X-PDF

Урок-соревнование Подготовка к ЕГЭ

Поделиться статьей

Типурока: игра-соревнование.

Целиурока:

·        повторить в форме занимательной игры основные разделыязыкознания;

·        совершенствовать навыки анализа текста;

·        закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

·        обучать навыкам работы с тестами для подготовки к ЕГЭ;

·        развивать интерес к предмету, логическое мышление;

·        привлечь учащихся к активной познавательной деятельности науроках.

Воснове урока лежит упрощённая версия телевикторины «Своя игра», адаптированнаяк школьным условиям.

ВI раунде «Орфография» участникам предлагаются 3 темы, содержащие по 3 вопросакаждая:

1.Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
2. Морфемика. Словообразование. Орфография.
3. Морфология. Орфография.

ВоII раунде «Синтаксис и пунктуация» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:

1.Словосочетание. Простое предложение.
2. Сложное предложение.

ВIII раунде «Текст» — 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:

1.Типы и стили речи.
2. Изобразительно-выразительные средства языка.

Каждый вопрос взависимости от уровня сложности оценивается 1, 2 или 3 баллами. Класс делитсяна 2 команды.
Вместо электронного табло используется доска, на которой пишутся темы всех 3раундов с цифрами 1, 2, 3, обозначающими и номер вопроса, и количество баллов.
По мере выбора учащимися темы и номера вопроса цифры зачёркиваются. Послекаждого раунда подводятся итоги.

I раунд. Орфография

1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

1

     2

     3

2. Морфемика. Словообразование. Орфография.

1

     2

     3

3. Морфология. Орфография.

     1

     2

     3

II раунд. Синтаксис и пунктуация

1. Словосочетание. Простое предложение.

     1

     2

     3

2. Сложное предложение.

     1

     2

     3

III раунд. Текст

1. Типы и стили речи.

     1

     2

     3

2. Изобразительно-выразительные средства языка.

     1

     2

     3

 

 

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Учительговорит цель урока, знакомит с условиями игры. Команды придумывают себеназвание.

II.Отборочный тур

Первойначинает игру та команда, которая правильно продолжит пословицу:

·        «Не стыдно не знать, стыдно …» (… не учиться)

·        «Кто грамоте горазд, тому …» (… не пропасть)

III.Темы и вопросы для игры

I раунд. Орфография

1.Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

1задание: Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков (1 балл)

1) соль;
2) каша;
3) вечер;
4) собака

Ответ:4, 3, 2, 1.

2задание: В каком слове на месте буквенного сочетания чн звучит [шн]? (2балла)

1) конечно;
2) сердечно;
3) кирпичный;
4) личный

Ответ:1) конечно.

3задание: В каком слове верно выделена буква, обозначающаяударный гласный звук? (3 балла)

1) лгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла

Ответ:2) клАла.

2.Морфемика. Словообразование. Орфография.

1задание:   Какое слово пропущено в словообразовательнойцепочке: пустой – пустыня – … – пустынно? (1 балл)

1) пустота;
2) пустырь;
3) опустошить;
4) пустынный

Ответ:4) пустынный.

2задание:    Найдите «третий лишний»:прервать, премия, премудрый. (2 балла)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

Ответ:премия – нет приставки, в остальных случаях – -пре-.

3задание:    Укажите способ образования слова собеседники(3 балла)

1)приставочный;
2) суффиксальный;
3) приставочно-суффиксальный

Ответ:3) приставочно-суффиксальный.

3.Морфология. Орфография

1задание: В каком примере есть ошибка вупотреблении собирательного числительного? (1 балл)

1)семеро иностранцев;
2) у двоих лисят;
3) обоими руками;
4) трое сапог

Ответ:3) обоими руками.

2задание:  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущенабуква и? (2 балла)

А. солом…нка;
Б. подчёрк…вать;
В. усидч…вый;
Г. затм…вать

1) А, Б, В, Г;
2) Б, Г;
3) А, Б, В;
4) А, В, Г

Ответ:3) А, Б, В.

3задание: Укажите верную морфологическую характеристику словапомогающего. (3 балла)

1)действительное причастие;
2) страдательное причастие;
3) деепричастие;
4) существительное

Ответ:1) действительное причастие.

