МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Средняяобщеобразовательная школа № 11
г.Вольска Саратовской области»
Урок русского языка
Тема «Что такоеместоимение?» Итоговоеповторение по теме: «Части речи»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила КудашкинаТатьяна Александровна
учитель начальных классов
Тема урока |
Место урока по теме |
||
Что такое местоимение? Итоговое повторение по теме: «Части речи» |
Первый урок по теме «Местоимение» |
||
Тип урока |
Формы, приемы, методы |
||
Урок открытия новых знаний |
Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре) |
||
Цель урока |
Задачи урока |
||
Создать условия для ознакомления учащимися с новой частью речи: местоимением, его значением и употреблением в речи. |
Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты: — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей — проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: — самостоятельно определять учебную задачу — планировать свою деятельность по решению учебной задачи — адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты: — ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи — осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме — осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: — применять правила делового сотрудничества — участвовать в продуктивном диалоге. |
||
Предполагаемый результат |
|||
Знать |
Уметь |
||
Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи |
1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. |
||
Компетенции/УУД |
Педагогические технологии |
Оборудование |
|
учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная |
проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ — технологии |
мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии |
|
Ходурока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||
Мотивационный Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. — Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте! — Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» — А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!
|
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Высказывают свои предположения. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, Л: мотивация учения |
||||||
Каллиграфическая минутка Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы |
— Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию. — А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку. —Она в начале важных слов: Мир, Москва и мама. Она в начале вкусных слов: Мороженое, мёд. Её увидишь у метро, Ведь там она живёт. ( буква «м»)
|
Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. |
П: совершенствование умения писать буквы и их соединения |
||||||
Словарная работа Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму |
— На слайде даны иллюстрации. Ваша задача записать словами. Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц. — Составьте 1 вариант распространённое предложение, а 2 вариант нераспространённое предложение с одним словарным словом. Подчерните главные члены предложения. |
Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. |
Р: оценивание своей работы и работы других |
||||||
Актуализация знаний и постановка темы урока Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний
|
— Давайте вернемся к словарным словам определим часть речи у записанных слов. — Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?» -Какие части речи вам знакомы? — Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?
Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, он, я. — Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы. — Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он? А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? — А знаете ли вы как называется эта часть речи? — Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? |
-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя сущ., имя прил., глагол. -Распределить слова на группы.
— Они не относятся ни к одной из групп
Да, употребляем -Да -Нет — Узнать, как называется новая часть речи. |
П: классифицировать объекты по определенному признаку.
Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно |
||||||
Работа по теме урока Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 |
— Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст: Ворона – городская птица. Ворона знакома всем. Перья у вороны серые или чёрные. -Что вы заметили в тексте? — Как мы можем исправить этот текст?
— Прочитайте получившийся текст: Ворона – городская птица. Она знакома всем. Перья у неё серые или чёрные.
— К какой части речи относится слово ворона? — Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ. — Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?
— Можем ли мы обойтись без них? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!
Работа по учебнику. Упр.171 с. 100
— Какие местоимения встретились в тексте? — Они указывают на какой-то предмет? А называют его? -Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.
|
Читают текст
Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона. — заменить слово ворона другими словами.
— Имя существительное.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания. — Он, я, ты, они.
|
П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез |
||||||
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью |
Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. |
Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения — подпрыгивают |
Осуществляют профилактику утомляемости. |
||||||
Закрепление изученного материала Цель: развивать умения применять полученные знания на практике |
Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
-На какой вопрос отвечает слово «слон»? -Каким местоимением заменяется слово СЛОН? -На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать?
— Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
— Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Продолжим предложения, (выбрав верные высказывания): Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). -А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101 |
Дети читают стихотворение на слайде. У слона большие уши,
-Отвечает на вопрос КТО? -Слово слон заменяется местоимением ОН. -Отвечает на вопрос КТО? -Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают -Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их Дети читают определение в учебнике. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. |
Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. |
||||||
Первичное закрепление (карточки) |
-Подчеркните местоимения в тексте: 1 вариант. Сегодня утром я, как обычно пошел в школу. По дороге мне встретился мой лучший друг Миша, с которым мы пошли дальше. Он рассказывал мне смешные истории про рыбалку. Мне так было не по себе, ведь я никогда не был на рыбалке и вскоре мы поехали с ним вместе. Он учил меня, как правильно закидывать удочки, как надевать червя…. 2 вариант. Я живу в Москве. Учусь я во втором классе. Наш класс дружный. У меня есть подруга. Мы дружим давно. Я с подругой люблю гулять. Мы ходим в парк. Она меня учит кататься на велосипеде. Она помогает всегда мне в трудную минуту. Я горжусь своей подругой. |
Дети подчеркивают местоимения в карточках. |
|
||||||
|
Работа по упр.173 Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения. -Выпишите местоимения. |
Дети читают текст упражнения и называют местоимения. |
|
||||||
Рефлексия Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке |
-Какую тайну мы сегодня разгадали? — Какую часть речи изучали? — Какое определение вывели? —Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался…
|
Отвечают на вопросы
|
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
||||||
Итог урока Цель: закрепить знания о местоимении |
Разноуровневые задания: 1. Впиши местоимения. Укажи известные части речи.
Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки. Что _____________ вырезает из цветной бумаги? А _______ умеете так вырезать? Какую трудную задачу ___________ решают? Куда ________ идёшь? Завтра ___________ пойду в новую школу. 2. Замени существительные местоимениями : Катя — _____________ Игорь -____________ Окно -____________ Дети -___________
|
Выбирают задания |
оценивание своей работы и работы других. |
||||||
Домашнее задание
|
Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101), правило.
|
Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.
|
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
