X-PDF

Урок русского языка «Что такое местоимение?» Итоговое повторение по теме: «Части речи»

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛЬСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Средняяобщеобразовательная школа № 11

г.Вольска Саратовской области»

 

 

 

Урок русского языка

Тема «Что такоеместоимение?» Итоговоеповторение по теме: «Части речи»

 

2 класс

 

УМК «Школа России»

 

 

Составила КудашкинаТатьяна Александровна

учитель начальных классов

 

 

 

 

Тема урока

Место урока по теме

Что такое местоимение? Итоговое повторение по теме: «Части речи»

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок открытия новых знаний

Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре)

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для ознакомления учащимися  с новой частью речи: местоимением, его значением и употреблением в речи.

Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

— самостоятельно определять учебную задачу

— планировать свою деятельность по решению учебной задачи

— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

 

Познавательные результаты:

— ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

— осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

— применять правила делового сотрудничества

— участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная

проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ — технологии

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ходурока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

— Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

— Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

— А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем?!

 

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя,

Л: мотивация учения

Каллиграфическая минутка

Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы

— Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

— А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.

Она в начале важных слов:

Мир, Москва и мама.

Она в начале вкусных слов:

Мороженое, мёд.

Её увидишь у метро,

Ведь там она живёт.

             ( буква «м»)

 

Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк.

П: совершенствование умения писать буквы и их соединения

Словарная работа

Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму

— На слайде даны  иллюстрации.  Ваша задача записать словами.

Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц.

— Составьте 1 вариант распространённое предложение, а 2 вариант нераспространённое предложение с одним словарным словом. Подчерните главные члены предложения.

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Р: оценивание своей работы и работы других

Актуализация знаний и постановка темы урока

Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 — Давайте вернемся к словарным словам

  определим часть речи у записанных слов.

— Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?»

-Какие части речи вам знакомы?

— Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?

 

Имя сущ.

Имя прил.

глагол

 

 

 

 

Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, он, я.

— Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы.

— Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он?

А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

— А знаете ли вы как называется эта часть речи?

 — Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

-Имя сущ., имя прил., глагол.

-Распределить слова на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Они не относятся ни к одной из групп

 

Да, употребляем

-Да

-Нет

— Узнать, как называется новая часть речи.

П: классифицировать объекты по определенному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно

Работа по теме урока

Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:

Ворона – городская птица.

Ворона знакома всем.

Перья у вороны серые или чёрные.

-Что вы заметили в тексте?

— Как мы можем исправить этот текст?

 

 

 

— Прочитайте получившийся текст:

Ворона – городская птица.

Она знакома всем.

Перья у неё серые или чёрные.

 

— К какой части речи относится слово ворона?

— Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

— Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?

 

 

 

— Можем ли мы обойтись без них?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

 

 

Работа по учебнику.

Упр.171 с. 100

 

— Какие местоимения встретились в тексте?

— Они указывают на какой-то предмет? А называют его?

-Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст

 

Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона.

— заменить слово ворона другими словами.

 

 

 

 

 

 

— Имя существительное.

 

 

 

-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.

— Он, я, ты, они.

 

П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы.

Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения — подпрыгивают

Осуществляют профилактику утомляемости.

Закрепление изученного материала

Цель: развивать умения применять полученные знания на практике

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В.  Степанова о слоне.

 

-На какой вопрос отвечает слово «слон»?

-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

-На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

 

 

— Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

 

 

Значит, какой вывод мы можем сделать?

 

 

— Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.

Продолжим предложения, (выбрав  верные высказывания):

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).

-А теперь давайте полностью прочитаем определение,

которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с.101

Дети читают стихотворение на слайде.

У слона большие уши, 
Как гора огромен он. 
Равных нет ему на суше: 
Слон по весу — чемпион
.

 

-Отвечает на вопрос КТО?

-Слово слон заменяется местоимением ОН.

-Отвечает на вопрос КТО?

-Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

 

 

Дети читают

-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

 

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

 

 

 

 

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их

Дети читают определение в учебнике.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же

 вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 

Первичное закрепление (карточки)

 

-Подчеркните местоимения в тексте:

1 вариант.

Сегодня утром я, как обычно пошел в школу. По дороге мне встретился мой лучший друг Миша, с которым мы пошли дальше. Он рассказывал мне смешные истории про рыбалку. Мне так было не по себе, ведь я никогда не был на рыбалке и вскоре мы поехали с ним вместе. Он учил меня, как правильно закидывать удочки, как надевать червя….

2 вариант.

Я живу в Москве. Учусь я  во втором классе. Наш класс дружный. У меня есть подруга. Мы дружим давно.   Я с подругой люблю гулять. Мы ходим в парк. Она меня учит кататься на велосипеде.   Она помогает всегда мне в трудную минуту. Я горжусь своей подругой.

 

Дети подчеркивают местоимения в карточках.

 

 

Работа по упр.173

Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения.

-Выпишите местоимения.

 

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

 

Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке

 -Какую тайну мы сегодня разгадали?

— Какую часть речи изучали? 

— Какое определение вывели?

Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Итог урока

Цель: закрепить знания о местоимении

Разноуровневые задания:  

1.         Впиши местоимения. Укажи известные части речи.

 

Вечером__________ с мамой читаем интересные сказки.

Что _____________ вырезает из цветной бумаги?

А _______ умеете так вырезать?

Какую трудную задачу ___________ решают?

Куда ________ идёшь?

Завтра ___________ пойду в новую школу.

2.         Замени существительные местоимениями :

Катя — _____________

Игорь -____________

Окно -____________

Дети -___________

 

 

Выбирают задания

оценивание своей работы и работы других.

Домашнее задание

 

 Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с.101), правило.

 

Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.

 

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет