Урок русского языка в 4классе
Однородные члены предложения (общеепонятие)
Цeль: закреплять знания опредложении, тексте. словосочета- нии: познакомить с особенностями опнородных членовпредло- жения; ввести термин однородные члены предложение.
Формируемые УУД: n. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной вели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие;к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль,коррекция, оценка действий партнёра; р. —постановка учебной задачи;определение последовательности промежуточных целей с учётом конечно го результата; предвосхищение результата и уровня yсвоения,его временных характеристик; оценивание качества и уровняусвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Х о д у р о к а
I.Организационный момент.
Ученикистановятся вкруг. Дежурный начинает отбивать ладонями задуманный ритм. Это медленные,равномерные хлопки. Постепенно в игру вступают все участники. В итоге долженполучается слаженный ритм хлопков.
-Молодцы! Такая дружная работа намочень поможет на уроке прийти к задуманной цели нашего урока.
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику
(Рубрика «Проверь себя» (с. 24)
По заданию №1 детям раздаются аббревиатуры каждого предложения по количеству учеников в классе. Собираются команды изучеников с разными аббревиатурами. Каждый в группе находит и читает свое предложениев предложенном тексте. Группы приступают к выполнению задания по учебнику.После выполнения задания выполняется проверка. Представители команд отвечают напредложенные вопросы.
— Можно ли эти предложения назвать текстом и почему? ( Текст состоит изпредложений, которые связаны по смыслу)
Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три части)
— На основе данного текста составьте текст-описание илитект-повествование.
III.Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 25.
— Какой раздел мы начинаемизучать? (Предложение.)
— Прочитайте, что мы узнаемв этом разделе и чему будемучиться.
— Послушайте текст.
В новуюквартиру переезжают новосёлы.Пaпa несёт вещи, мама несёт вещи,сын несёт вещи на второй этаж.
— Что вызаметили? (Во втором предложенииповторяются слова «несёт вещи».)
— Как изменитьпредложение, чтобы речь звучала красиво?
(Папа, мама и сын несут вещи на второйэтаж.)
— О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне.)
— Сколько получилось подлежащих? ( Три подлежащих.)
— Что говоритсяо папе, маме и ребёнке? (Они несут вещи.)
— Сколькосказуемых в этом предложении? (Одно.)
— Послушайте следующее предложение.
Сын перенёс коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
— Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын.)
— Как можно изменить предложение? (Сын nepeнёc коробки,повесил в шкаф одеждуи расставил посуду в буфете.)
— Сколько подлежащихв этом предложении? (Одно.)
— Сколько сказуемых к нему относится? ( Три.)
О чёммы будем говорить сегодня на уроке?(О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т. д.
— Предположите,как могут называться такие члены предложения. (Oднopoдныe члены предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. Узнать, какие члены предложения называютсяоднородными, научиться находить однородные члены в предложениях.)
III. Работа по теме урока
Paбoтa по учебнику Уnp. 32 (с. 26).
Прочитайте предложения. Что вы заметили? (В каждой группе предложений говорится об одном и том же.)
— Какие слова выявлены в первой группе?
— На какой вопрос они отвечают? ( Чmo делали?)
— К какому члену предложения они относятся? (K подлежащемулягушки.)
— Какими членами предложения они являются? (Сказуемыми.)
— Чем отличаютсяпредложения в первой группе? (В первом предложении одно сказуемое, во втором — два.)
— Какие словавыделены во второйгруппе?
— К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому осветило.)
— На какой вопрос они отвечают? (Осветило (что?) деревья, кусты, поляны.)
— Какими членами предложения являютсяэти слова? (Второстепенными членами предложения.)
— Чемотличаются предложения во второй группе‘? {В первом предложении один второстепенный член, а во втором — три.}
— Какие слова выделены в третьей группе?
— На какой вопрос они отвечают? ( Что?)
— Какими членамипредложения они являются?(Подлежащими)
— Чемотличаются предложения в третьей группе? (В первом предложении одно подлежащее, во втором — три.)
— Прочитайте материалрубрики «Обратите внимание!»
— А теперьпроверим, как вы запомнили эту информацию.
Учитель передает«волшебную палочку»-карандаш ученику, который начинает отвечать и передает карандаш другому ученику. Ответы продолжаются. Затем карандаш возвращаетсяучителю.
Уnp. 33(с. 26). Первые правильновыполнившие работу ученики предлагают свою помощь другим.
Чтение сведенияо языке на с. 27.
IV. Физкультминутка.
«Руки-ноги». Одинхлопок –топаем ногами, два хлопка –хлопаем в ладоши.
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Уnp. 34 (с. 27).
— Прочитайте предложения.
— Назовите однородныечлены в каждом предложении.
— Какими членамипредложения они являются?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Два ученика выходят к доске. Один ученик читает слова с пропущенными буквами, объясняет их написание, другой — выполняет роль суфлера, следит за ответом и при необходимостиподсказывает.)
Дополнительное задание:составить и записать одно предложение с однородными второстепенными членами предложенияпо аббревиатуре, например: ЮПСПСДНД(Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево)
— Запишитев словарик слова комбайн, комбайнер, комбайнёр. Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Объясните значениеслов.
(На данном этапеурока можно использовать школьные словарики:орфографический, словарик трудностей русского языка.)
Уnp. 35(с.28)
Самодиктант. Все закрывают свои учебники. Остаётся один открытый учебникна столе учителя. Слабые ученики ходят, списывают предложения и указывают,каким членом предложения являются однородные члены. Сильные ученики списывают предложения в порядке,обозначенном значком «Задание повышенной сложности». Коллективная проверка.
VI. Рефлексия
(Работа по карточкам.)
— Подчеркните однородные члены предложения.
Вариант 1.
Tyrон в точку уненьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…
А. Пушкин
Вариант 2.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
А. Пушкин
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итоговурока
— Над какой темой мы работали сегодняна уроке?
— Кто не разобрался в новом материале?
Домашнее задание
Уnp. 36 (с. 28), 37 (с. 29) — устно.
