X-PDF

Урок русского языка по теме: «Лексический анализ текста»

Поделиться статьей

9 класс

Тема урока: «Лексическийанализ текста»

Основнаяцель урока  – выполнение лексического разбора текстакак средства подготовки к итоговой аттестации девятиклассников.

Задачиурока:

·        закрепление  умения выполнять лексическийанализ текста;

·        показать учащимся, как ЛАТможет помочь понять авторский замысел;

·        развитие  навыков  коллективной поисковойработы;

·        повышение  общего  уровня  развития икультуры учеников, воспитание  любви  к русскому СЛОВУ как к сокровищницечеловеческой мысли и опыта, воспитыватьнравственность учащихся через осмысление текста.

Оборудованиеурока: экран, компьютер, презентация к уроку,текст на парте каждого ученика, памятка «Лексический разбор текста»

Тип урока– урок развития речи.

Форма урока– практикум.

Формы организации учебнойдеятельности учащихся:  работа в парах, групповая и индивидуальная работа с текстом.

                  

     План урока

1.     Эмоциональный настрой урока.

2.     Целеполагание.

3.     Чтение учителем текста.

4.     Лексический анализ текста под руководствомучителя.

5.     Рефлексия.

6.     Домашнее задание.

 

Уроксопровождается показом слайдов

 

 

 

 

 

Ходурока

I. Объявление темы и цели урока.

Открываемтетради, записываем число и тему урока.

Средибесконечной, в явлениях, природы, раздалось слово, возвестившее присутствиечеловека и вместе сознания на земле. Природа со всей своей разновидною жизниюбыла названа по имени и повторилась в сознании и новом создании, в устахчеловека. В мире явилось новое чудо — слово, как бы собравшее и отразившее мир.(К.С. Аксаков)

Взятыеэпиграфом слова говорят о том, что язык, слово — основной признак, выделившийчеловека из мира живой природы. Не случайно именно с этой мысли начинаетсяЕвангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, иСлово было Бог». Человек живет в мире слов, и этот мир слов необъятен.

Помните, как визвестном стихотворении Анны Ахматовой: « И мы сохраним тебя, русская речь,великое русское слово»?

Современнаялингвистика обращена к человеку, к его сознанию, к его мысли и речи. И ярчевсего этот «человеческий фактор» проявляется именно в слове, в словарномбогатстве родного языка, ибо слово «творится в человеке и через человека». Вкаждом слове заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаковдругих слов, и если их понять, то тогда слова наполняются живительной силой, закаждым из них увидишь и почувствуешь то, о чем говоришь, а не будешьпроизносить их машинально, по одной привычке.

В чём же заключается богатство,красота, сила, выразительность русского языка?

Художник передаёт красотуматериального и духовного мира посредством красок, линий, цвета; музыкант,композитор выражает гармонию мира в звуках, скульптор использует камень, глину,гипс. Слову же, языку, доступны и цвет, и звуки, и объёмы, и психологическаяглубина. Возможности его безграничны. В сохранившихся стихах из сожжённойтетради А.Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всёготово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

 Посмотрите, с каким уважениемговорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора,стали. Всё проходит. Остаётся Слово.

 Как же это происходит? Как словостановится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков и букв(на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «ЧуденДнепр при тихой погоде…»?

Начиная с античных времён пытливыеи любознательные люди (философы, психологи, лингвисты) стремятся разгадать этузагадку, объяснить чудо превращения слова в поэзию, гармонию. Одно извозможных, но далеко не полных и не окончательных объяснений – существованиеособых выразительных слов и выражений, составляющих богатство языка.

Чем может привлечь нас текст? Преждевсего, конечно, яркостью и сочностью красок, т. е. образными выражениями.

 Вот два предложения:

 Внизу находилсяКазбек, покрытый никогда не тающими снегами.

 Под ним Казбек,как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М.Лермонтов.)

 Хотя оба предложения содержат однумысль, но разница между ними громадная. Если в первой фразе нам сообщаютнекоторые сведения, информацию, то во второй мы видим живописную картину,нарисованную словами.

 В этом и прелесть художественнойлитературы – рисовать словами. Есть слова, обороты речи, специальные приёмы,как бы предназначенные для живописания словом. Так, в стихотворном примере изпроизведения М.Лермонтова важную роль в создании общей картины играетсравнение: как грань алмаза. Писатели, поэты используют также метафоры,эпитеты, метонимии и другие приёмы и средства. Они очень важны, составляютбогатство языка, запас его выразительных средств, ресурсов.

Один из разделов стилистики –изучение изобразительно-выразительных средств языка.

