I этап
II этап. Актуализация знаний
Цель-актуализация имеющегося знания,пробуждение познавательного интереса к новому материалу.
Разбирая старые газеты
И листая деда фронтовой альбом.
На глаза попался мне листочек,
Аккуратно сложенный углом.
-Ребята, вот этот листочек. Как выдумаете, что это?
— Да такие письма отправляли с фронтовВОВ.
— Как вы думаете, какому историческомусобытию будет посвящён наш урок? (посвящен ВОВ)
— Великая Отечественная война с каждымгодом уходит все дальше в прошлое, но память о подвиге русского народа должнажить в веках.
III. Постановка учебной задачи
— Каким важным моментом нашей историипамятен месяц май 1945г?
— В этом году наша страна отмечает 78-годовщину со Дня Победы ВОВ.
— Послушайте слова песни, скажите, как называютДень Победы? (слушаем припев)
— «День Победы — «праздник со слезами наглазах». Какое вы заметили противоречие? — Какой вопрос у вас возникает?
— Почему День Победы называют «праздникомсо слезами на глазах»?
Сегодня на уроке правильныеответы, точные расчеты помогут вам сделать новые открытия и познакомиться систорическими фактами военных лет. А главное — вы узнаете о людях, которые,не щадя своей жизни, избавили нашу страну от фашистского рабства. За правильныеи полные ответы, вы можете зарабатывать награды — звездочки красного,зеленого, синего цвета.
И вместе вы соберете свой праздничныйсалют Победы.
IV. Решение учебнойзадачи
— Вашему вниманию я предлагаю небольшойвидеосюжет. Посмотрите его внимательно и скажите, о какой битве
Великой Отечественной войны будет идтиречь на сегодняшнем уроке.
Видео. — О какой же битве будем говорить?
Да, вы правы. О Сталинградской битве. (слайд 1)
Сегодняшний урок мы посвящаем этомусражению.
— 17 июля 1942 года началась величайшаябитва Второй мировой войны – битва за Сталинград (ныне Волгоград).
Фашисты были уверены, что захватят городвсего за несколько дней.
— Как вы думаете, удалось ли немцам захватитьСталинград за несколько дней?
— Сколько дней длилась Сталинградскаябитва?
Ровно 200 героических дней и ночейпродолжалась битва за Сталинград. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Надгородом беспрерывно кружили фашистские самолеты, сбрасывая бомбы, сыпались миныи снаряды, вокруг бушевало море огня и едкого дыма. Но защитники города прочноудерживали свои рубежи.В таблице указаны сведения о готовности двух армий,которые были участниками сражения. Что можем сказать?
Сравните. Что вы можете сказать оготовности обеих армий? ( слайд 2)
Поставить знаки (˃, ˂, =) ( слайд 3)
Советская армия |
Сравнить (˃, ˂, =) |
Немецкая армия |
Люди 1 000 500 |
|
1 011 500 |
Орудий и минометов 13 541 |
|
10 290 |
Танков 894 |
|
675 |
Самолетов 1 115 |
|
1 216 |
|
|
|
Ответы детей.
Сталинградская битва по продолжительностии ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техникипревзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории.
Сегодня мы поработаем с текстом, о Сталинградскойбитве, с которым вы познакомились дома. К какому жанру относится этот текст? (повествование)
Организует работу с текстом.
-Прочитайте 1 абзац текста«Ни шагу назад» и ответьте на вопрос:
— Какие бои шли на юге? (кровопролитные,неравные)
Третиймесяц идут упорные, кровопролитные бои на юге. Горит степь. Сквозь огонь и дымфашисты рвутся к Сталинграду, к Волге.
Шлосражение на подступах к Сталинграду. Шестнадцать солдат-гвардейцев вступили внеравный бой.
– Нишагу назад! – поклялись герои.
Бросилисьфашисты в атаку. Удержали рубеж гвардейцы. Перевязали друг другу раны, сноваготовы к бою.
Четыреатаки отбили солдаты.
Невзяла смельчаков пехота, поползли на героев фашистские танки.
Станками бой – жесточайший бой.
Вотиз шестнадцати двенадцать бойцов осталось.
– Нишагу назад!
Вотдесять, вот девять.
– Нишагу назад!
Вотвосемь, вот семь.
Найдите предложение, подтверждающее вашответ.
— Сколько солдат-гвардейцеввступили в неравный бой?16
-Какую клятву дали герои?Ни шагу назад!
С каким родомвойск пришлось сражаться солдатам нашей армии?Пехота, танки
Какавтор говорит про бой с танками? Какой шёл бой? Найдите предложение в тексте.Станками бой –
жесточайшийбой.
-Перед вами 3 заголовка к этой части. Задание командам. Попробуйте определить,какое название подойдёт к этой части.
1)Горит степь. 2) Танки вступили вбой. 3) Ни шагу назад!
У каждой войны есть свои герои. Кто такойгерой? ( слайд 4)
-Прочитайте 2 абзац и узнайте героевСталинградской битвы из нашего произведения.
Запомнитеих фамилии: Кочетков, Докучаев, Гущин, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов.
Атанки ползут и ползут. Нет у солдат ни пушек, ни противотанковых ружей, ниминометов. Кончились даже патроны.
Бьютсясолдаты. Ни шагу назад! А танки все ближе и ближе.
Осталисьу героев одни гранаты. По три на солдата.
ПосмотрелДокучаев на танки, на боевых друзей, на свои три гранаты. Посмотрел. Снял сгимнастерки ремень. Ремнем затянул гранаты. На руке почему-то взвесил.Посмотрел еще раз на Гущина, Бурдова – они были его соседями по окопу.Улыбнулся друзьям Докучаев. И вдруг поднялся солдат из окопа.
– ЗаРодину! – крикнул герой. Бросился вперед навстречу врагу. Прижал покрепчек груди гранаты. Рванулся под первый танк.
Вздрогнуластепь от взрыва. Качнулись опаленные боем травы. Замер, вспыхнул фашистскийтанк.
ПереглянулисьГущин и Бурдов. Храбрость рождает храбрость. Подвиг рождает подвиг. ПоднялсяГущин. Поднялся Бурдов. Связки гранат в руках.
– Насне возьмешь! – прокричали солдаты.
Рванулисьвперед герои. Два взрыва качнули землю. А танки идут и идут.
Поднялисьтогда Кочетков, Степаненко, Чирков, Шуктомов.
– Свободадороже жизни!
Вотони четверо – на огненном рубеже. Навстречу фашистским танкам идут герои.
– Смертьфашистам! Захватчикам смерть!
Смотрятфашисты. Люди идут под танки. Взрыв.
Ещевзрыв. Снова и снова взрыв. Страх охватил фашистов. Попятились танки,развернулись, поспешно ушли отсюда.
— Какой подвиг совершили эти люди? ( Онипожертвовали своей жизнью ради победы)
-Почему они приняли решение? (ответ) Найдите предложение в тексте, подтверждающееваш ответ. (Нет у солдат ни пушек, ни противотанковых ружей, ниминометов. Кончились даже патроны.)
-Какое оружие осталось у солдат для борьбы с фашистскими танками? (гранаты)
-Сколько гранат осталось у каждого солдата? Найдите в тексте предложение- ответна этот вопрос.По три на солдата.
-Кто первым из бойцов подорвал танк, пожертвовав своей жизнью?Докучаев
-Как он совершил этот подвиг?
-Какповели себя другие бойцы после этого поступка?
-С какими криками бросались герои на вражеские танки? Зачитайте из текста.Смертьфашистам! Захватчикам смерть!Нас не возьмешь! За Родину! Свободадороже жизни!
-Что были вынуждены сделать фашисты?
— Как можно озаглавить 2 часть? ( Подвиггероев)
-Давайте поработаем по группам и узнаемимена героев Сталинграда. 3 мин.
1группа.Узнайте именамладшего лейтенанта Кочеткова икрасноармейца Чиркова
Для этого разгадайтешифрограмму 3,1, 19,10, 13,10, 11 Василий
КочетковВасилий Дмитриевич – командирстрелкового взвода,
гвардии младший лейтенант1-гострелкового батальона 111-го гвардейского стрелкового полка 40-й гвардейской стрелковой дивизии.
ЧирковВасилий Архипович-красноармеец, стрелок
1-го стрелкового батальона 111-го гвардейскогострелковогополка 40-й гвардейской стрелковой дивизии
2группа. Вычислите, заполни таблицу, и вы узнаетеимя гвардииефрейтора Докучаева.
77:11 А 12 *6 Н 60 :5 О
72 |
14 |
95 |
12 |
180 |
7 |
45 |
Н |
И |
К |
О |
Л |
А |
Й |
ДокучаевНиколай Васильевич— гвардии ефрейтор,
стрелок 1-го стрелкового батальона 111-го гвардейского стрелковогополка
40-йгвардейской стрелковой дивизии.
3 группа.
Вычисли, заполнитаблицу, и ты узнаешь имя гвардии сержанта, командира отделения,1-го стрелкового батальона 111-го гвардейского стрелковогополка 40-й гвардейской стрелковой дивизии Бурдова
48:12 В
56:28 А
14х5 Е
108 |
2 |
4 |
70 |
6 |
П |
А |
В |
Е |
Л |
Бурдов Павел Иванович- сержант, командиротделения1-го стрелкового батальона 111-го гвардейскогострелкового полка 40-й гвардейскойстрелковой дивизии.
Михаил
Шуктомов Михаил Андреевич- сержант,командир отделения1-го стрелкового батальона 111-го гвардейского стрелковогополка 40-й гвардейской стрелковой дивизии.
Степаненко МихаилПавлович- красноармеец, стрелок1-гострелкового батальона 111-го гвардейского стрелкового полка 40-й гвардейской стрелковой дивизии. (слайд 5)
Прочитайте 3 абзац текста «Ни шагу назад»и ответьте на вопрос.
Как вы понимаете выражение «Но память хранит былое».
Отгремелибои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Но память хранитбылое. Посмотрите туда, на поле. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Запомните их фамилии:Кочетков, Докучаев, Гущин, Бурдов, Степаненко, Чирков, Шуктомов.
Как вы понимаете выражение «Но память хранит былое»? (Мы в наше время до сих пор помнимо том подвиге, который совершили люди в годы ВОВ…)
— Найдите предложение, которым мы можемназвать 3 часть. (Бессмертен их славный подвиг.) Молодцы. Все частиозаглавлены.
-Посмотрите на пословицы, записанные надоске. Как вы считаете, какая из них наиболее подходит к этому тексту?
Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
Герой трусу не товарищ.
Нагероя и слава бежит.
-Почемуименно эта пословица?
Чемявляется для этого рассказа пословица «Герой в бою думает не о смерти, а опобеде?» (главной мыслью)
-Молодцы. Да, это то самое главное, чтохотел рассказать нам автор рассказа.
— В память о тех событиях был открытпамятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». А где он находится вы узнаете,выполнив задание №2 в группах
36000 : 100 В 7*10000
К 5000:1000
У
56 *100 Е 488000:1000
Р 1000*1
Г
36600:100 М 250*1000
Н
23 *100 А
366 |
2300 |
366 |
2300 |
5600 |
360 |
М |
А |
М |
А |
Е |
В |
70000 |
5 |
488 |
1000 |
2300 |
250000 |
К |
У |
Р |
Г |
А |
Н |
( слайд 6)
Историческая справка(видео «Мамаев курган»)
Памятник-ансамбль включает в себянесколько уровней: композиция «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь героев,Площадь скорби, Зал воинской славы. В центре возвышается 52-метровая скульптураМатери-Родины, в гневе поднявшей на врагов карающий меч, зовущей на борьбусвоих сынов. Скульптура «Родина – мать зовет!» – одна из самых больших напланете.
Среди жителей нашего города много героевВОВ. Среди них есть и те, кто стал участником Сталинградской битвы. С ихфамилиями познакомят нас капитаны.
Генерал-майор Виктор Григорьевич Жолудев возглавлялгвардейскую стрелковую дивизию на Сталинградском фронте. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1944 года за образцовоевыполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкимизахватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство генерал-майору ВикторуГригорьевичу Жолудеву посмертно присвоено звание Героя СоветскогоСоюза. Генерал-майор награждён орденом Ленина (посмертно), двумяорденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, двумя орденамиСуворова 2-й степени, медалью За оборону Сталинграда
Лётчик-штурмовик,майор ГолубевВиктор Максимович загоды войны совершил 157 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 3 самолётапротивника. Погиб 17 мая 1945 года при выполнении учебно-тренировочного полётана штурмовике Ил-2. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени,орденамиОтечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За оборонуСталинграда».Голубев Виктор Максимович – дважды геройСоветского Союза.
Их имена увековечены вназвании улиц нашего города. ( слайд 7)
Сегодня мы поговорили только о маленькойчастичке огромной войны. История не знает более чудовищных преступлений, чемте, которые совершили гитлеровцы. Это была самая разрушительная икровопролитная война 20 века.
— Почтим память погибших минутой молчания.Минута молчания. (слайд 8)
VII. Итогурока. Рефлексия.
Цель – подвести итог проделанной работе науроке.
— На долю нашего народа выпало много войн,но всегда русские люди выходили из них победителями.
За работу каждая группа получила звёзды.Предлагаю устроить из них праздничный салют в честь героев.
Домашнее задание капитаны команд получат вконверте №3.
1) Подготовитьсообщение о нашем земляке Викторе Григорьевиче Жолудеве
2) Подготовитьсообщение о нашем земляке Викторе Максимовиче Голубеве.
3) Подобратьстихи о Великой Отечественной войне.
4) Подобратьпословицы и поговорки о героизме, мужестве русских людей.
— Выставлениеоценок.
Я отмечаю сегодня …… выработали на отлично. Хорошо сегодня работали …. . Всем ребятам советую быть
внимательными, активными.Вы сегодня молодцы!!!
— Продолжите одно изпредложений:
— Самым интересным дляменя …
— Сегодня на уроке я ….
— Урок мне….