Урокпо биологии в 5 классе
Тема:«Строение клетки».
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели:
· познакомить учащихся со структурнойединицей организма – клеткой;
· расширить представления о разнообразииклеток в живых организмах;
· воспитывать бережное отношение крастениям, животным и окружающему нас миру.
Материал к занятию: проектор, экран,компьютер; презентация; плакат «Строение растительной клетки», раздаточныйматериал, пластилин, картон.
Основные технологии, методы и способы:ИКТ-технология, технология деятельностного метода, индивидуально-личностнаятехнология.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте! Я снова рада вас видеть впрекрасном настроении, на уроке биологии. Вы готовы сегодня трудиться на благоваших знаний? (Конечно, да)
— Что нужно для строительства красивогокирпичного дома? (Кирпичи — это основа для строительства дома)
-Что нужно, чтобы составить предложение?(Слова, которые составляют основу предложений).
— Из чего состоят слова? (Из слогов,которые складываются из букв — буквы, это основа слогов).
— А из чего состоят тела растений,животных, человека? (Из клеток). Действительно в настоящее время уже невызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животногоорганизма является клетка.
2. Актуализация знаний и фиксациязатруднений в пробном действии.
— Ребята, а с помощью каких приборов можноувидеть клетки? (Микроскоп и лупа)
— Какое увеличение дают эти приборы? (Лупаот 2 до 15 раз, микроскоп от 120 и до…)
-Вы на урок принесли пластилин. Попробуйтевылепить клетку.
3. Выявление места и причины затруднения.
— Можете ли вы выполнить мое задание? (Нет.)
-Почему? (Мы не знаем строения клетки)
— Какие вы молодцы! Грамотно зафиксированноезатруднение-начало успеха в познании.
4. Построение проекта выхода иззатруднения.
— Сформулируйте тему урока. (Строениеклетки) Запишите в тетрадь.
-Сформулируйте задачи урока? (Изучитьстроение клетки)
-Молодцы!
5. Реализация построенного проекта.
— Давай те рассуждать. Кто впервыеприменил микроскоп? (Роберт Гук)
— Все верно. Давайте посмотрим фрагментфильма про уникальное открытие.
Просмотр видео.
— Что же такое клетка? (Основа всегоживого)
— А почему Роберт Гук назвал единицуживого именно клеткой? (По названию келий, на которые были похожи клетки).
-Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
-Вашему вниманию представлен рисунок 20. вучебнике на стр. 35. Откройте учебник и внимательно рассмотрите его. На немизображена клетка растений.
-Чем ограничена клетка? (Оболочкой)
— Все верно. Каждая клетка имеет оболочкус порами, ее пропитывает особое вещество – целлюлоза, которое придает прочностьрастительной клетке.
Под ней расположена мембрана, этотоненькая полупроницаемая плёночка. Она пропускает только нужные клеткевещества.
-Внутри клетки находится полужидкоевещество – цитоплазма. Она находится в постоянном движении, но при сильномнагревании и замораживании она разрушается, и клетка погибает.
-Что на рисунке изображено сиреневымцветом? (Ядро)
-А внутри? (ядрышко)
-Верно. Ядро имеет очень сложное строение,потому, что регулирует все процессы в клетке и хранит наследственнуюинформацию.
-Как называется полость в самом центреэтой клетки? (Вакуоль)
-Да, именно вакуоль содержит в себеклеточный сок, т.е. воду с растворенными в ней сахарами и другиминеорганическими и органическими веществами. В клеточном соке содержатся так жепигменты(Красящие вещества), которые так же придают разную окраску лепесткамрастений и другим частям.
— Как называются зеленые тельца в клетке?(Хлоропласты)
— Хлоропласты –это пластиды зеленогоцвета. Но есть еще и пластиды других цветов. Их рассмотрим мы на следующемуроке.
Физкультминутка
6. Первичное закрепление во внешней речи.
— Теперь давайте закрепим в памятистроение клетки. Для этого мы заполним таблицу: «Строение клетки» Эту работупроведем в парах. При заполнении таблицы разрешаю пользоваться учебником.
Структуры клетки |
Их функции |
Клеточная мембрана |
|
Оболочка |
|
Цитоплазма |
|
Ядро |
|
Вакуоль |
|
Хлоропласты |
|
Проверим.
7. Самостоятельная работа с самопроверкойпо эталону.
-А теперь закройте учебники. И слепите попамяти клетку из пластилина.
-Проверьте, правильно ли вы слепили. Всели органоиды на месте?
— Кто справился с работой? Молодцы!
-У кого не получилось, не расстраивайтесь.Какую цель вы себе поставите? (Повторить еще раз строение клетки.)
8. Включение в систему знаний иповторение.
— А как вы думаете все ли клетки однойформы? (Нет)
-Верно. Клетки разных органов растениймогут быть разных форм, окраски и размеров.
Количество в клетках органоидов зависит оттого, какую функцию выполняет клетка в организме растения.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Ребята, назовите тему нашего урока?
-Какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли ли цели?
-Закончите предложение. Сегодня науроке :
я узнал …
я научился…
было интересно…
было трудно…