Лексика, несомненно, занимаетцентральное место в системе образных средств языка. Слово – основная единицаязыка, самый заметный элемент его художественных средств. И выразительностьречи связана, прежде всего, со словом.

 Русский язык имеет огромныйлексический запас.

 Если море было бы чернилами, тоскорее иссякло бы море, чем слова. (Восточный афоризм).

Богатство русского языка позволяетне только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но ивыразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящийоценивает предмет речи.

Слово мы будем рассматривать втексте, поэтому вспомним некоторые теоретические сведения о тексте.

Текст (лат.textum) -ткань, соединение, сплетение

Текст-произведениеречи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати (Этимологическийсловарь).

Назовитеоднокоренные слова:

текстология – отрасльфилологической науки, занимающейся установлением точного текста литературныхпамятников или исторических документов для их научного издания; текстуальный– дословный, буквально воспроизводящий какой-либо текст.

Текст может состоять из несколькихпредложений, а может быть целой книгой.

Назовитеотличительные признаки текста

Отличительныечерты текста— это:

смысловая цельность, зависящая отглавной, основной мысли;

тематическое единство;

грамматическая связь междупредложениями;

стилевое единство.

Тема – этосодержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – этосовокупность тем.

Микротема –наименьшая составная часть темы целого текста (пункты или подпункты планараскрытия всей темы).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Главная (основная)мысльвыражается в заглавии или в предложении текста и в общей направленности его.

Велика роль первого и последнегопредложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль,вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли,повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененныесинонимами, являются ключевыми.

В русском языке выделяются тритипа речи: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от целивысказывания.

Повествование – эторассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности(сначала, потом…наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание –словесного изображение какого-либо явления действительности ( описаниепредмета, описание человека – портрет, описание природы – пейзаж, описаниевнутреннего убранства помещения – интерьер). Главный вопрос – какой?

Рассуждение -обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос –почему?

Образность речи создаётся благодаряупотреблению слов в переносном значении. Слова и выражения, употреблённые впереносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях,называются тропами.

 Эпитет. Эпитет – это образноеопределение, обладающее особой выразительностью, передающее чувство автора кизображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Вот простаяфраза: «Неприветливый, угрюмый каменный дом стоял у дороги». Все три первых еёслова с точки зрения грамматики будут считаться прилагательными. Но и«неприветливый», и «угрюмый» мы можем считать эпитетами. Почему? Да потому, чтоавтор через них выразил своё чувство, своё отношение к «дому». А будет ли слово«каменный» тоже эпитетом? Нет, конечно. Это слово является простымопределением. Оно означает постоянное и неизменное свойство предмета.

Метафора – могучее средство воздействияна наше воображение, заставляющее нас переживать те чувства, которые вкладываетавтор в своё произведение.

Выразительность речи усиливаетупотребление синонимов. Использование антонимов в речи является яркимисточником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи.

        Сначалаучащиеся фронтально по предложенным в домашнем практическом задании вопросаманализируют стихотворение Людмилы Татьяничевой:

 

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

        Учащиеся доказывают, чтоэто текст: в нем три предложения, объединенных одной темой —  материнскойлюбви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человекасильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором – образтех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль.Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Типречи – повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечаетженщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи –текстуальные синонимы (говорят — ответить); текстуальные антонимы (старит-делаетсильнее; я — они).

        Средством связи являются ивидовременные формы глаголов и причастия ( говорят – отдаю, старит –несовершенного вида, настоящего времени; смогу ответить – совершенного вида,будущего времени; отданная – совершенного вида, прошедшего времени, делает –последний глагол обозначает постоянное действие – несовершенного вида,настоящего времени). Выразительное синтаксическое средство связи –вопрос-ответ: вопросительно-повествовательное предложение. Это очень хороший прием,который можно использовать в сочинениях.

Определите стильтекста

Стиль – художественной литературы,приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность,эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям),метафоры (тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня).

Показывая отрицательное отношение ктем, кто осуждает безмерную материнскую любовь, автор употребляетвыразительнейшее прилагательное бесстрастным (сердцам), синонимами к которомуявляются слова: равнодушный, безучастный, бесчувственный. Но в ряду этихсинонимов самым эмоционально сильным  оказывается именно тот, что принадлежитЛ. Татьяничевой: бесстрастным.

Сравнение как броня усиливаетзначение эпитета, от него веет металлом (Броня – 1) в старину: металлическаяодежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальныхстальных плит на военных судах, танках и т.п.) Эти слова подчеркиваютпротивопоставленное им сильное чувство – любовь, да еще материнская.

