Конспектурока по русскому языку, 3 класс, «Перспектива» по теме «Части речи»
Учительначальных классов МОУ СОШ 28 ГО Люберцы Зинчук Н.И.
Цель:систематизироватьзнания о частях речи.
Задачи:-Научиться соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий),вопросы, на которые они отвечают, с частями речи, подбирать примеры слов вкаждую группу частей речи.
-Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
-Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствиис поставленной задачей.
-Осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.
-Формирование положительной мотивации к повторению и систематизации учебногоматериала.
Планурока
1.Организационныймомент
Порядокна столе –
Порядокв голове!
-Улыбнулись, настроились на урок.
2.Актуализациязнаний
а)Орфографическая минутка
Повторениеправила написания слов с непроизносимыми согласными.
-Запишите буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова следующих слов.
Здравствуй,честный, солнце, грустный, сердце, счастливый, поздно, капустный, звёздный,местный.
Взаимопроверкав парах, оценка на полях.
Ответ:в, т, л, т, д, т, д, т, д, т.
б)Игра «Мешки»
-Подумайте, сколько слов в русском языке. Представьте себе огромный книжный шкаф,из которого высыпались слова. Как в них не запутаться?
+Навестипорядок. Разложить по группам в мешки.
— Можно ли в одинмешок положить слова, например: пушистый, играть, а на другую – под, стужа?Будет ли порядок?
+Нет.
— А как разделитьвсе слова по группам?
+Найти общееусловие, по которому можно распределить слова на группы.
— В русском языкеслова делятся на группы в зависимости от того, что они обозначают и на какиевопросы отвечают.
— Как могутназываться группы?
+Части речи.
— Теманашего урока: Части речи.
— Поставьте цельна урок.
— Цель: представлениечастей речи как группы слов, которые строятся на основе общих вопросов изначений.
в) Работав группах. Приём «Кластер»
— Как называетсяприём графического изображения материала?
+ Кластер.
— Повторимправила работы в группах.
Приём «До»
— Перед вамикластер, заполните те его колонки, которые знаете.
-Все блоки заполнили?
+Нет.
-Домашнее задание на расширение кругозора. Найти, какие ещё части речи есть врусском языке.
-Если в ходе урока вы узнаете или вспомните новую часть речи, впишите её вкластер.
3.Физкультминутка
4.Работапо теме урока
а)Работа по учебнику Л. Ф. Климанова «Русский язык» 3класс 1 часть. С. 123 №219
-Прочитайте названия частей речи и вопросы к ним. Все ли части речи знакомы вам?Ко всем ли частям речи можно поставить вопросы.
-На какие вопросы отвечают имена существительные? Что они обозначают?
— На какие вопросыотвечают имена прилагательные? Что они обозначают?
— На какие вопросыотвечают глаголы? Что они обозначают?
— На какиевопросы отвечают предлоги? Что они обозначают?
— Вернёмся кнашему кластеру, дополните его.
б) Работав парах по карточкам
Карточка№1
Вкаком из этих предложений первое слово нельзя, не изменяя его, переставить вконец так, чтобы предложение осталось правильным? Подчеркни это предложение.
А)Театров в городе было много.
Б)Театров в городе было множество.
В)Театров в городе было четыре.
Г)Театров в городе было пять.
Д)Театров в городе не было.
Карточка№2
Вкаком из ответов слово вишнёвый означает не то, что в остальных?
А)вишнёвый компот;
Б)вишнёвая косточка;
В)вишнёвая футболка;
Г)вишнёвое варенье;
Д)вишнёвый йогурт.
Карточка№2
Распределитеслова на группы.
Установитесоответствие стрелочками.
стужа
пушистый имя существительное
лёд
морозный
пурга
холодный имя прилагательное
играть
в
мёрзнуть предлог
на
лепить
под глагол
— Проверка.Самооценка.
в)Коллективная работа
—Чтоозначают выражения?
Путатьсяпод ногами.
Глазамсвоим не верить.
Ислед простыл.
Ответ:мешаться, удивляться, исчез.
Определитечасти речи данных слов по вопросу.
г)Приём «Маркировки текста», работа по учебнику с. 125.
Читаемпо ролям и маркируем текст:
! Я этознал.
+ Новоедля меня.
— Вызываетсомнение.
? Вопрос.
-На какие две группы делятся все части речи?
+Самостоятельные и служебные.
5.Рефлексия
д)Игра «Крестики – нолики»
Давайтепоиграем. В таблице с цифрами отметьте «х», если слово относится ксамостоятельной части речи и «о», если к служебной части речи.
-Записываемпредложения и по порядку определяем, к какой группе относиться слово.
Холоданаступали на лес и поле. Ёжик накрылся одеялом из сухих листьев.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
— Какая главнаямысль урока?
— На какие группыделятся части речи?
— С чем на урокене согласен?
— Рассмотритекластер, какие части речи добавили?
6.Самооценка
Оцените своюработу. Приём «Светофор»
Урок дляменя прошёл с пользой. У меня всё получилось!
— Поднимитезелёный кружок.
Научилсяопределять части речи по вопросам и значению, но мне ещё нужнапомощь.
— Поднимите жёлтыйкружок.
Мне былотрудно на уроке.
— Поднимитекрасный кружок.
7. Домашнеезадание
Выбрать изучебника для закрепления упражнение с.124 – 125 №220, 221, 222.