II раунд. Синтаксис и пунктуация

1.Словосочетание. Простое предложение

1задание: В каком словосочетании неправильновыделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада? (1балл)

Ответ:наша бригада.

2задание: Укажите способ связи слов всловосочетании незнакомых тебе. (2 балла)

1)согласование;
2) управление;
3) примыкание

Ответ:2) управление.

3задание:  Укажите правильное объяснение постановки запятой илиеё отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годовXIX века (   ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русскиесказки». (3 балла)

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая;
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

Ответ:3)

2.Сложное предложение

1задание:В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых в предложении должны стоять запятые? (1 балл)

Мужество(1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершаютпрекрасные дела.

1)2, 4;         2) 2,3;         3) 3,4;          4) 2;

Ответ:4).

2задание: Какой знак нужно поставить в данномпредложении на месте скобок? (2 балла)

Вставатьему не хотелось (   ) в избушке было очень холодно и сыро.

1)двоеточие;
2) тире;
3) запятая;
4) точка с запятой

Ответ:1) двоеточие.

3задание:  Укажите правильное объяснениепостановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самыеневероятные события (   ) и снятся самые яркие сны. (3 балла)

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна

Ответ:4)

III раунд. Текст

1.Типы и стили речи

1задание: В каком типе текста утверждается илиопровергается  какая-нибудь мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис –основное утверждение, чётко сформулированная мысль;
б) доказательство, аргументы, подтверждающие тезис; в) вывод, вытекающий издоказательства (заключение). (1 балл)

1)Описание
2) Рассуждение
3) Повествование

Ответ:2) рассуждение.

2задание:  Определите тип и стиль речиданного текста:

Степямипринято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью,развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностьюк недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов,которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедическогословаря). (2 балла)

1)Научный стиль, описание
2) Художественный стиль, повествование
3) Публицистический стиль, рассуждение

Ответ:1) Научный стиль, описание.

3задание: Определить стиль, тип текста. Найдитепредложения с пунктуационными ошибками:

Воти лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячиеветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Выедете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижновисят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла)

Ответ:стиль – художественный,
тип речи – описание.
пунктуационные ошибки:
1) не выделен запятыми сравнительный оборот «как боец»;
2) неправильно поставлена запятая между причастным оборотом «испещрённойтенями» и определяемым словом «дорожке», стоящим после причастного оборота.

2.Изобразительно-выразительные средства языка

1задание: Какое средство выразительности использованоЕсениным в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога»:

1.О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.

2.Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору… (1 балл)

1)Аллегория
2) Гипербола
3) Олицетворение

Ответ:3) Олицетворение.

2задание: Укажите название стилистического приёма,который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русскоймедлительной речи».

Я– внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.

1)Анафора, 2) Инверсия, 3) Эпифора.

Ответ:1) Анафора.

3задание: Какие средства выразительности используютсяв данном тексте? (3 балла)

Алес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я длялюдей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь ивырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко,как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великойлюбви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая,пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

(М.Горький).

Списоктерминов:

1)Гипербола                                           6) Оксюморон
2)Литота                                                 7) Градация
3)Сравнения                                           8) Однородные члены предложения
4) Олицетворения                                   9) Обособленные определения
5)Эпитеты                                              10)Назывные предложения

Ответ:1, 3, 4, 5, 7, 8, 9.

IV.Подведение итогов игры. Выставление оценок

Участникиигры могут сами оценить выступление своих товарищей.

V.Обсуждение игры можно провести в письменной форме:

1.Понравился ли урок-игра «Готовимся к ЕГЭ»?
2. Какие задания были лёгкими?
3. На какие вопросы ты затруднялся ответить?

VI.Заключительное слово учителя

– Дорогие ребята! Сегодняна уроке мы с вами потренировались в выполнении заданий по основным разделамязыкознания. Желаю вам успехов в сдаче предстоящего единого госэкзамена. Нашурок мне хотелось бы завершить словами русского филолога, академика ВиктораВладимировича Виноградова:
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитиечутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, егостилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье исамая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни итворческой деятельности».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет