Сценарийурока
Предмет:Русский язык
Класс:3
УМК:Перспективная начальная школа
Тема: НаписаниеЬ перед частицей –ся
Типурока:урок изучения нового материала
Видурока:проблемный урок
Цели урока:
образовательная: познакомиться с правописанием глаголов,оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;
развивающая: развивать умениесамостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать еёграфически, объяснять правописание;
воспитательная: воспитывать интерес ксамостоятельной исследовательской деятельности;
Ожидаемые результаты урока:
Личностные: формировать интерес кучению.
Метапредметные:
Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое отуже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы навопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную науроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли вустной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничатьсовместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цельна уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать поколлективно составленному плану; оценивать правильность выполнениядействия; планировать своё действие в соответствии с поставленнойзадачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения наоснове его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своёпредположение.
Предметные: уметь задавать вопросык глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемойорфограммы.
Задачи урока: — учить самостоятельному выводу о правиле правописания -тся и – ться;
— развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
— добиваться аккуратности в работе.
Методыобучения:проблемный, аналитический, поисковой
Формаорганизации познавательной деятельности: групповая,фронтальная, самостоятельная
Ходурока
1.Самоопределениек деятельности. Организационный момент
Включениев деловой ритм.
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
2.1Минутка чистописания.
Скакой частью речи познакомились на прошлом уроке?
Назовитепоследний звук в слове глагол. Дайте ему характеристику.
Запишитев тетрадь следующие сочетания букв.
ЛлЛа ли лн ле
Запишите,продолжив до конца строки.
2.2 Я предлагаю вам поиграть. К нам вкласс пришёл корреспондент (ученик 7 класса), и он хочет узнать, что вы знаетео глаголе.
«Блицопрос» по теме ГЛАГОЛ
-Здравствуйте! Меня зовут….. Якорреспондент журнала «Школьный мир», и хотел(а) задать вам несколько вопросов.
Примерные вопросы:
-Скажите пожалуйста
1. Что такое глагол?
2. Что обозначает глагол?
3. На какие вопросы отвечают глаголы в начальнойформе?
4. Как пишется не с глаголами?
5. Какую роль играет глагол в предложении?
-Спасибо!Вы уже много знаете о данной части речи. Но есть еще много нового иинтересного, что вы ещё узнаете о глаголе. А я с вами прощаюсь. До свидания!
3.Постановкаучебной задачи.
Активизациязнаний учащихся. Создание проблемной ситуации
-Прочтите предложения.
Солнце улыбается.
Не стоит улыбаться.
-Какие слова похожи?
-Как произносятся? (одинаково)
— А как пишутся, одинаково или по–разному?
-В чем вы видите разницу?
-Как вы думаете почему один глагол написанс ь знаком, а другой без? Нет ли тут ошибки? А как правильно писать такиеслова?
-Вызвало ли у вас это задание проблему?
-Какую? (где поставить Ь, а где нет)
-Можете вы еёсейчас сразу решить? Почему? (нам не хватает знаний)
-Я думаю, выпоняли, какая тема сегодняшнего урока и чем будем заниматься? (Тема-правописание-тся, -ться)
4.Целеполагание
-Давайте определим цели нашего урока?
У- учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? учиться правильно писать Ь вглаголах
Р-развивать ….Что будем развивать? – будем развивать внимание и орфографическуюзоркость
О-объяснить …..Что будем объяснять? -написание слов
К-контролировать…..Что будем контролировать?- ответытоварищей
5.Открытие детьми новых знаний.
Организацияучащихся по исследованию проблемной ситуации
На сколькогрупп можно разделить глаголы? (на 2, с ь знаком и без)
Разделите на группы.
Учиться, ленится, учится, лениться,бросится, броситься.
Учиться учится
лениться ленится
броситься бросится
-Задайте к глаголам вопросы.
Что делать? Чтоделает?
Чтосделать? Что сделает?
-Что заметили?
— Сделайтевывод, когда пишется ь в глаголах?
Проверьте своипредположения по учебнику на стр.160. Сделайте вывод.
Составималгоритм
1) Задаемвопросы: Что делать? Что делает?
2) Если ввопросе к глаголу есть ь (что делать?), то и в глаголе он будет писаться.
3) Если ввопросе к глаголу нет ь (что делает?), то и в глаголе он не будет писаться.
