ГКОУ «ВСШ при ИТУСамарской области»
филиал№5
Классныйчас
«Вехирусской истории»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
классный руководитель 10 «Г» класса
Козина Елена Николаевна
18февраля 2023 г.
Цель мероприятия:
Патриотическоевоспитание молодежи через изучение страниц родной истории.
«Союзспасения»
21 февраля 1816года в Петербурге возникло первое тайное политическое общество – «Союзспасения», которое ставило перед собой цель уничтожение крепостного права вРоссии и принятие конституции. Возглавили его А.Н. Муравьев, С.И.Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, П.И. Пестель. Ограниченностьсил побудила членов «Союза» к созданию более широкой организации, и в 1818 годув Москве был создан «Союз благоденствия», насчитывающий около 200 членов иимевший устав с обширной программой действий.
Пути достижений своих целей заговорщики видели в пропаганде своих взглядов, вподготовке общества к безболезненному революционному перевороту. Однако из-заразногласий общество было распущено.
В марте 1821 года на Украине возникло Южное общество во главе которого сталП.И. Пестель, а в Петербурге по инициативе Н.М. Муравьева было организованоСеверное общество. Оба общества взаимодействовали друг с другом и рассматривалисебя как части одной организации.
В 1823 году началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826года. Однако из-за смерти Александра I в декабре 1825 года заговорщики быливынуждены приступить к активным действиям немедленно. Члены Северного обществарешили выступить с требованиями своей программы в день принесения присяги войскамии Сенатом новому императору Николаю I, чтобы помешать этому.
По плану декабристов, восставшие войска должны были занять Зимний дворец иПетропавловскую крепость и арестовать царскую семью (рассматривалось и ихубийство). Затем планировалось потребовать от Сената опубликовать всенародныйМанифест, в котором провозглашалось бы «уничтожение бывшего правления» иучреждение Временного революционного правительства. Депутаты должны былиутвердить новый основной закон — конституцию. Если бы Сенат не согласилсяобнародовать народный манифест, было решено принудить его к этому силой.Манифест содержал в себе несколько пунктов: учреждение временногореволюционного правительства, отмену крепостного права, равенство всех передзаконом, демократические свободы (печати, исповеди, труда), введение судаприсяжных, введение обязательной военной службы для всех сословий, выборностьчиновников, отмена подушной подати. После этого должен был быть созванВсенародный собор (Учредительное собрание), который должен был решить вопрос оформе правления — конституционная монархия или республика. Во втором случаепредполагалось выслать царскую семью за рубеж. Руководителем восстания былизбран — князь Сергей Трубецкой.
26 декабря 1825 года офицеры-декабристы (члены тайного общества) ещё затемнобыли в казармах и вели агитацию среди солдат. К 11 часам утра на Сенатскойплощади Санкт-Петербурга собралось около 3 тысяч восставших — солдатыМосковского лейб-гвардии полка, части 2-го батальона Гренадерского полка иматросы Гвардейского морского экипажа.
Однако Николай, знавший о заговоре, заранее принял присягу Сената. С.П.Трубецкой — руководитель декабристов — на площадь не явился. Восставшие полкипродолжали стоять, пока заговорщики не могли прийти к единому решению оназначении нового руководителя. К тому времени на Сенатскую площадь былистянуты правительственные войска, стали собираться жители Петербурга.
Восставших пытались привести к повиновению Герой Отечественной войны 1812 года,Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор граф Михаил Милорадович,полковник Стюрлер, великий князь Михаил Павлович… Но безуспешно.
Однако, Николай I, опасаясь, чтобы «волнение не сообщилось черни», уже успелвзять инициативу в свои руки. Правительственные войска, более чем вчетверопревосходящие восставших по численности, окружили их. По приказу Николая былсделан залп холостыми зарядами, который, однако, не произвёл эффекта. Тогданачали обстрел картечью. Первый залп был дан выше рядов мятежных солдат, ониответили ружейным огнём, но под градом картечи началось бегство. Толпывосставших бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров.Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат и идти внаступление на Петропавловскую крепость. Войска построились, но были обстреляныиз пушек ядрами, которые раскалывали лёд, многие тонули.
К ночи с восстание было подавлено. На Сенатской площади и городских улицахостались сотни трупов. Сразу же были арестованы и отправлены в Петропавловскуюкрепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матросаМорского экипажа. Арестованных офицеров привозили в Зимний дворец. Самимператор Николай выступал в качестве следователя.
По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро— П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г.Каховский — были повешены. Более 120 человек были сосланы на разные сроки вСибирь на каторгу или поселение.
«Дуэлив России»
В перечне русских писателей, в чьих произведенияхдуэли оказываются в центре внимания есть имена Пушкина, Лермонтова,Достоевского, Тургенева, Л. Толстого, Чехова, Куприна.
Причина проста как вся ПЖ: дворянские поединки были одним из краеугольныхэлементов культуры поведения и занимали важное место в жизни знати.
Дуэль в России уже к концу XVIII в. стала неотъемлемой частью русскойдворянской культуры. В то же время дуэль на российской почве сильно отличаласьот западноевропейского «дела чести».
Русской дуэли была свойственна грубая физическая сила, жестокость и кровавость(дуэль через платок, дуэль через шинель, «русская рулетка» и т.п.). Дуэль вРоссии так и не вытеснила полностью традицию жестоких драк , о которых часто ис удивлением упоминают иностранцы в записках о России XVI и XVII вв. Вероятнодаже, что русская дуэль до какой-то степени вобрала в себя эту «национальнуютрадицию».
С ней безуспешно боролись власти вплоть до 1894 г, когда дуэль в России былалегализована Приказом по Военному ведомству «О разбирательстве ссор,случающихся в офицерской среде».
Среди знаменитых дуэлянтов были: наставник Петра I генерал Патрик Гордон,президент двух академий Е.Р. Дашкова, декабристы М. Лунин, А. Бестужев, К.Рылеев, авантюристы Ф. Толстой (Американец) и граф Калиостро, поэты Н. Гумилеви М. Волошин, писатели И. Тургенев и Л. Толстой и многие другие деятели русскойистории и культуры.
Список знаменитых дуэлянтов, написанный по-русски, нельзя не начать с Пушкина иЛермонтова.
У Пушкина дуэль с Дантесом была не первой. Вызовов на его счету значится целыхдвадцать девять штук; правда, в большинстве случаев противники помирились добарьера (а несколько дуэлей предотвратил генерал Инзов, перед поединком бравшийПушкина под арест). Однако случалось ему и выйти к барьеру — например, сполковником Старовым, с которым они сделали по два выстрела, все мимо, и сблизким другом по лицею Кюхельбекером, обидевшимся на ехидные стихи Пушкина:
За ужином объелся я.
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно.
Кюхельбекер стрелял первым и промахнулся, Пушкин же воспользовался правомстреляющего вторым и отказался от выстрела. По всей видимости, Пушкин былуверен, что Кюхельбекеру ни в жизнь не попасть в него (Вильгельм Карлович былочень своеобразным человеком…), потому-то он мог себе позволить не торопиться.
Однако в случае с Дантесом он был твердо намерен убить противника. ПоэтомуДантес, когда ему (уже во Франции) выговаривали за убийство Пушкина, оченьудивлялся: а что мне, дескать, оставалось делать? Умирать? И в чем-то его можнопонять… Другой вопрос, чьи действия послужили причиной поединка. Потому-тоТургенев в числе немногих совершенных им в жизни подлостей числил то, чтокак-то за границей при встрече подал руку Дантесу…
С Лермонтовым причина дуэли гораздо более туманна; нанес Мартынову «какое-то»оскорбление, никто толком даже не понимал какое, но — явно не первое. Повоспоминаниям современников похоже, как будто Лермонтов хотел разыграть сценуиз «Героя нашего времени», предназначив Мартынову роль Грушницкого. Инаносил ему обиду за обидой, дабы тот наконец сыграл то, что ему определено.
Вот что говорит об этом секундант Лермонтова Васильчиков: «Что он сказал, мы нерасслышали; знаю только, что, выходя из дома на улицу, Мартынов подошел кЛермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: «Вы знаете,Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторялипри дамах», — на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: «А если нелюбите, то потребуйте у меня удовлетворения».
На дуэли Мартынов действовал не как хладнокровный убийца. Лермонтов ждал своейочереди, Мартынов же выстрелил быстро, навскидку. Примерно как Онегин…
Менее известна другая «литературная» дуэль, которая могла стоить России одногоиз двух замечательных поэтов: Николая Гумилева или Максимилиана Волошина. Ксчастью, она обернулась не трагедией, а чем-то вроде водевиля. Волошин иЕлизавета Дмитриева придумали «виртуальную поэтессу» по имени Черубина деГабриак. Эта «роковая испанка» писала стихи в журнал и заставила многих поэтов влюбитьсяв нее заочно. При этом, по всей видимости, изрядную часть стихов писала неДмитриева, а сам Волошин. А вы говорите — интернет-знакомства, проблемы новоговремени…
Одним словом, Гумилев влюбился в «испанку» до беспамятства, а когда розыгрышбыл раскрыт, послал шутнику вызов, требуя удовлетворения за попранные чувства.Дуэль проходила на той самой Черной речке, где был убит Пушкин, — и можнопредставить, насколько Волошина не радовала перспектива стать новым Дантесом.По дороге он потерял калошу, и ее долгое время искали — словом, всеми силамистарался предотвратить роковой исход. В итоге Гумилев промахнулся, Волошинстрелял в воздух… и за свое миролюбие получил от ехидного Саши Черного прозвище«Вакс Калошин».
