X-PDF

Урок русского языка в 8 классе Роль второстепенных членов предложения

Поделиться статьей

Русский язык 8 класс

 

Тема.  Рольвторостепенных членов предложения

Целиурока:

Образовательная: повторить сведения о второстепенныхчленах предложения, закрепить умение различать второстепенные членыпредложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных приизучении темы «Второстепенные члены предложения».

Развивающая: развивать логическоемышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную иписьменную речь; внимание.

Воспитательная: воспитывать уважительноеотношение к родному языку.

Типурока:  урокобобщения и систематизации знаний, полученных в 5-7 классах

Оборудованиеурока: мультимедийнаяустановка, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент.

Эпиграфомк нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского«Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».

-Как выпонимаете смысл этого высказывания?

Человекпостоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка,пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вамитоже продолжим работу над родным языком.

1. Напредыдущем уроке мы с вами изучали главные члены предложения, а также тиремежду подлежащим и сказуемым.

Задание№1. (слайд 2) Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым:

а)нужно;    б) не нужно

1. Книгаисточник знаний.

2. Прудкак блестящая сталь.

3.Бедность не порок.

4. Ртутьтоже металл.

5. Садысажать жизнь украшать.

6. Дваждыдва четыре.

7.Путешествие это та же книга.

8. Мойрабочий день десять часов в сутки.

9. Чтениевот лучшее учение.

10. Марттолько начало весны.

Ответ:     а-1, 5, 6, 7, 8,9;          б-2, 3, 4, 10

Задание№2. (слайд 4) Найдитире.

1.Воспитанный человек

А)вежливый и скромный;     Б) читает много книг;

В) примердля других;          Г) интересен людям.

 

2.Книга

А) хранитудивительные открытия;

 Б)лучший советчик;

В)сопровождает нас всю жизнь.

Задание№3 (слайд 6) Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова

а)подлежащим;        б) сказуемым;         в) дополнением;        г)определением;      д) обстоятельством;  е) не является членом предложения.

1. Льёт вокошко зимний месяц золотистый свет.

2.Сменила мудрость молодости пыл.

3. Я началразыскивать потерянную клюшку.

4. Каждыйзвук случайный я ловлю пытливо.

5.Желание наказать обидчика было очень сильно.

6.Сначала читал, затем решал.

7. Мы шлив течение всего дня.

8. Врачзапретил мне читать лёжа.

9. Настоле стояла шкатулка из серебра.

10. Я невидел реки великолепнее Енисея.

Ответ:      а-2;          б-3;        в-1, 4, 8;         г-5, 9, 10;          д-6;         е-7

2.Объявление темы урока, постановка целей урока.

Мысегодня постараемся вспомнить и закрепить знания по теме «Второстепенные членыпредложения».

1.    Актуализацияи систематизация знаний.

— Что вызнаете о второстепенных членах?

Второстепенныечлены – это… (все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, они могутпояснять как главные, так и второстепенные члены предложения, с которыми онисоставляют словосочетания). Термин «второстепенные члены предложения» вовсе неунижает их достоинства: он просто подчёркивает, что такие слова группируютсявокруг подлежащего и сказуемого и грамматически зависят от них.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

На первомэтапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме. Составляем кластер.

— Какиевторостепенные члены предложения вы знаете?

— Накакие вопросы они отвечают?

— Какимичастями речи они выражаются?

— Какграфически мы подчеркиваем второстепенные члены предложения?

-Безглавных членов предложение не построишь, а без второстепенных оно возможно.Однако далеко не всегда грамматическую основу можно оставитьнераспространённой. Если я вам сейчас скажу: «Я нашла» — и не продолжу своеймысли, то вы будете думать о том, что же я нашла.

-Какойвторостепенный член предложения нам необходим в конкретном случае? Давайтезакончим предложение. (варианты учеников: книгу, записку, клад и т.д.)

-Дляполноты мысли здесь необходимо дополнение. В конкретном предложении оно несётосновную смысловую нагрузку.

Дополнение— этовторостепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит отсказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенныхпадежей.

Найдитедополнение в этих предложениях. (слайд 8)

Солнцеярко освещало берёзовую рощу.

Мыразговорились об интересных книгах.

Всухом воздухе пахнет скошенной травой.

Я вдолгу перед вами.

И нежаль мне ничуть.

— Какие второстепенные членыпредложения осталось выделить в этих предложениях?

— Чтотакое определение?

Определение — это второстепенный членпредложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?который? чей? И поясняет члены предложения, выраженныесуществительными.

Найдите впредложении  определения и подчеркните их:

— О какомвторостепенном члене предложения мы ещё не говорили?

-Обстоятельство.

— Чтотакое обстоятельство? Найдите и выделите в предложениях обстоятельство.

 

3. Как называются предложения, вкоторых есть второстепенные члены предложения?

-Распространитепредложения, подчеркните грамматическую основу.

Приближалсявечер. Солнце село. Упала роса.

5.Физминутка:

Поднятаяодна рука- нераспространенное, две- распространенное

Упалонесколько градин. ( нераспр.)

Ручкапишет тонко

Раннеелетнее утро.

У менязазвонил телефон.

Наостановке было два человека.

Птицызаволновались, закричали. (нераспр.)

Бегибыстрее!

Подъехалпереполненный автобус.

-Заключительным видом работы, который мы должны повторить с вами по теме«Повторение о второстепенных членах предложения», является синтаксическийразбор двусоставного предложения. При синтаксическом разборе предложения мысможем закрепить знания о второстепенных членах предложения, когда найдём их втексте и дадим им характеристику.

Задание (один из уч-ся выполняет у доски)

Запишитепредложение под диктовку, разберите его синтаксически.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/06/s_5dc2e4e34684d/1246600_1.png 

4.Подведение итогов урока.

-Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяютглавные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют,какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной,интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

5.Домашнее задание. 

Параграф23. Найти и выписать в текстах художественной литературы 10 распространённыхпредложений, сделать их синтаксический разбор.

 Рефлексия:

— Оценитесвою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?

-Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?

— Полезнали была информация урока?

Я

а)усвоил…

б)вспомнил…

в)пополнил знания…

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет