Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Основнаяобщеобразовательная школа №36»
Конспектурока географии в 7 классе
Тема:Влажные экваториальные леса Африки
Автор:Соломатова Вера Александровна,
учительгеографии МКОУ «ООШ №36»
г.Миасс
2023г.
Тема: Влажныеэкваториальные леса Африки
Цель:формирование у учащихся знаний и представлений об особенностях природной зонывлажных экваториальных лесов.
Задачи:
— закрепитьзнания учащихся о внутренних водах Африки;
— ознакомитьучащихся с географическим положением природной зоны влажных экваториальныхлесов;
— сформировать представление об основныхособенностях природной зоны; познакомить с органическим миром влажныхэкваториальных лесов;
— вырабатывать умение работать с картой, картами атласа,сопоставлять различные географические источники;
— устанавливать причинно-следственные связи, обобщать ианализировать полученные знания;
— продолжить формировать экологическое мышление.
Оборудованиеи материалы:карты: физическая, климатическая, природные зоны, плотность населения, народыАфрики; выдержки из записок путешественников по Африке; компьютер, книга длячтения по географии материков и океанов. Н.П.Смирновой, А.А.Шибанова.
Типурока:изучение нового материала
Методыобучения:словесные (работа с литературой), наглядные (компьютерная презентация),практические (заполнение таблицы, работа по контурной карте).
Ходурока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
1).Фронтальный опрос Учитель диктует задания, учащиеся работают с картами атласа (проверкаусвоения географической номенклатуры и умение определять объекты по координатам).
1.Бессточное озеро, расположенное севернее 10◦с.ш.
2.Река, впадающая в Гвинейский залив.
3.Большое озеро, пересекаемое меридианом 30◦в.д.
4.Крупнейшая река, устье которой имеет координаты 31◦с.ш. и 31◦в.д.
5.Крупнейшая река Южной Африки, впадающая в Индийский океан.
6.Озеро, пересекаемое меридианом 32◦в.д. и параллелью 2◦ю.ш.
7.Река, дважды пересекающая экватор.
8.Водопад, расположенный на параллели 18◦ю.ш.
2).Проверка теоретического материала.
1.В какой реке уровень воды не изменяется по сезонам?
2.Почему площадь озера Чад часто меняется?
3.На какой реке находится один из самых крупных в мире водопадов?
4.Почему озероТанганьика очень глубокое и имеет крутые склоны?
5.Как называются сухие русла рек в Сахаре?
6.Какое озеро находится в прогибе древнего кристаллического участка земной коры?
7.Почему площадь бассейна рек Атлантического океана значительно больше площади бассейнаИндийского?
3. Изучениенового материала.
-Какие природные комплексы называют природными зонами?
Надоске карточки: планета, равнина, материк, степь, пустыня, тундра, тайга. Расставитькарточки в порядке уменьшения площади природного комплекса. Все природные зонынадо поставить на одном уровне.
-Какие компоненты составляют природную зону?
-Какой компонент больше всего влияет на разнообразие природных зон на Земле?
— По климатической карте и карте природных зон проследите расположение природныхзон в Африке?
-Какую закономерность вы обнаружили?
-Какая природная зона занимает в Африке самую большую площадь? А самуюмаленькую?
Начертитьв тетради таблицу (новый материал этого и следующих уроков будет заноситьсяв таблицу).
ОсобенностиАфрики
Климатический пояс |
Природная зона |
Температура января |
Температура июля |
Количество осадков |
Почвы |
Растения |
Животные |
Экваториальный |
Влажные экваториальные леса |
+24◦ |
+24◦ |
2000мм – 3000мм |
Красно – жёлтые ферраллитные |
Масличная пальма, банан, кофейное дерево, дерево путешественников |
Шимпанзе, гориллы, бегемоты, крокодилы, муха цеце, нектарницы |
|
Саванны |
|
|
|
|
|
|
|
Пустыни |
|
|
|
|
|
|
|
Жестколистные леса |
|
|
|
|
|
|
-По карте определите географическое положение зоны влажных экваториальных лесов.
-Почему они так называются?
-Обведите границу природных зон в контурной карте.
-В каком климатическом поясе находится зона влажных экваториальных лесов?
-Назовите средние температуры января и июля. В каком направлении они изменяютсяи почему?
-Какова амплитуда колебаний температуры?
-Под влиянием каких господствующих ветров формируется климат природной зоны?
-Проанализируйте по климатической карте атласа как распределяются осадки,объясните причины такого распределения.
-Сколько выпадает осадков и каков их режим??
Колонку«Почвы» учащиеся заполняют с помощью атласов.
-Каковы здесь условия для образования почвы?
-Почему при обильном гниении растительных остатков перегноя в верхних слояхпочвы немного?
Работапо картине «Во влажном экваториальном лесу». Чтение фрагментаиз хрестоматии С.В. Чефранова: В этих лесах то тут, то там растут деревья –гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучьятак велики, что каждый их них мог быть крупным деревом. Их корни так глубокоуходят в землю, что не отнимают питательных соков у верхних слов земли, гдераскинулись корни других деревьев. Их кроны поднимаются выше всех другихдеревьев леса. На стволе и на сучьях этих великанов ютятся сотни растений –паразитов. Между высокими деревьями растут более низкие. Ещё ниже жмутсякустарники, всё переплетая, перекидываясь с дерева на дерево, вьются лианы, тотонкие, как бечёвка, то толстые, как нога бегемота. Подчас они образуют целыесети непроходимых чащ. Палящие лучи африканского солнца не проникают в глубинутакого леса.
-В чём проявляется приспособленность растений влажных экваториальных лесов кокружающей среде?
Заслушиваниесообщений учащихся о растениях и животных влажных экваториальных лесов (рассказысопровождаются компьютерной презентацией. Колонки «Растения» и «Животные»заполняются по ходу сообщений)
Работас картами «Плотность населения. Народы» и «Африка. Население и хозяйство».
-Кто живёт в этой зоне? Чем занимаются?
Чтениерассказа «Маленькие хозяева большого леса».
-Каковы же особенности влажных экваториальных лесов?
Домашнеезадание.Составить рассказ «Один день в зоне влажных экваториальных лесов». Индивидуальноезадание: подготовить сообщение о растительном и животном мире зоны саванн иредколесий.
- Рефлексия.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Достигли мы их? Всё ли нам удалось?
-Какие затруднения испытали?
-Что помогло нам их преодолеть?