?
Цель урока: знакомство с именамисуществительными, которые имеют форму только множественного числа и формутолько единственного числа;
— Как вы считаете, мы ее достигли?
— Что нового мы узнали на уроке? /Естьгруппа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа/Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только единственногочисла/
— Какое значение могут иметь этисуществительные?
— Что еще интересного узнали?
Все хорошо работали. /Объявляю оценки, даюкомментарий/. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо!До свидания!
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
Представленная информация была полезной? ДА 61.24% НЕТ 38.76% Проголосовало: 1504 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Только мн. числа |
Только ед.числа |
Имеющие обе формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
