План – конспект урока 8класс
Учитель ТехнологииМихалочкина НН
Тема урока: «Материаловедение.Текстильные волокна. Классификация волокон».
Цели:
Образовательная: познакомить склассификацией текстильных волокон, познакомить с натуральными волокнамирастительного происхождения, со свойствами натуральных волокон растительногопроисхождения; научить различать ткани по своему составу; углубить знанияучащихся об особенностях, структуры и свойствах ткани.
Развивающая: развиватьпространственное представление; мыслительные способности; умение анализировать,сопоставлять и различать виды ткани.
Воспитательная: воспитыватьэстетический вкус, внимательность и аккуратность.
Оборудование:
- наглядные пособия коллекций “Лен”, “Хлопок”, “Текстильные волокна”,
- образцы хлопчатобумажной и льняной тканей,
- учебник “Технология” для учащихся 5 класса.
- рабочая тетрадь,
- иголка,
- ножницы,
- Компьютер или мультимедийный проектор.
Методы: Иллюстрации и демонстрации,метод беседы, работа с раздаточным материалом, лабораторно – практическаяработа по овладению новым материалом.
Межпредметные связи: химия, история,физика, безопасность жизнедеятельности.
Основные понятия: Текстильныеволокна, ткань, материал, нити (основы и утка), гигроскопичность, сминаемость,
Тип урока: комбинированный
Структура урока
I Организационный этап……………………………………………………4 мин.
II Актуализация опорных знаний………………………………………….7 мин.
III Изучение нового материала:…………………………………………..25 мин.
1. Текстильныеволокна. Классификация волокон.
1. Понятияо свойствах ткани.
2. Признакиопределения вида ткани.
2. Свойстванити. Признаки лицевой и изнаночной сторон.
IV Лабораторно – практическая работа. «Изучение строение ткани.Подбор материалов для изделия»………………………………………………35 мин.
V Закрепление новых знаний и умений учащихся……………………7 мин.
VI Итог урока…………………………………………………………….7 мин.
VII Домашнее задание……………………………………………………3 мин.
VII Организационное окончание урока………………………………..2 мин.
Ход урока
I Организационный момент.
1. Приветствие;
2. Контроль посещаемости;
3. Проверка готовности к уроку.
II Актуализация опорных знании.
Беседа.
1. Какрассчитать плотность вязания по горизонтали (по вертикали)?
2. Длячего делают такие расчеты?
3. Какподобрать спицы и пряжу?
III Изучение нового материала.
1. Текстильные волокна. Классификация волокон. Рассказучителя с элементами показа презентации.
Текстильными волокнами называютгибкие прочные тела с малыми поперечными размерами, ограниченной длины,пригодные для изготовления текстильных изделий. Текстильные волокнаподразделяют на два класса: натуральные и химические. Попроисхождению волокнообразующего вещества натуральные волокна подразделяют натри подкласса: растительного, животного и минерального происхождения,химические волокна — на два подкласса: искусственные и синтетические, (см.презентацию Занятия № 5)
Искусственное волокно —химическое волокно, изготовленное из природных высокомолекулярных веществ.
Синтетическое волокно —химическое волокно, изготовленное из синтетических высокомолекулярных веществ.Волокна могут быть элементарными и комплексными.
Волокна являются исходным материалом для изготовлениятекстильных товаров и могут применяться как в естественном, так и в смешанномвиде. Свойства волокон влияют на технологический процесс переработки их впряжу. Поэтому важно знать основные свойства волокон и их характеристики:толщину, длину, извитость. От толщины волокон и пряжи зависит толщинаполучаемых из них изделий, которая влияет на их потребительские свойства.
Натуральные волокна растительногопроисхождения можно разделить на две группы: хлопковые или хлопчатобумажные илубяные волокна. Хлопком обычно называют волокна, покрывающие семена растенияхлопчатника. Лубяными называют волокна, содержащиеся в стеблях, листьях иоболочке плодов различных растений. Наиболее распространены следующие видылубяных волокон: лён, пенька(волокно конопли), джут.
Хлопок — это волокна, покрывающиесемена растений хлопчатника. Хлопчатник — однолетнее растение высотой 0,6—1,7м, произрастающее в районах с жарким климатом. Основным веществом (94—96 %), изкоторого состоит хлопковое волокно, является целлюлоза. Хлопковое волокнонормальной зрелости под микроскопом имеет вид плоской ленточки соштопорообразной извитостью и с каналом, заполненным внутри воздухом (рис. 1).Один конец волокна со стороны его отрыва от семени хлопчатника открыт, другой,имеющий коническую форму, закрыт.
Количество волокна зависит от степени его зрелости.
Хлопок длиной менее 20 мм называют непрядильным, т. е. из негоневозможно выработать пряжу. Между длиной и толщиной хлопковых волоконсуществует определенная зависимость: чем длиннее волокна, тем они тоньше. Отдлины и толщины волокон зависит выбор системы прядения (получения пряжи), что всвою очередь влияет на качество пряжи и ткани. Так, из длинноволокнистого(тонковолокнистого) хлопка получают тонкую, ровную по толщине, с малойворсистостью, плотную, прочную пряжу.
Из коротковолокнистого хлопка получают рыхлую, толстую, неровнуюпо толщине, пушистую, иногда с посторонними примесями пряжу.
Хлопковое волокно более стойкое, чем вискозное и натуральныйшелк, к действию света. Хлопок обладает высокой устойчивостью к действиющелочей, что используется при отделке хлопчатобумажных тканей. При этом волокнасильно набухают, усаживаются, становятся неизвитыми, гладкими, стенки ихутолщаются, канал суживается, прочность повышается, блеск усиливается; волокналучше окрашиваются, прочно удерживая краситель. Из-за малой упругости хлопковоеволокно имеет высокую сминаемость, большую усадку, низкую стойкость к воздействиюкислотой. Хлопок применяется для производства тканей разного назначения,трикотажа, нетканых полотен. Хлопковый пух применяют в производствемедицинской, одежной, мебельной ваты.
Лубяные волокна получают из стеблей, листьев или оболочек плодовразличных растений. Стеблевыми лубяными волокнами являются лен, пенька, джут,кенаф и др., листовыми — сизаль и др., плодовыми — койр, получаемый из покроваскорлупы кокосовых орехов. Из лубяных волокон наибольшую ценность представляютльняные.
Лен — однолетнее травянистое растение, имеет две разновидности:лен-долгунец и лен-кудряш. Из льна-долгунца получают волокна. Основнымвеществом, из которого состоят лубяные волокна, является целлюлоза (около 75%).
В отличие от хлопкового льняное волокно имеетсравнительно толстые стенки, узкий канал, закрытый с обоих концов; поверхностьволокна более ровная и гладкая, поэтому льняные ткани меньше, чемхлопчатобумажные, загрязняются и легче отстирываются. Эти свойства льнаособенно ценны для бельевых полотен. Льняное волокно уникально и тем, что привысокой гигроскопичности (12 %) оно быстрее других текстильных волоконпоглощает и выделяет влагу; оно прочнее, чем хлопковое, удлинение при разрыве —2—3 %. Содержание в льняном волокне лигнина делает его устойчивым к действию света,погоды, микроорганизмов. Термического разрушения волокна не происходит до +160°С. Химические свойства льняного волокна аналогичны хлопковому, т. е. оноустойчиво к действию щелочей, но не устойчиво к кислотам. В связи с тем,что льняные ткани имеют свой естественный достаточно красивый шелковистыйблеск, мерсеризации их не подвергают. Благодаря высоким гигиеническим ипрочностным свойствам из льняных волокон получают бельевые ткани (длянательного, столового, постельного белья).
Шерсть — волокно из снятого волосяного покрова овец, коз,верблюдов, кроликов и других животных. Шерсть, снятую стрижкой в виде цельноговолосяного покрова, называют руном.
Рис. 4. Волокна шерсти под микроскопом:
1— продольный вид; 2— форма поперечного среза волокон; а —тонкая
шерсть, б— полутонкая и полугрубая шерсть, в— ость, г— мертвыйволос
В зависимости от толщины волокон и однородности состава шерстьподразделяют на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Важными показателямикачества шерстяного волокна являются его длина и толщина.
Шерсть обладает высокими теплозащитными свойствами, имеетвысокую упругость. Щелочи на шерсть действуют разрушающе, к кислотам она устойчива.Гигроскопичность шерсти высокая (15—17 %), но в отличие от других волокон онамедленно поглощает и отдает влагу, оставаясь на ощупь сухой. Шерсть —достаточно прочное волокно, удлинение при разрыве высокое; в мокром состоянииволокна на 30 % теряют прочность. Недостатком шерсти является малаятермостойкость — при температуре 100—110°С волокна становятся ломкими,жесткими, снижается их прочность. Шелк — натуральнаятекстильная нить животного происхождения; продукт, выделяемый железами гусеницшелкопрядов. При совместной размотке нескольких коконов получают шелк-сырец, изкоторого вырабатывают крученый шелк, применяемый для изготовления тканей,трикотажа, швейных ниток. Отходы перерабатывают в пряжу для технических идругих тканей. По химическому составу шелк представляет из себя белковоевещество. Мягкие, блестящие, красивые на вид изделия из шелка обладают, однако,низкой износостойкостью и высокой себестоимостью.
2. Химические волокна получают путемхимической переработки природных (целлюлозы, белков и др.) или синтетическихвысокомолекулярных веществ.
Технологический процесс изготовления химических волокон состоитиз трех основных стадий — получения прядильного раствора, формирования из неговолокон и отделки волокон. Полученный прядильный раствор поступает в фильеры —металлические колпачки с маленькими отверстиями (рис. 6) — и вытекает из них ввиде непрерывных струек, которые сухим или мокрым способом (воздухом или водой)затвердевают и превращаются в элементарные нити.
Форма отверстий фильер обычно круглая, а для полученияпрофилированных нитей используют фильеры с отверстиями в виде треугольника,многогранника, звездочек и др.
При выработке коротких волокон используют фильеры с большимколичеством отверстий. Элементарные нити со многих фильер соединяют в один жгути разрезают на волокна необходимой длины, которая соответствует длиненатуральных волокон. Сформированные волокна подвергают отделке.
В зависимости от вида отделки получают волокна белые,окрашенные, блестящие и матированные.
Искусственные волокна получаютиз природных высокомолекулярных соединений — целлюлозы, белков, металлов, ихсплавов, силикатных стекол.
Наиболее распространенное искусственное волокно — вискозное,вырабатывается из целлюлозы. Для изготовления вискозного волокна используютобычно древесную, преимущественно еловую целлюлозу. Древесину расщепляют,обрабатывают химическими реагентами, превращают в прядильный раствор — вискозу.
Вискозные волокна вырабатывают в виде комплексных нитей иволокон, их применение различно.
Вискозное волокно гигиенично, имеет высокую гигроскопичность(11—12 %), изделия из вискозы хорошо впитывают влагу; оно устойчиво к щелочам;термостойкость вискозного волокна высокая.
Но вискозное волокно имеет недостатки:
— из-за низкой упругости сильно сминается;
— высокая усадка волокна (6—8 %);
— в мокром состоянии теряет прочность (до 50—60 %).Изделия не рекомендуется тереть и выкручивать.
Из других искусственных волокон используют ацетатные,триацетатные волокна.
Металлсодержащие волокна (нити) могут быть металлическими илиметаллизированными (пленочными с металлическим покрытием).
Металлические нити представляют собой мононити круглого илиплоского сечений из алюминиевой фольги, меди и ее сплавов, серебра, золота идругих металлов. Алюнит (люрекс) — металлическая нить из алюминиевой фольги,покрытой с обеих сторон защитной противоокислительной пленкой.
Синтетические волокна
Синтетические волокна получают из природных, низкомолекулярныхвеществ (мономеров), которые путем химического синтеза превращаются в высокомолекулярные(полимеры). Синтетические волокна выпускают в виде текстильных и кордонныхнитей, моноволокна, а также штапельного волокна. Разнообразие свойств исходныхсинтетических полимеров позволяют получить синтетические волокна с различнымисвойствами.
3.Свойства нити. Признаки лицевой и изнаночной сторон.
Рассказ учителя.
Для изготовления одежды, белья и других изделий используютразные ткани. Они отличаются между собой по цвету, толщине,мягкости и другим признакам.
Ткань состоит из продольных и поперечных нитей, которыепереплетаются между собой. Нити, которые идут вдоль ткани, называются основой,а те, что поперёк — утком. С обеих сторон по краю тканипроходит кромка, в которой нити размещены плотнее. Благодаря кромке края тканине осыпаются.
Уток — система нитей, которые в ткани располагаютсяпоперёк длины куска, проходя от одной кромки к другой. Зачастую от утка нетребуется такой крепости, как от основы, поэтому ему придаютбольшую гибкость, чтобы он свободнее укладывался между нитямиосновы, а также пушистость, чтобы он заполнял промежутки между нитями и делалткань плотнее. Поэтому уточную пряжу крутят гораздо слабее, чем основу. В то жевремя иногда по техническим условиям к конечному продукту (ткани) уток долженобладать прочностью, не уступающей основе. Процесс изготовления тканиназывается ткачеством. Ткачество было известно очень давно –ещё в 4 тыс. до. нашей эры. На ткацком производстве основной профессиейявляется ткач. Ткачи должны хорошо знать требования ккачеству ткани, уметь распознавать дефекты ткани, находить причины ихвозникновения. Во время изготовления ткани они следят за работой ткацкихстанков. Подготовка к ткачеству зависит от типа станка, типа пряжи, способаполучения уточной пряжи.
Направление основных и уточенных нитей ткани опред. По сдед.признакам: 1. Еслиобразец ткани имеет кромку, то параллельно кромке направлены основные нити, аперпендикулярно уточенные. 2. Если образец ткани не имееткромки, то направление основных и уточенных нитей устанавливается растяжением.Обычно основа тянется меньше, чем уток. 3. Основные нити вткани обычно более тонкие, чем уточенные и имеют большую крутку. 4. Основныенити ткани расположены более равномерно, чем уточенные.
Работая с тканью, надо уметь определить её лицевую и изнаночныестороны.
Признаки лицевой и изнаночной сторон ткани.
1. Уткани с набивным рисунком – рисунок на лицевой стороне ткани ярче.
2. Угладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная – болееворсистая.
3. Количествоузелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем сизнаночной.
4. Утканей с гладкой поверхностью лицевая сторона блестящая, а изнаночная матовая.
5. Уворсовых тканей на лицевой стороне находится длинный ворс, а изнаночная сторонаможет иметь короткий ворс или быть без ворса.
Если внимательно посмотреть на поверхность разных тканей, томожно увидеть, что нити основы и утка в них переплетаются по – разному.
IV Лабораторно – практическая работа. «Изучение строениеткани. Подбор материалов для изделия».
I Ознакомление с различными видами волокон, пряжи, тканей.Распознавание тканей полотняного переплетения.
1. Ознакомьтесь с коллекциями волокон, пряжи, тканей. Сравнитеих между собой по внешнему виду.
2. Рассмотрите внимательно образцы тканей, изготовленные разнымиткацкими переплетениями. Выберите ткани полотняного переплетения.
3. Определите тип ткани по их свойствам.
II Определение направления нитей основы и утка в ткани.
Последовательность выполнения работы.
1. Образецткани с кромкой растяните сначала вдоль кромки, а потом поперёк. В какомнаправлении ткань растягивается больше?
2. Резкорастяните ткань, чтоб получить всплеск – сначала вдоль кромки, а затем поперёк.В каком направлении звук звонкий, а в каком глухой?
3. Спомощью лупы рассмотрите внимательно нити основы и утка. Вытяните по нескольконитей и сравните их. Определите свойства нитей основы и утка.
V Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Данный этап урока учитель проводит в устной форме в виде игры.Учащимся предлагается определить истинные или ложные утверждения, ответив наних либо «Да», либо «Нет».
Беседа
1. Синтетическоеволокно — химическое волокно, изготовленное из синтетическихвысокомолекулярных веществ? (Да)
2. Прочность,водостойкость, эластичность – это свойства исскуственных волокон? (Нет)
3. вискозноеволокно в мокром состоянии теряет прочность? (Да)
4. Сминаемость,прочность, драпируемость – механические свойства ткани? (Да)
5. Натуральныйшелк горит ярко – желтым пламенем. (Нет).
6. Еслиобразец ткани имеет кромку, то параллельно кромке направлены уточенные нити?(Нет).
VI Итог урока. Заключительноеслово учителя.
Свойство и внешний вид ткани зависят от вида волокон,используемых для её изготовления. Таким образом, можно отметить, что наиболеехарактерными чертами развития промышленности химических волокон на современномэтапе является устойчивый рост общего объёма их производства за счет увеличениявыпуска синтетических и полиэфирных волокон, а также изменение и расширенияассортимента выпускаемой продукции, в том числе волокон специальногоназначения.
VII Домашнее задание
1. выучитьтермины в тетради.
2. Подготовитьсяк оцениванию учебных достижений по тематическому блоку «Текстильноематериаловедение».
VII Организационное окончание урока
1. Привестирабочие места в порядок.
2. Убратькабинет, выключить электроприборы (если они находятся в рабочем состоянии).