Самой известной четверной дуэлью была оная из-за балерины Авдотьи Истоминой:противники Завадовский и Шереметев должны были стреляется первыми, а секундантыГрибоедов и Якубович – вторыми. В тот раз Якубович прострелил ладонь левой рукиГрибоедову. Именно по этому ранению удалось потом опознать труп Грибоедова,убитого во время разгрома русского посольства в Тегеране
В студенческой юности немало подуэлировал и Карл Маркс. Однако когда его вызвална поединок Бакунин, отказался дать ему удовлетворение.
Века уходят неотложно,
Дуэль исчезнет до конца.
И это к лучшему, возможно…
Но, боже мой, как будет сложно,
Ах, боже мой, как будет сложно
Призвать к ответу наглеца!
Во все времена дуэль была окутана покрывалом романтики; настоящие мужчиныпроливают кровь за честь… Хорошо на это счет пишет М. Зощенко: «В 13-м году япоступил в университет. В 14-м – поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске надуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человекнеобыкновенный, герой и авантюрист – поехал добровольцем на войну. Офицеромбыл» И даже сейчас, когда этот обычай вроде бы отошел в прошлое, многие об этомгромогласно сожалеют.
Между тем, будем честны, дуэль чаще всего утверждала не столько честь, сколькоправо сильного. Во все времена, даже «пистолетные», хватало опытных«профессионалов» дуэли, которые убивали своих противников десятками,предпочитая не слишком опытных.
Более того, многие делали это источником заработка: либо напрямую — получаяденьги от чьего-нибудь врага за убийство, либо косвенно, как один из самыхзнаменитых русских бретеров, Федор Толстой-«Американец». Тот был шулером исвоим дуэльным искусством ограждал себя от обвинений. В XVIII веке началипытаться судить и казнить дуэлянтов, которые провоцировали на поединок заведомослабейших противников, но это были единичные процессы, а бретеров было великоемножество.
Пытаясь уйти от «права сильного», в дуэли увеличивали элемент случайности, такчто она становилась все ближе к мифической «русской рулетке».
Конечно, далеко не каждый поединок кончался смертью или тяжелым ранением. Чащевсего противники либо мирились, либо промахивались, либо бой до первой кровиоканчивался царапиной. Но общественное мнение давило на дуэлянтов, чтобыпоединок стал «результативным»: над теми, чья дуэль не окончиласькровопролитием, потешались, и это оказывалось более действенным стимулом, чемстрах перед законами.
Да и вправду ли дуэлянты защищали чью-то честь?
Если у Пушкина, к примеру, были некоторые основания идти на поединок сДантесом, то намного чаще причины были совершенно бредовыми — как у того жеОнегина. Или как на дуэли Пушкина и Кюхельбекера — на следующий день над нейсмеялись оба участника, а если бы «Кюхля» вдруг не промахнулся? Сумел же онкак-то попасть на Сенатской площади в великого князя Михаила …
«Гениальныйрусский архитектор»
Не всем известно, что Казанский собор вСанкт-Петербурге построил крепостной.
Даже не так — потомственный крепостной.
Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова —президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником илипраздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектораАндрея Воронихина.
Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетноеотношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способныймальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайноестарание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшимархитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Возвратившись в Петербург,26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться заграницу.
На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру вШвейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусствоВозрождения! Все шло просто замечательно. Но тут случилась французскаяреволюция 1789 года.
Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологовреволюции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. Ивовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.
В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар вособняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великогоРастрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30лет.
Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этихкачеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особнякови парковых ансамблей.
В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «вримском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездныеархитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий насобор Святого Петра, победил.
Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчикстал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самыхзначительных архитектурных сооружений Европы.
Из других его работ известны: дом Государственного казначейства, здание горногоинститута, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине,Павловске…
Воронихин создал также проект храма Христа Спасителя в Москве в византийскомстиле, но, как известно, Высочайшего утверждения удостоился проект Витберга.
Умер Андрей Никифорович Воронихин 21 февраля 1814 года в Санкт-Петербурге и былпохоронен на кладбище Александро-Невской лавры.