Уровневыеучебные задания по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
Разработчик:Тормашова Анна Андреевна
Класс:4
Предмет:русский язык
Тема:«Синонимы, антонимы, омонимы»
| Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии | Предполагаемые ответы детей | Примечание | 
| Узнавание | Актуализация имеющихся знаний о синонимах, антонимах, омонимах. | Посмотри на сочетания слов, и выбери, к какому варианту ответа они относятся: молодость – старость умный – глупый стоит – движется 
 1) омонимы 2) антонимы 3) синонимы ___________________________________ 
 Как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу? Выбери правильный ответ. 1) синонимы 2) антонимы 3) омонимы ____________________________________ 
 Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение? Выбери правильный ответ. 1) антонимы 2) синонимы 3) омонимы | Данное задание на основе знания обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с выбором ответа. Задание может быть предложено учащимися на уроке открытия нового знания на этапе первичного закрепления. Уровень сложности – базовый (1 балл). Критерии оценивания и балл: 1 балл – выбран ответ В). 0 баллов – во всех остальных случаях. | 2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _____________________ 
 3) 
 
 
 
 
 _____________________ 
 2) 
 
 
 
 
 
 
 | — | 
| Воспроизведение | Воспроизведение знаний о синонимах, антонимах, омонимах. | Выбери из предложенных вариантов антонимы: 1) встречать, провожать 2) лук (растение), лук (оружие) 3) чудесный, сказочный 4) ласковый, строгий 
 ____________________________________ 
 Раздели пары слов на три группы: А — синонимы, Б — антонимы, В — синонимы. 1) ласка – ласка 2) белый – черный 3) красивый – прекрасный 4) месяц – месяц 5) сладкий – горький _____________________________________ 
 Выбери из предложенных слов три слова-синонима и подчеркни их. 1) красный 2) жёлтый 3) алый 4) голубой 5) зелёный 6) огненный | Данное задание на основе знания обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с кратким ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе первичное закрепление. Уровень сложности задания – базовый (2 балла). Критерии оценивания и балл: 2 балла – правильно даны ответы –; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – во всех остальных случаях. | 1), 4) 
 
 
 
 
 
 _____________________ 
 А – 3 Б – 2, 5 В – 1, 4 
 
 
 
 
 
 _____________________ 
 1), 3), 6) | — | 
| Понимание | Выявление и оценка уровня сформированности умения определять антонимы, синонимы, омонимы. | Замени в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Пользуйся словами для справок. 
 Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами. 
 Слова для справок: знойные, палящее, жгучими. ____________________________________ 
 Спиши пословицы, в которых есть антонимы. 
 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. В большом горе и маленькая радость велика. Кому честь, тому и почет. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей. ____________________________________ 
 Рассмотри рисунки. Назови по рисункам слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы. | Данное задание выполняется на основе знаний обучающегося о синонимах, антонимах, омонимах. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе первичного закрепления. Уровень сложности задания – базовый (3 балла). 
 | Дни были очень знойные. С утра до вечера светило палящее солнце. Дети загорали под его жгучими лучами. 
 
 
 
 
 
 _____________________ 
 Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. В большом горе и маленькая радость велика. Ученье – свет, а неученье – тьма. Мир лучше ссоры. 
 
 _____________________ 
 Высокий – низкий, норка – норка, лисички – лисички, 
 | — 
 
 Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 
 
 
 
 
 
 
 
 _________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _________________ 
 
 | 
| Применение в знакомых условиях | Самостоятельное преобразование информации об особенностях антонимов, омонимов, синонимов. | Встретились на улице два друга, и завязался у них спор: первый говорит, что слова «договор» и «соглашение» – это синонимы, а второй утверждает, что эти слова – антонимы. Кто из них прав? Поясни свой выбор. Подбери к слову «старый» антоним и синоним. Объясни лексическое значение этих слов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _____________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _____________________________________ 
 Вова попросил помочь Витю с домашним заданием. Суть задания заключалась в том, что к словам «молодость», «добрый», «мягкий» нужно было подобрать антонимы, а также дать определение этому понятию. Витя решил задание так: молодость – старость добрый – великодушный мягкий – жесткий Антонимы – это слова, имеющие разное значение, но звучащие одинаково. Вова не согласился с другом и сделал все сам, а потом получил отметку «5». Побудь на месте Вовы и исправь ошибки Вити. | Данное задание выполняется на основе знаний обучающегося об особенностях антонимов, синонимов, омонимов. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания и рефлексивно-оценочном этапе. Уровень сложности задания – высокий (4 балла). 
 | Слова договор и соглашение – синонимы, потому что это два разных по звучанию слова, обозначающих одно и то же. Синоним к слову «старый» — «древний». Антоним к слову «старый» — «молодой». Старый — Достигший старости. Древний — Существовавший или возникший в отдалённом прошлом, очень давний. Молодой — Юный, небольшой по возрасту; не достигший зрелого возраста. _____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _____________________ 
 молодость – старость добрый – злой мягкий – жесткий Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение. 
 | — 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _________________ — 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _________________ 
 | 
| Применение в новых условиях | Самостоятельное применение информации об антонимах, синонимах и омонимах. | Изучая учебник русского языка, ученик пришел к выводу: «Синонимы, антонимы и омонимы – это пары слов, которые всегда принадлежат к одной части речи». 
 Согласишься ли ты с этим утверждением? Приведи доказательство своей точки зрения, подбери 3 примера. 
 
 
 
 
 _____________________________________ 
 Название образовано от греч. òμός «одинаковый» и όνυμα- «имя». О чем идет речь? Как ты пришел к этому выводу? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 _____________________________________ 
 Ученик пришел в школу без учебников. На уроке русского языка ему попалось задание: «Можем ли мы назвать слова «белый» и «черный» антонимами? Почему? Приведите 3 примера пар антонимов. Как бы ты решил это задание? | Данное задание выполняется на основе знания обучающегося об особенностях антонимов, синонимов и омонимов. По типу задание с развернутым ответом. Задание может быть предложено обучающимся на уроке открытия нового знания на этапе рефлексивно-оценочном этапе. Уровень сложности задания – высокий (5 баллов) 
 | Нет. Синонимы и омонимы могут быть разными частями речи, в то время как антонимы – это всегда пары слов одной части речи. Синонимы: грохочущий – шумный. Омонимы: хорошо (категория состояния) – хорошо (частица). Антонимы: добрый – злой (прил.). _____________________ 
 Речь идет об омонимах. Омонимы – это одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению слова. Следовательно, «одинаковый» и «имя», значит, что слова звучат одинаково, и из трех вариантов в изучаемой теме подходят именно омонимы. 
 _____________________ 
 Да, эти слова являются антонимами, так как они противоположные по значению. Злой – добрый Яркий – бледный Громкий — тихий | — | 
 
    