Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Варианты диагностического сопровождения
одаренного школьника
Павлова Варвара Валерьевна
Педагог-психолог
МБОУ «СШ №6» -
2 слайд
СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ
или Как у вас с абстрактным мышлением?
Цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых. -
3 слайд
Описание теста.
Методика состоит из 20 пар слов- логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами. -
4 слайд
Инструкция.
«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».
Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты». -
5 слайд
Шифр
A. Овца – стадо Г. Свет – темнота
Б. Малина – ягода Д. Отравление – смерть
B. Море – океан Е. Враг – неприятельИспуг – бегство
Физика – наука
Правильно – верно
Грядка – огород
Пара – два
Слово – фраза
Бодрый – вялый
Свобода – воля
Страна – город
Похвала – брань11. Месть – поджог
12. Десять – число
13. Плакать – реветь
14. Глава – роман
15. Покой – движение
16. Смелость – геройство
17. Прохлада – мороз
18. Обман – недоверие
19. Пение – искусство
20. Тумбочка – шкаф -
6 слайд
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В -
7 слайд
Оценка
Оценка,
Баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6
правильных
ответов -
8 слайд
Внешние признаки одаренности личности, выявляемые методом наблюдения в совместной деятельности
-
9 слайд
-
10 слайд
-
11 слайд
-
12 слайд
Как психологи в школе понимают, что ребёнок имеет низкие интеллектуальные способности:
предлагаю протестироватьсяКаждый первоклассник до прихода в школу уже имеет свой определенный уровень интеллекта, который сформировался благодаря домашнему развитию, посещению детского сада и общению со своими сверстниками. При этом одни детки бывают более развиты, чем другие и учителям важно определить уровень каждого перед распределением по классам. Расскажу какими тестами на определение IQ пользуются педагоги.
-
13 слайд
Уровни IQ
Прежде чем начать тестирование, давайте разберем какие уровни интеллекта выделяют психологи:
Низкий и ниже среднего — когда ребенок не слушает других людей, не выполняет простые логические задачи, либо выполняет с ошибками, не умеет сравнивать и обобщать предметы.
Средний — малыш не умеет внимательно слушать, простые задачи, как сравнение и обобщение выполняет без ошибок, а в более сложных: анализе и синтезе допускает ошибки.
Высокий и очень высокий — ребенок легко выполняет любые задачи и внимательно слушает и понимает другого человека. А если и допускает некоторые ошибки, то в состоянии их исправить без посторонней помощи. -
14 слайд
Тест на интеллект по Ржичану
Большинство тестов на IQ разрабатывались для взрослого населения, однако есть несколько методик, подходящих детям в возрасте от 7 до 16 лет.
Например, тест на интеллект Ржичана П.: ребенку представляют три картинки и пустую ячейку, расположенные в ряд. Изображения имеют особую закономерность, которую должен определить малыш и подставить в свободную ячейку подходящую картинку из шести штук, расположенных правее основного ряда.
Первые несколько подобных вопросов лучше делать вместе с ребенком, чтобы он лучше понял суть задания. -
15 слайд
-
16 слайд
личности
Структура -
17 слайд
Основная гипотеза
Методы обучения в современной школе предполагают чрезмерное акцентирование на развитии когнитивной сферы личности в ущерб эмоциональной и поведенческой сфер, что идет в разрез с принципом гармоничного обучения. -
18 слайд
Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF)
один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране.
Рекомендовано использовать шкалы по отдельности, фрагмент шкала интеллектуальное развитие. Вариант 1 -
19 слайд
Проведение диагностики типов мышления с использованием следующего теста интеллекта (Р.Кеттелл).
