Вегетативноеразмножение растений и его использование человеком.
Предмет:Биология
Класс:6
Типурока: Изучение нового материала
Цель: Конкретизировать знания обучающихся о вегетативныхорганах растений, изучить способы вегетативного размножения при помощивегетативных органов. Показать роль вегетативного размножения в природе исельскохозяйственном производстве
Планируемырезультаты (предметные):
· ученик научится: -характеризовать основные процессыжизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессовжизнедеятельности растений; объяснять роль различных видов размножения урастений
· учащийся получитвозможность научиться: объяснятьвзаимосвязь строения вегетативных органов растений с выполняемыми функциямиразмножения; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией
Личностныерезультаты: знание основныхпринципов и правил отношения к живой природе;знание основ здорового образажизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образажизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных наизучение живой природы; сформированность интеллектуальных умений (доказывать,строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; сформированностьэстетического отношения к живым объектам;
Универсальныеучебные действия (метапредметные): умениеработать с разными источниками информации: текстом учебника, научно- популярнойлитературой, справочниками; анализировать и оценивать информацию;
умениеорганизовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи,планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результатыработы;
способностьвыбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках поотношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умениеслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умениеадекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своейпозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаиватьсвою позицию;
Формыи методы обучения: Частично-поисковый,объяснительно-иллюстративный, практический
Понятияи термины: вегетативное размножение, стеблевыечеренки, корневые черенки, корневые отпрыски, отводки, прививка, привой подвой.
Средстваобучения: Учебник, презентация , комнатные растения
Организационнаяструктура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||
1. Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная беседа |
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. Проверка посещаемости. |
Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку |
Наблюдение, устные ответы |
||||||||||
2. Актуализация опорных знаний урока Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала |
Блиц опрос |
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит опрос: Вспомните, на какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций. (На вегетативные и генеративные.) Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.) Какова их основная функция? (Размножение.) А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.) Какова их основная функция? (Обеспечениерастения водой, органическими и минеральными веществами.) Но мы знаем, что, кроме основных, вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции. Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Например, видоизмененный корень моркови, а также корневые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля запасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать газообразный азот.)
|
Отвечают на вопросы |
Устные ответы |
||||||||||
3. Мотивация к изучению нового материала. Формирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-позновательной деятельности |
Вводная беседа, постановка проблемы. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: Как вы считаете, может ли растения размножаться при помощи вегетативных органов? Как оно будет называться? Озвучивает тему урока. Предлагает учащимся самостоятельно поставить цель урока |
.Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают предположения. Ставят цели. Слушают мнения одноклассников |
Устные ответы |
||||||||||
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний |
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный |
Объясняет материал, используя презентацию и учебник (приложение 1) Вегетативное размножение-это увеличение числа особей растений в результате их развития из частей материнского растения (побега, корня)
Размножение черенками (стеблевые черенки, корневые черенки, корневые отпрыски, листовые черенки) Размножение ползучими побегами (усами) Отводками Подземными видоизмененными побегами (корневище, клубень, луковица) Прививка Значение вегетативного размножения
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с учебником, Фиксируют в тетради новый материал Участвуют в коллективной беседе |
Устные ответы. Записи в тетради |
||||||||||
5. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности |
Лаб. раб. №5 Вегетативное размножение комнатных растений |
Объясняет ход выполнения лабораторной работы
|
Выполняют лаб. раб. №5 «Черенкование комнатных растений» |
Наблюдение Отчет по выполнению лабораторной работы |
||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
Акцентирует внимание учеников на конечных результатах учебной деятельности на уроке: Предлагает составить синквейн по пройденному материалу 2 существительных; 2 прилагательных, 3 глагола. |
Осуществляют рефлексию |
Устные ответы |
||||||||||
7. Подведение итогов. Домашнее задание |
Фронтальная беседа |
Оценивает работу учеников во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. Дает комментарии к домашнему заданию: п. 17 |
Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Записывают задание |
Наблюдение |
Приложение№1
Способы вегетативного размножения
Ученики в процессе рассказа учителя и под его руководствомзаполняют таблицу “Способы вегетативного размножения”. Затем с помощьюиллюстративного материала (рисунки растений, прикрепленные на магнитной доске,или слайды и плакаты) они самостоятельно заполняют графу “Пример”.)
Способ размножения |
Характеристика |
Пример |
Ползучими побегами |
В местах соприкосновения удлиненных побегов с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным |
Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква |
Корневищами |
На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги |
Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть |
Клубнями |
Клубни отделяются от столонов. Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни |
Картофель, топинамбур, чистяк |
Луковица ми |
Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются “детки” — дочерние луковицы |
Дикий лук, тюльпан, гиацинт |
Листьями |
Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материнского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются придаточные корни |
Сердечник луговой |
Корневыми отпрысками |
На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски |
Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей |
Выводковыми почками |
На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются |
Бриофиллюм, папоротник аспелениум живородящий |
Побеговыми черенками |
От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни |
Традесканция, герань, смородина |
Отводками |
Нижние ветки растения прижимают к земле, нижнюю часть побега пришпиливают к почве и окучивают влажной землей. Когда на отводке образуются придаточные корни, то побег отрезают от материнского куста и пересаживают |
Крыжовник, смородина, калина, флоксы |
Листовыми черенками |
Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни |
Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера |
Корневыми черенками |
От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги |
Малина, ежевика |
Прививкой (трансплантация) |
Почку-глазок или черенок культурного растения (привой,) сращивают со стеблем дички (подвоем) |
Лесная яблоня, груша, боярышник, шиповник |
Культурой ткани |
Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений |
Редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно |