Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа села Минзитарово
Муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Конспект урока
по биологии
в 10 классе
Тема: Клетка – структурная единица живого.
Составитель:
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ с.Минзитарово
Иштакбаева Гузель Хайретдиновна
2022 – 2023 учебный год
Ц е л и у р о к а:
Образовательная: конкретизировать знанияобучающихся об особенностях строения и функциях мембранных и не мембранныхорганоидов клетки, конкретизировать положение клеточной теории о том, чтоклетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов наоснове изучения строения и функций ее главных составных частей
Воспитательная: продолжить формированиенаучного мировоззрения, бережное отношение к своему организму, логическоемышление, формирование любознательности.
Развивающая: развитие у обучающихсяспособностей к активной деятельности на уроке, развитие навыков работы сучебником, с разными источниками информации, развитие умений анализировать,сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать устную и письменную речьучащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы организации учебной деятельности:
По источнику изложения учебного материала:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);наглядные (работа с учебником, рисунки, таблицы, презентация); практические(решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний,работа с учебником).
По характеру учебно-познавательной деятельности:
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,поисковые, исследовательские, проблемные.
Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение,технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковойдеятельности, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Микроскопы,микропрепараты, энциклопедии, доклады, рефераты учащихся, наглядная таблица«Клетка животных», наглядные карточки «Органоиды клетки», карточки «Рабочиелисты».
Базовые понятия и термины: Клетка, мембрана,цитоплазма, митохондрии, ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, центриоли,цитоскелет, клеточный центр, органоиды движения, лизосомы, хлоропласты.
Ход урока:
Ориентировочно-мотивационныйэтап
1. Сообщениеклассу темы и содержания урока: “Клетка – структурная единица живого ”.
Напрошлом уроке выяснили, что у эукариотической клетки три главных органоида:цитоплазма, ядро и мембрана. В настоящее время выделяют два уровня клеточнойорганизации: прокариотическая и эукариотическая. Сегодня мы продолжаемрассматривать функции и строение органоидов клетки, входящей в состав клетки.
II. Взаимопроверка с использованием контрольных карточек.
1) Разноуровневые задания: обучающиеся получаюткарточки с заданиями
( работают в парах.)
Вопросыдля взаимопроверки:
1.Какимиосновными чертами строения характеризуется эукариотическаяклетка?
2.Что такое цитоплазма, каковы её функции?
3.Что такое органоиды, чем они отличаются от включений?
4.Какустроены мембраны клеток? Какие функции выполняет наружная цитоплазматическаямембрана?
2)Работа у доски: учитель предлагает двум-трём учащимся выйти к доске, задание –объяснить какими путями осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающейсредой? Что такое пиноцитоз, фагоцитоз, как происходят эти процессы? (Приложение1)
III. Рефлексия.
Самоанализзнаний по итогам выполненной работы.
(Сравнениеполученных результатов)
IV. Перекрестный контроль.
Навопросы, которые вызвали затруднения, отвечают обучающиеся, набравшие приработе в паре наибольшее количество баллов.
V. Мотивация деятельности обучающихся.
Сейчасмы продолжим изучать эукариотическую клетку и рассмотрим какое строение ифункции выполняют органоиды клетки. Вспомните, что такое органоиды? Итак, вклетке в цитоплазме располагается ядро и органоиды клетки, которые связанымежду собой. Какие органоиды известны? Какие функции они выполняют? Каково ихстроение?
Формулировка темы, целеполагание. Такимобразом, вы сами назовёте сейчас тему урока (обучающиеся называют тему,определяют цель)
VI. Работа в группах.
(Постратегии параллельные тексты методики критического мышления)
1. Изучая текст учебника, дополнительные материалы,энциклопедии, опорные схемы школьники находят сведения об следующих органоидахклетки (ЭПС, рибосома, лизосома, митохондрии, комплекс Гольджи, цитоскелет, клеточныйцентр, органоиды движения)
2. Составить опорный конспект по плану: а) названиеорганоида; б) определение; в) рисунок; г) строение (виды, если есть, принципего строения.) д) выяснить мембранный, либо не мембранный органоид клетки; е)функции; ж) в каких клетках они преобладают, в растительной или в животной?
3. По каждому конспекту не забывать проставить себе в рабочийлист баллы.
Физминутка –
Упражнения для глаз
Глазкивидят всё вокруг,
Обведуя ими круг.
Глазкомвидеть всё дано-
Гдеокно, а где кино.
Обведуя ими круг,
Погляжуна мир вокруг.
Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.
И.п.- стоя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головыналево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — головунаклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И.п.- сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулаках, 2 — разжать кисти.Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.Темп средний.
VII.Обобщение всей темы
Каждыйобучающейся на доске рисует свою схему и вместе с учителем конкретизируетстроение, функции данного органоида, рассматривает рисунок и дополнительныйматериал
(смотретьприложения 2,3)
VIII. Закрепление знаний, первичныйконтроль и коррекция знаний.
Задание 1. Вставьте в текст «Клеточныеструктуры» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите получившуюсяпоследовательность цифр.
КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Клеточныеорганоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.Так, в хлоропластах растительных клеток происходит __________ (А), а нарибосомах синтезируются __________ (Б). Энергетическую функциюосуществляют __________ (В), а функцию хранения и передачи наследственнойинформации выполняет __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1)дыхание 2)фотосинтез 3) аппарат Гольджи 4) ядро
5)митохондрия 6)белок 7) крахмал 8) вакуоль
Задание 2. Между биологическимиобъектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеетсяопределённая связь.
ОБЪЕКТ |
ПРОЦЕСС |
ядро |
хранение наследственной информации |
митохондрия |
… |
Какоепонятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1)синтез белка 2) клеточноедыхание 3)фотосинтез 4) хранение углеводов
Задание 3 Тестовая работа
1.Какие органоиды есть только в растительных клетках?
а) митохондрии б) лизосомы в) хлоропласты г) рибосомы
2. Цитоплазма выполняет функции
1)Обеспечиваеттургор
2)Выполняет защитнуюфункцию
3)Участвует в удалении веществ
4)Место нахождения органоидов клетки
3.Внутренняя полужидкая среда клетки — это
1)Нуклеоплазма
3)Цитоскелет
2)Вакуоль
4)Цитоплазма
4.В рибосомах происходит
1)Синтезуглеводов
2)Окисление нуклеиновых кислот
3)Синтезбелков
4)Синтез липидов и углеводов
5.Какойорганоид принимает участие в делении клетки
1)Цитоскелет
2)Клеточный центр
3)Центриоль
4)Вакуоль
Рефлексивно-оценочный этап.
1.Рефлексия по итогам всего урока: что узнали нового и важного для себя? Чемунаучились? Какие выводы сделали?
2.Составление итогового конспекта по теме.
3.Подсчет баллов, полученных на уроке каждым учеником; самооценка.
4.Оценка работы школьников учителем.
5.Предварительная мотивации темы следующего урока
XI. Домашнее задание, итоги урока.
Д/з:п.26 учебника, ответить на вопросы к параграфу, учить строение и функции органоидовв рабочей тетради, составить синквейн по данной теме.
Учительблагодарит обучающихся за работу на уроке. Выставляет оценки.
Приложение 1
Вопросы длявзаимопроверки:
1.Какими основнымичертами строения характеризуется эукариотическая клетка?
2. Что такоецитоплазма, каковы её функции?
3. Что такоеорганоиды, чем они отличаются от включений?
4.Как устроенымембраны клеток? Какие функции выполняет наружная цитоплазматическая мембрана?
2) Работа у доски:учитель предлагает двум-трём учащимся выйти к доске, задание – объяснить какимипутями осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой? Чтотакое пиноцитоз, фагоцитоз, как происходят эти процессы?
Приложение 2.
Приложение 2.1.
Приложение 1.2.
Приложение 3.Дополнительный материал.
Цитоплазма.
Цитоплазмапредставляет собой полужидкую слизистую бесцветную массу, содержащую 75—85%воды, 10— 12% белков и аминокислот, 4—6% углеводов, 2—3% жиров и липидов, 1 %неорганических и других веществ. Цитоплазматическое содержимое клетки способнодвигаться, что способствует оптимальному размещению органоидов, лучшемупротеканию биохимических реакций, выделению продуктов обмена и т. д. Слойцитоплазмы формирует разные образования: реснички, жгутики, поверхностныевыросты. Последние играют важную роль в движении и соединении клеток междусобой в ткани. Цитоплазма пронизана сложной сетчатой системой, связанной снаружной плазматической мембраной и состоящей из сообщающихся между собойканальцев, пузырьков, уплощенных мешочков. Такая сетчатая структура названа вакуолярнойсистемой. Основными компонентами вакуолярной системы служат эндоплазматическаясеть, комплекс Гольджи, ядерная мембрана. Эндоплазматическая сеть (ЭПС).Название этого органоида отражает место расположения его в центральной частицитоплазмы (греч. эндон — внутри). ЭПС представляет собой очень разветвленнуювзаимосвязанную систему канальцев, трубочек, пузырьков, цистерн разной величиныи формы, отграниченных мембранами от цитоплазмы клетки. Она бывает двух видов:
гранулярная,состоящая из канальцев и цистерн, поверхность которых усеяна зернышками(гранулами), и агранулярная, т. е. гладкая (без гран). Граны вэндоплазматической сети не что иное, как рибосомы. Интересно, что в клеткахзародышей животных наблюдается в основном гранулярная ЭПС, а у взрослых форм —гранулярная. Зная, что рибосомы в цитоплазме служат местом синтеза белка, можнопредположить, что гранулярная сеть преобладает в клетках, активно синтезирующихбелок. Считают что агранулярная сеть в большей степени представлена, в техклетках, где идет активный синтез липидов (жиров и жироподобных веществ).
Оба видаэндоплазматической сети не только участвуют в Синтезе органических веществ, нои накапливают и транспортируют их к местам назначения, регулируют обмен веществмежду леткой и окружающей ее средой.
Рибосомы.
Рибосомы —немембранные клеточные органоиды, состоящие из рибонуклеиновой кислоты и белка.Их внутреннее строение во многом еще остается загадкой. В электронном микрокопе они имеют вид округлых или грибовидных гранул. Каждая рибосома разделенажелобком на большую и меньшую части (субъединицы). Часто несколько рибосомобъединяются нитью специальной рибонуклеиновой кислоты (РНК), называемой
информационной(и-РНК). Рибосомы осуществляют уникальную 1 синтеза белковых молекул из аминокислот.
Комплекс Гольджи. Продукты биосинтеза поступают в просветы полостей и канальцев ЗПС,где они концентрируются и
транспортируются вспециальный аппарат — комплекс Гольджи, расположенный вблизи ядра. КомплексГольджи участвует в транспорте продуктов биосинтеза к поверхности клетки и ввыведении их из клетки, в формировании лизосом и т. д.
Лизосомы.
Лизосомы (от греч.лизео — растворяю и сома — тело). Это органоиды клетки овальной формы,окруженные однослойной мембраной. В них находится набор ферментов, которыеразрушают белки, углеводы, липиды. В случае повреждения лизосомной мембраныферменты начинают расщеплять и разрушать внутреннее содержимое клетки, и онапогибает.
Клеточный центр.
Клеточный центрможно наблюдать в клетках, способных делиться. Он состоит из двух палочковидныхтелец — центриолей. Находясь около ядра и аппарата Гольджи, клеточный центручаствует в процессе деления клетки, в образовании веретена деления.
Энергетическиеорганоиды.
Митохондрии (греч. митос — нить, хондрион — гранула) называют энергетическимистанциями клеток. Такое название обусловливается тем, что именно в митохондрияхпроисходит извлечение энергии, заключенной в питательных веществах. Формамитохондрий изменчива, но чаще всего они имеют вид нитей или гранул. Размеры ичисло их также не постоянны и зависят от функциональной активности клетки.
На электронныхмикрофотографиях видно, что митохондрии состоят из двух мембран: наружной ивнутренней. Внутренняя мембрана образует выросты, называемые кристами, которыесплошь устланы ферментами. Наличие крист увеличивает общую поверхностьмитохондрий, что важно для активной деятельности ферментов. На кристахпроисходят ферментативные реакции, в результате которых из фосфата и АДФ(аденозиндифосфата) синтезируется богатое энергией (макроэргическое) веществоАТФ (аденозинтрифосфат). Последнее служит основным источником энергии для всехвнутриклеточных процессов.
В митохондрияхобнаружены свои специфические ДНК и рибосомы. В связи с этим они самостоятельноразмножаются при делении клетки.
Хлоропласты — по форме напоминают диск или шар с двойной оболочкой — наружной ивнутренней. Внутри хлоропласта также имеются ДНК, рибосомы и особые мембранныеструктуры — граны, связанные между собой и внутренней мембраной хлоропласта. В мембранахгран и находится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу в хлоропластах происходитпревращение энергии солнечного света в химическую энергию АТФ. Энергия АТФиспользуется в хлоропластах для синтеза углеводов из углекислого газа и воды.
Рабочий лист
Фамилия, имя
Урок по теме: |
||
1. Взаимопроверка |
|
|
2. Вопросы учителя |
|
|
3.Работа в группах |
|
|
4.Закрепление знаний |
|
|
5. Рефлексия |
|
|
Отметка за урок |
|
|
Настроение |
|
|