Внимание! -
20 слайд
ОСТРЫЙ
РЕЗАТЬ
ТОЧИТЬЛОПАТА — КОПАТЬ
№1НОЖ -
21 слайд
УЛЫБКА
УСПЕХ
СЧАСТЛИВЫЙУСТАЛЫЙ-РАБОТАЛ
№2 ГОРДЫЙ -
22 слайд
ОПАСНЫЙ
БЕСПОКОЙНЫЙ
УЖАСНЫЙУДИВЛЕНИЕ-НЕОБЫКНОВЕННЫЙ
№3 СТРАХ -
23 слайд
3/7
3/9
3/13№4 ДРОБИ
-
24 слайд
СВЕЧА
ЛУНА
ЛАМПА
№5 -
25 слайд
ТЮРЬМА
ГРЯЗНЫЙ
КРАЖАРАЗМЕР-ДЛИНА
№6 НЕЧЕСТНЫЙ -
26 слайд
«ПО»
«ОП»
«ТУ»АБ-ВГ
№7 «РС» -
27 слайд
СКОРЫЙ
НАИЛУЧШИЙ
БЫСТРЕЙШИЙЛУЧШЕ-НАИХУДШИЙ
№8 МЕДЛЕННО -
28 слайд
ОХХХ
ООХХХХ
ХОООПРОДОЛЖИТЬ РЯД
№9 ХООООХХОООХХХ… -
29 слайд
КАКОЙ-НИБУДЬ
НЕСКОЛЬКО
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬНЕ ПОДХОДИТ К ОСТАЛЬНЫМ
№10 -
30 слайд
ШИП
КРАСНЫЕ ЛЕПЕСТКИ
АРОМАТПЛАМЯ — ЖАР
№11 РОЗА -
31 слайд
ШИРОКИЙ
ЗИГЗАГООБРАЗНЫЙ
ПРЯМОЙНЕ ПОДХОДИТ К ОСТАЛЬНЫМ
№12 -
32 слайд
НИГДЕ
ДАЛЕКО
ПРОЧЬСКОРО-НИКОГДА
№13 БЛИЗКО -
33 слайд
Исследование когнитивной сферы
1.Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, то я должен был бы назвать преступника:
бандитом
святым
тучей
Рекомендовано использовать шкалы по отдельности, фрагмент шкала интеллектуальное развитие. Вариант 2 -
34 слайд
2. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова неточный — это:
небрежный
тщательный
приблизительный -
35 слайд
3. Какое слово не связано с другими словами:
кошка
близко
солнце -
36 слайд
4. Дом так относится к комнате, как дерево к:
лесу
растению
листу -
37 слайд
5. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжать ряд — 1, 2, 3, 6, 5 — будет:
10
5
7 -
38 слайд
6. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренным по точным часам, то эти часы:
отстают
идут правильно
спешат -
39 слайд
7. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
двоюродным братом
племянником
дядей -
40 слайд
способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Эмпатия -
41 слайд
Тест Липпмана «Логические закономерности»
Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
-
42 слайд
Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7
6, 9, 12, 15, 18, 21
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8, 4, 2, 1, 0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36 -
43 слайд
Ключи и интерпретация результатов
-
44 слайд
Оценка результатов
Оценка результатов
-
45 слайд
Методика «активность вербального и наглядно-образного мышления»
Методика предназначена для экспресс оценки отдельных компонентов мышления. Структурно представлена 4 мини-заданиями, выполняемыми на время.
Активность мышления является одним из самых важных показателей, свидетельствующих о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята», «чувствую себя утомленным».
Экспресс-метод оценки активности мышления с помощью регистрации продуктивности его в заданиях различного типа позволяет иметь не только количественные показатели, удобные для последующего сравнения и интерпретации, но и оценить такие разные показатели активности, как показатели его беглости (конвергентное мышление по Гилфорду, 1980) и гибкости (дивергентное мышление, там же). -
46 слайд
Беглое мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач, в пределах одного способа решения. Иногда эти показатели можно сопоставить с имеющимися у субъекта предварительными знаниями и скоростью извлечения их из памяти.
Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно-образного мышления.
Порядок работы.
Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует выполнение заданий по следующим инструкциям. -
47 слайд
1. Первая инструкция:
«В течении минуты запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву Р». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.
-
48 слайд
2. Вторая инструкция:
«Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу Флора».
В данном случае оценивается активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости. -
49 слайд
3. Третья инструкция:
«В течение минуты составьте и запишите в тетрадях осмысленные предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л».
Задание направлено на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в варианте вербального вида. Можно привести пример выполнения задания, в данном случае – написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости. -
50 слайд
4. Четвертая инструкция:
Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т.д. Инструкция для испытуемых: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Вид задания направлен на определение особенностей образной гибкости испытуемых.
-
51 слайд
Обработка и интерпретация результатов
Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предполагать, что для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования, не менее, среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 5 именам, образной беглости – 5 рисункам, вербальной гибкости – 4 предложениям, образной гибкости – 5 рисункам. Естественно, при учитывании показателей среднеквадратичного отклонения и других возрастных и образовательных особенностей эти групповые нормы могут немного измениться в ту или иную сторону. -
52 слайд
Виды деятельности психолога
диагностика
включенное наблюдение
обеспечение обратной связи
психологическое просвещение
имеет не только развивающий и профилактический, но и терапевтический эффект.