X-PDF

Урок русского языка Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши

Поделиться статьей

 Русский язык

2 класс

Тема: Правописаниебуквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель: создание условий для запоминания правиланаписаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ– ЩУ.

Задачи :

Предметные – способствовать повторению и закреплениюнавыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличенияспособа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества сучителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизацияи организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.),  умениевыражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные обще учебные: умение структурироватьзнания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований длясравнения.  Умение структурировать знания; постановка и формулированиепроблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД:  содействовать формированию положительногоотношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

 

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять,закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки,аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки,стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

.

                                                               Ходурока.

 

I.     Мотивация к учебнойдеятельности.

 

Прозвенел для насзвонок –

Начинается урок.

К нам безопоздания приходи старание.

Помоги нампотрудиться,

Мы пришли сюдаучиться.

 

— К нам на урокпришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечкосадитесь.

 

-Запишите число,классная работа.

 

II. Актуализациязнаний.

 

-Определите, какиеправила правописания встретились в словах.

Снеж…нка,пуш…нка, ч…с, рощ…,  ч…до, щ…ка.

-Вставьте пропущенныебуквы.

(Снежинка опасноеместо – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу вслове снежинка букву и).

-Запомнитеслова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.

-Сколько слов вывспомнили и записали?

-Проверьте их ещё разпо образцу.

Снежинка, пушинка,час, роща, чудо, щука.

-Сформулируйте темунашего урока.

Правописаниебуквосочетаний  жи — ши, ча – ща, чу — щу.

-Исходя из темы,скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте словапомощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши,ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урокаформировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нампоможет достичь цели урока?

 

Жи и ши – такиеслоги,

Что всегда кребятам строги.

Жи и ши, жи и ши

Только с и всегдапиши!

 

Ча и ща , щу и чу–

Слоги эти заучу!

Ча и ща, щу и чу

Я пятёрку получу!

 

III.                     Упражнение вчистописании.

[ж] 

-Произнесите звук.

-Что вы о нём знаете?(Согласный, звонкий, твёрдый, парный)

-Какой буквойобозначен этот звук на письме?

Ж ж (надоске)

Жизнь, ежи,лужи, ужин

-В каких словахколичество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)

-Почему?

-Какие слова нельзяперенести? (жизнь, ежи, ужин)

-Составьте и запишитепредложение. (на доске)

Зелёная,спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.

Зелёная ёлочкаспряталась под пушистым снежком.

-Подчеркните основупредложения.

 

IV.                      Словарная работа.

 

Картинный диктант.

Декабрь, мороз,коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

 

-Что объединяетслова?

Работа по учебникус.14 Упр. № 23.

-Прочитайте 3загадку. Объясните написание  слов с пропущенными буквами. Спишите загадкуподчёркивая буквосочетания.

— Отгадайте загадку.Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

 

Прослушиваниезвуков метели.

 

Работа с толковымсловарём.

-Найдите значениеслова метель.

Метель в слове2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемаяе в 1 слоге)

-Запишите слово 3раза.

-Прочитайте синонимык слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.

 

V.  Работа по темеурока.

 

-На дом вы получилизадание.

–Найтиправописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1 ряд –в словареоднокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

2 ряд – в словаресинонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словареантонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Как по другомуназываются однокоренные слова? (родственные)

-Почему?

Спишите однокоренныесловас.139. Выделите корень.

 

-Почему после букв Жи Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Таксложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и  [ш]  былимягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1189

 

-Почему после букв Чи Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю?(Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч]  и [щ]  былитвёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

Зашуршаликамыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”

Плавником бьётчудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит леснаячаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”

VI.                      Физминутка.

Чтоб глаза твоизорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим ипод ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругубыстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

Работа впаре.

-Словаспокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Чтоже делать? Как же быть?

Буквынужно возвратить!

 

-Припишитесправа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобыполучились слова.

(Чижи,туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)

 

Чи…

 

Кры…

 

Ту…

…сы

 

Мы…

Ро…

 

…ка

Лу…

 

 

…лок

 

Игра «Найдиошибки». (попробовать написать  на доске)

Текст написан сошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишитетекст. Подчеркните орфограммы.

 

Земой птицыгаладают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.

 

Демонстрациястенгазеты.

 

Работа в группах.

 

-Из записанных словвыбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:

 

1группа – жи

2 группа — ши

3группа – ча

4 группа – ща

5группа – чу

6 группа —  щу

 

Чудо, туча, шишка,трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу,чищу.

 

Дифференцированнаяработа.

 

-Возьмите карточки.Выберите уровень сложности:

Жёлтый — сложнее,зелёный – легче, синий — самый лёгкий.

 

   КАРТОЧКА1.

Запиши, одним словом.

1.    Зимой летят с неба.__________________________

2.    Человек долго смеётся, итогда говорят, что ему в рот попала ____________________________

3.    Берёзовая___________________

4.    Катаются с горы зимой надлинных палках на ногах __________________________

5.    Часть колеса машины__________________________

6.    Чайная пара: блюдце и_________________________

 

   КАРТОЧКА2.

Вставьте подходящиепо смыслу слова.

______________________в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________.________________ тучи.

 

Слова для справок:кричат, тишина, снежинки, мчатся.

 

  КАРТОЧКА 3.

Вставь пропущенниеорфограммы жи-ши, ча-ща,чу-щу.


Дятлы.

Тре___т морозы. Влесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой.Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

 

 Проверка по одномучеловеку.

 

VII.                  Итог урока.Рефлексия.

 

-Над чем мы с вамисегодня работали на уроке?

(По образцу издневника)

-Какие правила мыдолжны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи–ши

Только ивсегдапиши!

В сочетаниях ча –ща

Пишем только буквуа.

В сочетаниях чу –щу

Пишем только буквуу !

 

-Оцените свою работус помощью ёлки.

-Если вы уверены, чтосамостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик,если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызываюту вас затруднения  — синий.

-Ребята, посмотритена ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

 

VIII.              Дом. задание.

С. 15, составитьорфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1189

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1189


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1189


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1189


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1189


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1189


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет