Обучение ребенка-аутиста
В соответствии с ФГОС существуют четыреразных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степениинтеллектуального развития ребенка:
Программа 8.1: поней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достиженийдолжен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, пообычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, чтоим обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На периодадаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.
Программа 8.2:обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровеньитоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатсяони в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольнуюорганизацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения вначальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию –он будет учиться шесть лет.
Программа 8.3 – поэтой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуальногонарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли быучиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей онимогут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговыхдостижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированнымучебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.
Программа 8.4 – длядетей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениямиразвития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (неговорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития). Срок обученияпо программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительноотличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большейстепени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70%образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыкови жизненных компетенций.
Наиболее распространенные специальныеметодики:
· «Времяна полу»:методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровойформе (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
· «Прикладнойповеденческий анализ»: поэтапное обучение под руководствомпсихолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
· Методикапо программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербальногоспособа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог(или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения сдругими людьми, более понятных им.
· Методикаобучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой формеаутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогаютзапомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это даетвозможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
· «Социальныеистории»– это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следуетописывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоциигероев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
· МетодикаТЕАССН:методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом егоособенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другимитехнологиями обучения.