X-PDF

Урок внеклассного чтения Л.Е.Улицкая Капустное чудо

Поделиться статьей

Урок литературы по рассказу Л.Е. Улицкой «Капустноечудо» (6 –7 класс)

Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №14»: Морозова Т.А.

Задачи:

образовательная –познакомить с рассказом  «Капустное чудо», увидетьгуманизм повествования;

воспитательная — воспитание личности, умеющей строить своюсобственную жизнь и жизнедеятельность своего сообщества на основе духовно-нравственных ценностей;

развивающая — развитие мышления: учить доказывать и опровергать,ставить и разрешать проблемы.

Технология: мастерская ценностных ориентаций.

 

Режиссура урока:

Этапы урока

Содержание

Развитие компетентностей

Шаг 1. Индуктор-1

Слово учителя. Каждый из нас верит в чудо… Постройте ряд ассоциаций к слову ЧУДО. (Чудо- неожиданность, волшебство, радость…). Посмотрим определение этого слова в различных словарях, добавим слова к ассоциациям.

Толковый словарь Ожегова: «Чудо — нечто поразительное, удивляющее своей необычностью; удивительно, поразительно хороший; необыкновенный, выдающийся».

Школьный толковый словарь: «Чудо — нечто небывалое, то, что удивляет; нечто поразительное».

Словарь синонимов З.Александровой: «Чудо-феномен, невидаль, диво, невидальщина»

Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей.

Шаг 2. Индуктор-2

 

Учитель записывает на доске словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО. Подберите ряд ассоциаций, которые возникают у вас при этом словосочетании.

 (-Может, это большая капуста…

-Может, капуста особой формы, цвета…

-Может быть, необычное блюдо из капусты…)

Обобщите ваши знания о капусте.

(Семейство крестоцветных, округлой формы, имеет большой запас воды — из ботаники.

Богата витамином С, обладает заживляющими свойствами — из валеологии.

Подвержена брожению, выделяет аскорбиновую кислоту- из химии.

Сто одежек- все без застёжек.

Капуста- на столе не пусто.

Уродилась я на славу: голова бела, кудрява, кто любит щи- меня  в них ищи.- из фольклора.

 

Развитие умения использовать знания из других областей.

Развитие ассоциативного мышления, формирование собственных представлений, чувств и мыслей

Шаг 3. «Разрыв»

Попробуйте связать словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО и 1949 год.

(-   Возможно, был неурожай капусты…

          Может быть, большой урожай…

          Возможно, вырос необычный овощ…)

О чем вам говорит 1949 год, вспомните историю. Обратитесь к  справочным источникам

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 858

(-Голодный послевоенный год..

-Высокий рост смертности и болезней).

А сейчас поставим словосочетание КАПУСТНОЕ ЧУДО в кавычки. Что изменилось?

Получилось название рассказа Л.Улицкой.

Л.Е. Улицкая – современный автор, о котором говорят и спорят. Её сборник рассказов носит название «1949 год». Обратимся к её рассказу «Капустное чудо».

 

Развитие умения доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы.

Шаг 4. «Социализация»

— Какое настроение возникает после чтения первой страницы рассказа?

— Ваши версии, какое чудо может спасти девочек?

— Какие качества отражены в произведении, выведены на первый план в то, военное время? (Любовь к ближнему, готовность принять на себя его бремя, милосердие, доброта…)

Дочитываем текст до конца.

-Какова авторская позиция? (Не может быть такого чуда, чтобы решились сразу все проблемы).

-А что стало чудом для героинь рассказа?

(Сброшенные кочаны капусты —  для девочек, проявление доброты и заботы -для бабы Тани по отношению к девочкам, ответственность за их жизнь).

Формирование субъективного опыта, сопоставление его с опытом других

Шаг 5. «Социокон-струкция»

          Какие же ценности являются, на ваш взгляд, непреходящими? В чём они проявляются?

(Милосердие, доброта, отзывчивость, благородство души, сострадание, великодушие, сочувствие, гуманизм…)

Развитие умения видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю.

Умение выразить свою позицию относительно авторской.

Шаг 6. Домашнее задание.

Выберите 2-3 ценности, приведите примеры из своей жизни, подтверждающие необходимость этих ценностей в наше время.

Развитие собственного письма и речи.

Шаг 7. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

(-общаться;

-высказывать свою точку зрения;

-соотносить своё мнение с точкой зрения других;

— видеть себя в ситуациях текста рассказа).

 

Развитие умения сопоставлять свои и чужие мысли, чувства, восприятия. Педагог указывает возможные направления развития ученика, стимулирует его желание самосовершенствоваться, приоткрывает дверь в эмоциональный, нравственный мир.

 

Приложение.

Справочныйматериал к шагу 3.

Вторая половина40-50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей.Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые инеизбежные. Естественным поэтому было пробуждение надежд на улучшениематериального благосостояния после окончания войны.

В декабре 1947 годабыла отменена карточная система и проведена денежная реформа. Но одновременно сотменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышение цен,осуществленные в годы войны, то их общий уровень в 1948 г. оказался в три разавыше, чем в последнем предвоенном 1940 г.

 Казалось, нетолько история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засухапоразила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое было письмополучено  в ЦК ВКП (б) : «Изучение положения дел на местах показывает, чтоголод охватил все большее количество сельского населения. Необычайно высок ростсмертности даже по сравнению с 1945 г., когда была эпидемия тифа. Основнойпричиной высокой смертности является дистрофия. Крестьяне большинства районовМолдавии употребляют в пищу различные суррогаты, а также трупы павших животных.За последнее время имеются случаи людоедства…»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 858

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет