Предмет: Русский язык
Класс: 2
УМК: «Школа России». В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.
Тема: Правило написания разделительногомягкого знака в словах.
Цель: создание условий для формирования уобучающихся навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
Познавательные:
Воспроизводитьпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Классифицироватьобъекты (объединять в группы по существенному признаку);
Выявлятьи корректировать причины собственного затруднения;
Коммуникативные:
Осуществлятьконструктивное взаимодействие друг с другом;
Работатьв парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
Участвоватьв учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Регулятивные:
Планироватьрешение учебной задачи;
Уметьконтролировать процесс и результат своей деятельности;
Находитьи исправлять собственные ошибки;
Личностные:
Формироватьположительное отношение к учёбе и своим знаниям;
Применятьправила делового сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
Врезультате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова сразделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь -показатель мягкости
Метапредметные:
Уметьопределять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговариватьпоследовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнениядействия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действиев соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы вдействие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанныхошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлятьсвои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им(Коммуникативные УУД).
Уметьориентироваться в своей системе знаний: отличать новое отуже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы навопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную науроке (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметьпроводить самооценку на основе критерия успешности учебнойдеятельности.
Оборудование: В. П.Канакина, В. Г. Горецкий Русский язык. 2 класс.- Учебник.
ИКТ.
Ход урока
I. Мотивационный этап
Учительи ученики — это сотрудники. Они вместе создают урок. От меня и от вас зависитбудет ли урок полезным и познавательным, интересным и увлекательным или нет. Предлагаювам выбрать, что вам хотелось бы, чтобы было в уроке.
· Узнатьчто-то новое
· Показатьсвои знания
· Поработатьс друзьями
· Испытатьсвои возможности
· Поигратьи выполнить интересные задания
· Поработатьнад почерком
Прекрасно.Тогда начинаем урок.
– Откройтететрадь. Запишите дату.
II. Актуализация знаний
Чистописание.
Догадайтесь,какую букву будем писать на чистописании:
Вслове учитель она есть, и в слове ученье она есть, а в слове ученик её нет.
— Окакой букве мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о букве «ь».)
Чтовы знаете о букве «мягкий знак»? (Она не обозначает звука)
Словарная работа
Доска:
К…ньки, м…дведь, м…рковь, п… льто, т…традь,учит…ль.
-Что это за слова? (словарные)
-Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударнаягласная)
Спишитеслова вставьте пропущенные буквы.
Взаимопроверка по образцу: смотритена экран и соотнесите слово с записью.
Оценитеработу своего товарища.
-На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы. (Обозначающиеодушевлённые и неодушевлённые предметы; слова с «ь» в середине словаи на конце).
-Подчеркните буквы, которые стоят рядом с «ь».
-Какую работу выполняет «ь» в этих словах? (Указывает на мягкостьпредшествующего согласного)
Сделаем вывод: Эта букванеобходима в русском языке, чтобы указать на мягкость предшествующегосогласного звука.
— Где пишется «ь» — показатель мягкости? (Всередине между согласными и на конце слова после согласных).
-Каквы думаете, это все знания, которые мы должны знать о «ь», или существуютдругие?
-Хотитеузнать об этой букве новое?
-Тогдаза работу!
III. Формулирование проблемы, планированиедеятельности.
Создание проблемной ситуации.
Игра«Назови предмет»
1.Мелкая бабочка, гусеница которой портит одежду ………………моль
2.Синоним к слову «товарищи» ………………………… друзья
3.Это то, что остается после сгоревших дров…………. угольки
4.Синоним к слову «метель» …………………………… вьюга
5. 7Я……………………………………………………… семья
-Скажите, чем похожи эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)
-Давайтесейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученныеслова.
-Так, что же случилось, когда мы убрали «ь»? (варианты ответов)
-Одинаковую роль играет «ь» в этих словах? А почему?
-Разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы ихразделили?
В 1 столбике слова с ь — показателем мягкости. Мызнаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согласных пишется в концеслова после согласных и в середине слова между согласных. Поэтому в словах 1столбика ь — показатель мягкости
-А во второй группе? Слова с разд. ь знаком.
— Значит, что мы должны сегодня узнать?Какая тема?
Тема: Правило написания разделительного мягкого знакав словах.
-Давайтепоставим задачи, над которыми будем работать.
1.Научитьсяразличать разделительный «ь» и «ь» – показатель мягкости
2.Определитьместо написания разделительного «ь»
3.Грамотнописать слова с разделительным «ь»
ΙV. Открытие новых знаний.
Работа по учебнику: с.35, упр.61 (с комментированием 1и 2 группы слов)
Объяснениенаписания слов «по цепочке» по алгоритму:
Произношуслово.
Слушаю,есть ли звук [й] в корне после согласного перед гласным.
Еслислышу звук [й] после согласного, пишу букву «Ь» после буквы согласного перед е,ё, ю, я, и.
3 группу слов запишите самостоятельно
Проверка
-Определите, чему учились в этом задании? Какие знания вам понадобились?(Правило)
-(Взаимопроверка) Оцените работу своего товарища.
ФИЗМИНУТКА
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(Растираниеладоней карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладонирасположены вертикально (горизонтально).
-Сделаем вывод: для чего нужен в словах «ь», на что он указывает? (Он нужен,чтобы показать, что за согласным произносится звук [й].)
— А за какими буквами «прячется» этотзвук? (За буквами е, ё, ю, я, и)
-Понаблюдаем, в каких случаях он пишется?
-Почему «Ь» в этом случае называют разделительным?
Работа с правилом в учебнике на с.52
V.Физминутка.
-Встали около парт. Если слышим, что в слове надо написать разделительный «ь»,то мы приседаем. А если в слове мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем владоши 2 раза.
Листья, бельё, день, прутья, камень, стулья, метель,шью, счастье, олень, пеньки.
-Молодцы, вы были внимательны.
VI. Закрепление
Работа в группах (Музыка «Часики»)
1 группа Выписать слова с разделительныммягким знаком:
Ночьюразыгралась вьюга. Ольга шьёт кукле платье. Школьный двор засыпан листьями.
2 группа От данных словобразуйте и запишите слова с разделитеьным мягким знаком:
Варить,сидеть, учить, уметь, гулять.
3 группа Подберите к даннымсловам слова-антонимы.
Скука,свет, враги, вред, болезнь.
4 группа Запишите ответы на вопросы:
Когдазагораются звёзды?
Когдаулетают лебеди?
Чемзастилают стол?
Проверим себя
ТестЗакрасьте пазлы со словами, в которых есть разделительный мягкий знак краснымцветом, а пазлы со словами, в которых есть слова с мягким знаком, показателеммягкости согласного звука — зелёным цветом.
VII.Рефлексия
-Что узнали нового о «Ь»?
Разделительный «Ь» пишется в корне слова послесогласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, если припроизношении после согласного слышится звук «й».
Разделительный «Ь» показывает, что согласный звук несливается с гласным, а произносится раздельно.
-Какое задание было самым интересным?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Учащимсяпредлагается закончить следующие предложения:
Насегодняшнем уроке я узнал …;
Наэтом уроке меня порадовало…;
Япохвалил бы себя…;
Послеурока мне захотелось….
-Спасибо за хорошую работу.
VIII. Домашнее задание
Найдитев учебнике «Литературное чтение» и запишите 10 слов с разделительным мягкимзнаком.
