от возраста, в %
Уровень | Все |
Возрастные группы |
||||
материальной обеспеченности | насе-ление | Моло-дежь | 31-40 лет | 41-50 лет | 51-60 лет | старше 60 лет |
1. К высоко материально обеспеченным | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 1,0 | — | — |
2. К средне материально обеспеченным | 19,7 | 29,1 | 22,3 | 19,7 | 12,4 | 10,5 |
3. К низко материально обеспеченным | 59,6 | 60,3 | 59,6 | 60,1 | 63,7 | 57,8 |
4. К тем, кто живет за чертой бедности | 20,2 | 9,9 | 20,3 | 19,2 | 24,0 | 31,7 |
В свою очередь, среди самой молодежи пока еще продолжает действовать тенденция, которая отмечалась и раньше — чем моложе группа, тем выше она оценивает свой уровень благосостояния. Так, среди молодежи до 21 года 38,1% оценили свой уровень благосостояния как высокий или средний, и 49,5% — как низкий, в то время как в группе 22-26 лет эти показатели составляли, соответственно, 26,5% и 63,5%.
Среднемесячный доход на одного члена семьи у тех, кто причисляет себя к материально высокообеспеченным, составляет в среднем 5940 рублей, к среднеобеспеченным — 1275 рублей, к малообеспеченным — 600 рублей, к живущим за чертой бедности — 400 рублей. Если пересчитать приведенные показатели двух последних малоимущих категорий в долларовом эквиваленте, то получится, что около 70% российской молодежи живет, имея душевой доход не более 1$ в день. Это уже ситуация африканской страны, причем даже не среднеразвитой. И хотя численность тех, кто живет за чертой бедности (а, следовательно, имеет доходы всего около 50 центов в день), в составе молодежи заметно меньше, чем в других возрастных группах, это не меняет общей печальной картины ее положения.
|
|
Если говорить о социально-профессиональной принадлежности тех, кто причисляет себя к группам с разным уровнем благосостояния, то к материально высоко обеспеченным причисляют себя только предприниматели, студенты, небольшая часть рабочих и жителей села (фермеры). Больше всего причисляющих себя к средне обеспеченным — в составе представителей малого бизнеса, студентов, служащих и гуманитарной интеллигенции. В составе малообеспеченных велика доля всех социально-профессиональных групп, кроме предпринимателей. Доля молодежи, живущей за чертой бедности, особенно велика в составе жителей сел, безработных и рабочих.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности вертикальной мобильности и соответственно быстрого улучшения материального благосостояния, открывшиеся перед некоторой частью молодежи в начале 90-х годов, сегодня практически исчерпаны. В этих условиях ощущение неопределенности и тревоги становится атрибутом не только старших возрастных групп, но и значительной части молодежи.
Оценка молодежью своего статуса
|
|
Об этом же свидетельствует и анализ того, к каким статусным позициям отнесли себя представители молодежи. Ощущение молодежью своих социальных статусов замерялось в исследовании с помощью десятибалльной шкалы статусных позиций, где 1 позиция означала принадлежность к высшей статусной группе, а 10 позиция — к низшей статусной группе. Впоследствии, при обработке результатов исследования, эти позиции были объединены в 4 группы, соответствующие четырем основным классам российского общества[1] — верхний слой, занимающий промежуточные позиции между элитой и средним классом, собственно средний класс, составляющий обычно в развитых странах более 50% населения, базовый класс, который в западной социологической традиции принято называть “рабочим”, и низший класс. Как показало проведенное исследование, к верхнему слою отнесли себя 1,8% опрошенных представителей молодежи (при этом ни один человек не отнес себя к первой статусной позиции, что связано с тем, что в ходе опроса не опрашивались представители элиты), к среднему — 28,9%, к базовому — 44,0%, и к низшему — 25,1%.
Эти цифры говорят о том, что подавляющее большинство российской молодежи, в отличие от своих сверстников в западноевропейских странах, которые в основном относят себя к среднему классу, ощущают себя представителями низших статусных позиций.
Такое, характерное для всех групп молодежи, ощущение “приниженности” своего социального статуса, сопровождающееся ощущением малообеспеченности с тенденцией к дальнейшему падению своего уровня жизни, не может не вызывать у молодых россиян чувства социальной напряженности, глубокого недовольства нынешним состоянием российского общества и тем курсом реформ, который проводился в стране все последние годы. Это недовольство дополнительно подпитывается тем, что нынешняя модель общественного устройства России весьма мало напоминает ту, которая представляется оптимальной молодому поколению россиян. Итак, что же это за модель?
Ответ на этот вопрос предполагает прежде всего вычленение тех наиболее значимых характеристик, которые описывали бы эту Россию, и лишь потом — анализ соответствующих представлений как молодежи в целом, так и отдельных ее групп. Ведь желаемый образ своей страны включает для каждого молодого россиянина разный набор характеристик — от ее роли в мире до наличия кинотеатра или кафе по соседству. Какие же из этих характеристик являются существенно значимыми, а какие нет? Что составляет тот стержень, ту основу мировоззрения, которые позволяют выделить основные черты модели общественного устройства России, являющейся идеалом (причем далеко не всегда осознаваемым, а тем более формализуемым самими представителями молодежи) для молодого поколения страны?
Для того, чтобы понять, какие же взгляды являются краеугольными в мировоззрении человека, в ходе предшествовавших исследований РНИСиНП, прежде всего в исследованиях “Молодежь новой России…” и “Граждане новой России…”, было проанализировано около 400 мировоззренческих позиций на предмет выделения тех из них, которые составляют стержень любого мировоззрения. После очень сложной математической обработки имевшихся данных, отражавших взгляды по самым различным проблемам, оказалось, что, действительно, есть особый блок, состоящий из нескольких вопросов, составляющих своего рода “ядро” мировоззрения любого россиянина. Все вопросы этого блока связаны со всеми без исключения остальными его вопросами статистически значимыми связями. В числе этих вопросов такие как:
1. Ориентация на индивидуализм, либерализм и западную модель развития общества или на чувство общности, коллективизм и жестко управляемое государство как желательный путь развития России.
|
|
2. Признание приоритета защиты интересов личности или интересов народа как стратегического приоритета деятельности государства.
3. Представление о социально-экономических функциях государства (должен ли частный сектор быть полностью самостоятелен в своей работе или государство должно активно на него влиять, должно ли оно дать людям свободу заниматься тем, чем они хотят и т.п.).
4. Наличие патерналистских настроений (должен ли человек сам заботиться о материальном обеспечении семьи, не надеясь на государство и т.д.).
5. Выбор в дилеммах свобода-равенство и материальное благополучие-свобода.
6. Оценка экономической политики властей.
7. Отношение к появлению в России богатых людей и к социальному неравенству вообще.
8. Понимание функций, задач и прав оппозиции.
9. Выбор наиболее близкого идейно-политического течения.
10. Политик, с которым связываются надежды на улучшение жизни в стране.
11. Отношение к необходимости революционного или реформистского пути развития России.
Что же говорят данные проведенного исследования, с учетом перечисленных выше вопросов, о специфике мировоззрения сегодняшней российской молодежи? Начнем с того, своим ли путем или по западной модели должна развиваться Россия.