       Затем обращаемся канализу отрывка из повести В. Г. Короленко ,,Слепой музыкант”. Затем выясняем,какие возможны эпиграфы к нему, пример:

Легче сердце свое казнить,

Легче с разумом быть в раздоре,

С материнским горем

Сравнить

Можно лишь материнское горе…

(Л. Татьяничева)

Коль рано матери седеют –

Не только возраст виноват.

(С. Викулов)

 

Темой текста являетсярождение слепого ребенка.

 Ключевые слова,определяющие тему: глаза – взгляд – зрачок – зрительные впечатление – слеп –офтальмолог – глаза – слеп -. Страшное для матери слово ,,слеп” сначалапроизносит она сама, силой материнской любви угадав беду, потом как приговороно звучит из уст врача.

Микротемы:

Странное выражение детского лица,вызывающее тревогу матери.

Обращение матери по поводу своейтревоги к разным людям.

Первый осмотр мальчика доктором.

Беспредельная боль души матери.

Диагноз доктора.

Спокойная грусть матери.

        Главная мысль автора– о безмерности материнского горя и мужества матери, ее готовности испособности выдержать все из любви к сыну. Ее напряженные чувства, материнскуютревогу автор выражает словами: с беспокойством, сравнением как испуганнаягорлица; страшная догадка, плакала и билась, как подстреленная птица(сравнение), а ее решимость, материнское мужество – последними предложениямиданного текста.

 Мать выслушала это известие соспокойной грустью.

 — Я знала давно, — сказала онатихо.

        Здесь очень выразителенэпитет спокойной грустью, психологически  точно передающей чувства матери,понимающей, как сложен будет жизненный путь ее сына и как особенно нужна будетему ее любовь и поддержка.

       Горе ее, безмерная любовь и,видимо, уже продуманное решение быть рядом с сыном, сделать все возможное длянего звучит в последнем предложении и подчеркнуто наречие тихо.

        Учащиесяпредлагают озаглавить текст по главной мысли — ,,Материнскоегоре”.

        Определяя стиль речи какхудожественный, школьники обращают внимание на указанные выше сравнение, наэпитеты – прилагательные, выполняющие не только рисующие, но и эмоционально-оценивающиефункции в тексте. Важную роль играет диалог: равнодушные реплики посторонних итревожные вопросы матери, которые, напротив, звучат страстно, взволнованно.

       Тип речи – повествование:сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребенок, и о том, как этообнаружилось. Первое предложение является вступлением, констатирующий факт безвсяких эмоций. Его же можно считать и развязкой. Кульминация – догадка матери:,,…он слеп?” Развязка – приговор офтальмолога.

        Связь между предложениями –цепная. Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальная синонимами;грамматическими: местоимениями, однокоренными словами, чередованием глаголовсовершенного и несовершенного вида.

        В поведении докторанапряжение, тревога и надежда передаются глаголами совершенного вида.

        В качестве синтаксическихсредств связи В. Г. Короленко использует обратный порядок слов уже в первомпредложении, где подлежащее с определением поставлено в конец, а во второмпредложении логическое ударение на слове этого еще раз подчеркивает этострашное событие: родился слепой ребенок. Конструкция третьего,сложноподчиненного предложения подчеркивает взгляд новорожденного ребенка.Следующие бессоюзные предложения перечисляют факты, казалось бы обычные дляноворожденного. Но следующие за ними предложении начинается с союза но,заставляющего сразу насторожиться. Напряжение ситуации автор передает и спомощью вопросительных предложений, и с помощью многоточия, которое, начатуюречь прерывает на малое время для выражения жестокой страсти” (А.А.Барсов).

        Конец текста соединяется сначалом выражением это известие, с первого предложения мы знаем, какое этоизвестие: новорожденный слеп.

        Учащиеся объясняютлексическое значение слова офтальмоскоп (медицинский  инструмент, специальное зеркало, употребляемое для  исследования  дна  глазного  яблока) иего роль в тексте, координировать ( согласовывать, устанавливатьцелесообразное соотношение между действиями). Считают, что употребление терминовздесь делает более неопровержимым и страшным диагноз врача.

        После анализа текст ещераз читается вслух; возможно, это сделает сам учитель. Затем учащиесяпредлагается творческое задание – ответить на вопросы:

Какие мысли ичувства вызвало у меня повествование В. Г. Короленко о матери и ее слепомребенке?

Что обозначаютслова, заключающие эпизод повести?

Заключение

Могучее оружие получил вместе сречью человек! Слово не только в состоянии передавать мысль во всех её оттенкахи тонкостях, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова –великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее долгих иотвлечённых рассуждений. И очень многие приёмы работы над словом, накопленныедолголетним опытом, сводятся именно к тому, чтобы шире и глубже использоватьизобразительные средства языка.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет