Урок русского языка в 3 классе.Тема: «Винительный падеж»
Типурока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формироватьумение определять винительный падеж имен существительных, научить различатьвинительный и именительный падежи.
Задачи урока:
Образовательные – знакомство сособенностями винительного падежа, формирование умения различатьименительный и винительный падежи имён существительных.
Развивающие – развитиеорфографической зоркости, связной речи, словарного запаса.
Воспитательные – способствованиевоспитанию мотивов учения, интереса к русскому языку, умения слушать различныеточки зрения.
УУД:
Познавательные: освоение уменияраспознавать существительные в именительном и винительном падеже по вопросам ироли в предложении.
Регулятивные: освоение уменияпринимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственнуюдеятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ееосуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия,высказывать свое предположение; планировать учебное сотрудничество.
Личностные: осознание алгоритмаучебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешностиучебной деятельности.
Коммуникативные: формирование умениясотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; находитьнеточности и корректировать их; высказывать свою точку зрения .
Оборудование: мультимедийныйпроектор, презентация, учебник.
Дидактическийматериал: раздаточные листы.
Ход урока:
1.Организационныймомент. Мотивирование к учебной деятельности.
Сегодня на уроке мыотправимся в путешествие за новыми знаниями. А чтобы эти знания добыть,нам надо активно поработать и дружно.
Откройте тетрадь,сядьте правильно, запишите число и классная работа.
2. Чистописание.
Выполним упражнение по чистописанию
Ребята, какие чудные зимние картинывокруг! Назовите главный признак зимы? (Снег)
Сс
Запишем слово зима, снег. Какого рода? Превращаем в Ж.Р.(Снежинка)
Чистоговорка
Жу-жу-жу — на снежинку я гляжу!
Жи-жи жи — все снежинки хороши!
Скороговорка
Летают снежинки, летают снежинки,
Покрыли снежинки лесные тропинки.
Письмо по памяти
3.Словарнаяработа
Найдите ворфографическом словаре слова на букву «С»
1вариант выписывает3 слова, которые являются именами существительными женского рода
2вариант выписывает3 слова, которые являются именами существительными мужского рода
Соберем словарь по теме «Зима» с помощьюзагадок
Всё кругом белым-бело
Чисто поле замело
Это зимушке постель
Стелет бабушка ……метель
У метели есть подруга
Звать подружку эту ……вьюга
Зима. Вокруг снега лежат
Все люди по домам спешат
И каждая замерзла лужа
Мороз, метель — такая… стужа
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья и травы и заросли роз? Мороз
Как можно сгруппировать эти слова?
Метель — вьюга, мороз — стужа
Составитьпредложение с данными словами, определить падеж
4. Постановкапроблемы. Актуализация знаний.
Игра Узнай падеж
— Нет (Р. п.)
— Кому (Д. п.).
Подлежащее (И. п).
— Два предлога (Д. п.)
— Без предлога не употребляется (П. п).
— Щедрый падеж (Д. п.).
— — Что? (И, п., В. п.).
— У каких падежей одинаково звучит вопрос?
Проблема
— Как вы думаете, какой падеж будемизучать?
Какие задачи на уроке поставим?
— Сегодня на уроке мы будем учитьсяразличать имена существительные именительного и винительного падежа
5. Решение учебной задачи
— Как их можно различить?
Запись предложений:
Снежная дорога вьётся вдоль берёзок.
Ночью лунный свет падает на снежнуюдорогу.
— Заметили ли вы что — нибудь интересное?(в В.П. предлоги, а в И.П. нет предлогов)
— Каким членом предложения являетсяслово дорога? (подлежащим)
— В каком падеже стоит это слово?
— А слово дорогу какимчленом предложения? (второстепенным членом)
— В каком падеже стоит это слово?
— Какой вывод можно сделать?
Вывод
— Расскажите всё об именах существительныхв именительном падеже. В винительном падеже. — Откройте учебник на странице 31и сравните с нашими выводами.
6.Закрепление нового материала.
Работа по учебнику стр 31 упражнение 54
Работа по рядам
Наблюдение за изменением окончаний в И.п.и В.п. Работа в группах.
Каждой группе выданы картинки предметов.Нужно поставить слово в И.п. и В.П. и обозначить окончания.
- 1-я группа. Слова: собака, кошка, лиса, улитка, черепаха.
- 2-я группа. Слова: мама, папа, сестра, бабушка, тетя.
- 3-я группа. Слова: ромашка, роза, кувшинка, лилия, фиалка.
7.Подведение итогов.Рефлексия.
Какую тему мы сегодня изучали? Какую цельперед собой ставили?
Какие открытия для себя вы сегоднясделали?
Тест
1. На какие вопросы отвечают именасуществительные в винительном падеже
а) кто? что?;
б) кем? чем?;
в) кого? что?
г) кого? чего?
2. С какими предлогами употребляются именасуществительные в именительном падеже?
а) в, на, через;
б) без предлогов;
в) к, по;
г) у, из, до, около;
3. Каким членом предложения является имясуществительное в винительном падеже?
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) второстепенным членом;
4. В каком падеже стоит имясуществительное в словосочетании: увидел сестру
а) И.п;
б) Р.п
в) Т.п;
г) В.п;
8.Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение 56страница 31