Русский язык
2 класс
Тема: Правописаниебуквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: создание условий для запоминания правиланаписаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ– ЩУ.
Задачи :
Предметные – способствовать повторению и закреплениюнавыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Метапредметные :
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличенияспособа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества сучителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизацияи организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умениевыражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные – обще учебные: умение структурироватьзнания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований длясравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулированиепроблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительногоотношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровьесберегающем поведении.
Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять,закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки,аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки,стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.
.
Ходурока.
I. Мотивация к учебнойдеятельности.
Прозвенел для насзвонок –
Начинается урок.
К нам безопоздания приходи старание.
Помоги нампотрудиться,
Мы пришли сюдаучиться.
— К нам на урокпришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечкосадитесь.
-Запишите число,классная работа.
II. Актуализациязнаний.
-Определите, какиеправила правописания встретились в словах.
Снеж…нка,пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка.
-Вставьте пропущенныебуквы.
(Снежинка опасноеместо – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу вслове снежинка букву и).
-Запомнитеслова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.
-Сколько слов вывспомнили и записали?
-Проверьте их ещё разпо образцу.
Снежинка, пушинка,час, роща, чудо, щука.
-Сформулируйте темунашего урока.
Правописаниебуквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу.
-Исходя из темы,скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте словапомощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши,ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урокаформировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нампоможет достичь цели урока?
Жи и ши – такиеслоги,
Что всегда кребятам строги.
Жи и ши, жи и ши
Только с и всегдапиши!
Ча и ща , щу и чу–
Слоги эти заучу!
Ча и ща, щу и чу
Я пятёрку получу!
III. Упражнение вчистописании.
[ж]
-Произнесите звук.
-Что вы о нём знаете?(Согласный, звонкий, твёрдый, парный)
-Какой буквойобозначен этот звук на письме?
Ж ж (надоске)
Жизнь, ежи,лужи, ужин
-В каких словахколичество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)
-Почему?
-Какие слова нельзяперенести? (жизнь, ежи, ужин)
-Составьте и запишитепредложение. (на доске)
Зелёная,спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
Зелёная ёлочкаспряталась под пушистым снежком.
-Подчеркните основупредложения.
IV. Словарная работа.
Картинный диктант.
Декабрь, мороз,коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.
-Что объединяетслова?
Работа по учебникус.14 Упр. № 23.
-Прочитайте 3загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадкуподчёркивая буквосочетания.
— Отгадайте загадку.Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?
Прослушиваниезвуков метели.
Работа с толковымсловарём.
-Найдите значениеслова метель.
Метель в слове2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемаяе в 1 слоге)
-Запишите слово 3раза.
-Прочитайте синонимык слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.
V. Работа по темеурока.
-На дом вы получилизадание.
–Найтиправописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.
1 ряд –в словареоднокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы
2 ряд – в словаресинонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий
3 ряд – в словареантонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий
-Как по другомуназываются однокоренные слова? (родственные)
-Почему?
Спишите однокоренныесловас.139. Выделите корень.
-Почему после букв Жи Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Таксложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] былимягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Чи Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю?(Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] былитвёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
Зашуршаликамыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
Плавником бьётчудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”
И шумит леснаячаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”
VI. Физминутка.
Чтоб глаза твоизорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим ипод ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругубыстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Работа впаре.
-Словаспокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Чтоже делать? Как же быть?
Буквынужно возвратить!
-Припишитесправа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобыполучились слова.
(Чижи,туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)
Чи… |
Кры… |
Ту… |
…сы |
Мы… |
Ро… |
…ка |
Лу… |
|
…лок |
Игра «Найдиошибки». (попробовать написать на доске)
Текст написан сошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишитетекст. Подчеркните орфограммы.
Земой птицыгаладают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.
Демонстрациястенгазеты.
Работа в группах.
-Из записанных словвыбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:
1группа – жи
2 группа — ши
3группа – ча
4 группа – ща
5группа – чу
6 группа — щу
Чудо, туча, шишка,трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу,чищу.
Дифференцированнаяработа.
-Возьмите карточки.Выберите уровень сложности:
Жёлтый — сложнее,зелёный – легче, синий — самый лёгкий.
КАРТОЧКА1.
Запиши, одним словом.
1. Зимой летят с неба.__________________________
2. Человек долго смеётся, итогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
3. Берёзовая___________________
4. Катаются с горы зимой надлинных палках на ногах __________________________
5. Часть колеса машины__________________________
6. Чайная пара: блюдце и_________________________
КАРТОЧКА2.
Вставьте подходящиепо смыслу слова.
______________________в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________.________________ тучи.
Слова для справок:кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенниеорфограммы жи-ши, ча-ща,чу-щу.
Дятлы.
Тре___т морозы. Влесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой.Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
Проверка по одномучеловеку.
VII. Итог урока.Рефлексия.
-Над чем мы с вамисегодня работали на уроке?
(По образцу издневника)
-Какие правила мыдолжны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи–ши
Только ивсегдапиши!
В сочетаниях ча –ща
Пишем только буквуа.
В сочетаниях чу –щу
Пишем только буквуу !
-Оцените свою работус помощью ёлки.
-Если вы уверены, чтосамостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик,если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызываюту вас затруднения — синий.
-Ребята, посмотритена ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
VIII. Дом. задание.
С. 15, составитьорфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.