6.Первичноезакрепление
Устанавливаетсяосознанность восприятия. Первичное обобщение
Работа вгруппах. Стр. 160 упр 183
-Запишипредложения правильно. В скобках перед каждым глаголам пиши вопрос
1-я группа: Он (…) не здоровае(т,ть)ся.
Надо (…)здорова(т,ть)ся!
2-я группа: Они (…) возвращаю(т,ть)ся.
Они не хотят (…)возвраща(т,ть)ся.
Физминутка
7.Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону
Организациядеятельности по применению новых знаний
Самостоятельнаяработа с самопроверкой
Дифференцированныезадания с правом на выбор.
1 ур. Если высчитаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, товыбирайте уровень 1. (Приложение 1)
2 ур. Если выпоняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2. (Приложение2)
3 ур. Если выуверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3. (Приложение3)
Проверка 1 и 2 уровня вместе с учителем
Проверка 3 уровня самостоятельно пообразцу. (Приложение 4)
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
8.Рефлексия деятельности
Домашнеезадание на выбор
Всем: с. 160, повторить правило
Группа 1:стр. 160 упр.184
Группа 2:стр. 161 упр. 185
Рефлексия
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял, что…
Теперь я могу…
9.Выставление отметок за урок
(Приложение 1)
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
________________________________________________________________________________
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
________________________________________________________________________________
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
________________________________________________________________________________
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
________________________________________________________________________________
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
________________________________________________________________________________
1уровень.
Задайвопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец:Друзья (что делают?) познаются в беде.
Труссвоей тени (__________________?) боит______ .
Всякийчеловек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Нестыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
_______________________________________________________________________________
(Приложение 2)
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
2уровень.
Заменисловосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлятьстремление — что делать? стремиться
Испытыватьволнение — ______________________
Допускатьошибки — _______________________
Чувствоватьрадость- _______________________
________________________________________________________________________________
(Приложение3)
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Интерестноухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Запишитекст без ошибок.
Взоопаркепроживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. ЛьвёнокСенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит.Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.
________________________________________________________________________________
(Приложение4)
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
3уровень.
Проверь!
Взоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке.Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладкоспит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.
________________________________________________________________________________
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Тема: Написание Ь перед частицей -ся
-
2 слайд
Лл ла ли лн ле
Чистописание
-
3 слайд
Прочтите предложения.
Солнце улыбается.
Не стоит улыбаться. -
4 слайд
У — учиться ….
Р- развивать ….
О- объяснять …..
К- контролировать….. -
5 слайд
Разделите слова на 2 группы
Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься.
-
6 слайд
Учиться учится
лениться ленится
броситься броситсяЧто делать? Что делает?
Что сделать? Что сделает?
-
7 слайд
Составим алгоритм
1. Задаем вопрос Что делать? Что делает?
2. Если в вопросе к глаголу есть ь (что делать?), то и в глаголе он будет писаться.
3. Если в вопросе к глаголу нет ь (что делает?), то и в глаголе он не будет писаться. -
8 слайд
Разноуровневые задания
1 уровень.
Задай вопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец: Друзья (что делают?) познаются в беде.
Трус своей тени (__________________?) боит______ .
Всякий человек в деле (__________________?) познаёт_____ .
Не стыдно не знать, стыдно (__________________?)не учит______ .
2 уровень.
Замени словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлять стремление — что делать? стремиться
Испытывать волнение — ______________________
Допускать ошибки — _______________________
Чувствовать радость- _______________________
3 уровень.
Запиши текст без ошибок.
Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них. -
9 слайд
Проверка
1 уровень.
Задай вопрос и правильно напиши ться или тся.
Образец: Друзья (что делают?) познаются в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится .
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?)не учиться .
2 уровень.
Замени словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме
Проявлять стремление — Что делать? стремиться.
Испытывать волнение – Что делать? волноваться.
Допускать ошибки – Что делать? ошибаться.
Чувствовать радость- Что делать? радоваться.
3 уровень.
Запиши текст без ошибок.
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держится за ветку и сладко спит. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них. -
10 слайд
Домашнее задание
Всем: с. 160, повторить правило
Группа А: стр. 160 упр.184
Группа Б: стр. 161 упр. 185 -
11 слайд
Рефлексия
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял(а), что…
Теперь я могу… -
12 слайд
Спасибо за урок!
