Отделение для обучающихся сограниченными возможностями здоровья
Муниципального автономногообразовательного учреждения
Зареченская средняяобщеобразовательная школа
Подвижные игрыдля учащихся начальных классов
«Веселыепеременки»
учитель-дефектолог
Шурхай О.Р.
п. Заречный, 2022 г.
Качество учебного – воспитательного процесса в коррекционной школе зависит отумелого и своевременного использования здоровьесберегающих технологий. Особоеместо отведено организации подвижных и малоподвижных игр на переменах сучащимися с ОВЗ начальных классов.
умелой организации физкультурно—оздоровительнойработы. Особое место
отведено организации малоподвижных и подвижных игр напеременах с
учащимися начальных классов.
Проведение динамических пауз способствует сплочению детскогоколлектива, лучшему восприятию учебного материала, физическому развитию ивоспитанию волевых качеств; в учебном процессе позволяет снижать утомляемость,повышает эмоциональный настрой и работоспособность.
коллектива, лучшему восприятию учебногоматериала, физическому
развитию и воспитанию волевых качеств; вучебном процессе позволяет
снижать утомляемость, повышаетэмоциональный настрой и
работоспособность.
Игры — это отличный способотвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь,как известно, с хорошим настроением всегда легче учиться.
Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведениидинамических пауз в начальных классах.
Игры на развитие внимания.
Внимание— один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболееэффективное восприятие информации. Как известно, дети с интеллектуальныминарушениями характеризуются недостаточным уровнем развития внимания, низкимипоказателями его переключаемости. Подвижные игры способствуют тренировкевозможно более быстрой и правильной реакции на различного видараздражители (команда педагога, удар в бубен, звук свистка и т.д.)
просто поднять себе настроение. Ведь,как известно, с хорошим
настроением всегда легко учиться.
Предлагаю для коллег некоторые игры,которые можно использовать при
проведении динамических пауз в начальных классах.
Подвижная игра «Цветные флажки»
Цель игры: развитие двигательных икоммуникативных способностей, внимания.
Атрибуты: 5 флажков разного цвета.
Ход игры: на игровой площадке рисуются 5 кружковдиаметром 2 м на расстоянии 1 м друг от друга. Игроки делятся на 5 команд.Каждая команда встает в свой кружок. В центре каждого кружка стоит игрок сцветным флажком в руках.
По сигналу ведущего игроки разбегаются поплощадке. По второму сигналу они останавливаются и закрывают глаза. В это времяигроки с флажками меняются местами; По третьему сигналу игроки открывают глазаи быстро ищут свой флажок. Побеждают те игроки, которые раньше других вернулиськ флажку своего цвета.
Особые замечания: если игрок открыл глаза, егокоманда считается проигравшей.
Подвижная игра«Найди пару».
Цель игры:развитие скорости внимания и восприятия.
Дети делятся надве команды, каждому попарно раздаются флажки и др.предметы (можногеометрические фигуры). На счет раз, два, три, дети должны найти свою пару.
Подвижная игра«Дерево, куст, ручей, тропинка».
Играющие строятся вколонну по одному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного встороне от игроков встает педагог, в руках у него бубен. Под ритмичные ударыпедагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу,выполняя следующие команды:
«Дерево» — игрокиостанавливаемся, поднимают руки вверх;
«Куст» — приседают,пальцы рук касаются пола;
«Ручей» —подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
«Тропинка» —разбиваются на пары и берутся за руки (если пары ребенку не хватило, он долженвстать прямо, руки вперед).
Подвижная игра «Горячий мяч».
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, таки без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга.Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч смаксимальной скоростью передается из рук в руки.
Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Данныеигры рекомендуется использовать для детей с речевой патологией, которые входятв группу риска по дисграфии — нарушению функции правильного письма. У такихдетей необходимо формировать пространственные представления, так чтобы ониуверенно ориентировались не только в частях своего тела (правая нога, праваярука и т.д.), но и в пределах зала, используя соответствующие команды ираспоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т.д.). Следует ширеиспользовать предлоги: в, на, за, перед, около и др. («встаньте залинию», «присядьте на скамейку», «положите мяч в обруч» и т.д.), применятьдвигательные схемы-карточки с нарисованными двигательными действиями.Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку впространстве, с элементами строевых упражнений (веселая маршировка) и т.п.
Подвижная игра «Найди, где спрятано».
Детивстают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала (фойе, класса). Педагогпоказывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его.Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет ипроизносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.)искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его,несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при повторении игры. Поокончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.
Подвижнаяигра «Дотронься до».
Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущийвыкрикивает: «Дотронься до… синего!» Игроки должны мгновенносориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее идотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремясреагировать, становится ведущим.
Варианты
1. Можно называть не только цвета, но и формы или размерыпредметов. Например: «Дотронься до… круглого», «Дотронься до… маленького!»
2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета иформы и т.д. Например: «Дотронься до… красного квадратного!»
Детимогут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.
Методические указания. Ведущему следует давать детям толькоте задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться вполе зрения играющих.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции).
Использованиемузыки при проведении подвижных игр способствует развитию координированности,согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
Подвижная игра«Дружба».
Дети встают в круг,берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правуюсторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу
Найдем себе мы друга.
Найдем себе мыдруга,
Найдем себе дружка.
По окончании текста детиостанавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!» Послеэтих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому парыне хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народнаяпесня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любыетанцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.
Примечание Педагог можетподать и другие команды, например:
· «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — детидолжны разбиться на тройки;
· «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — детивстают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняютлюбые танцевальные движения);
· при последнем повторении игры педагог можетпроизнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!» В этом случаетанцевальные движения выполняют дети всей группы.
Подвижная играна расслабление.
Дети с ОВЗ отличаютсяэмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности; обладаютнекоторой замедленностью или, наоборот, «расторможенностью» в двигательнойсфере. Поэтому после подвижных игр большой и средней подвижности необходимодать детям успокоиться и расслабиться.
Подвижная игра«Ветер и зайка».
Дети встают в круг нанекотором расстоянии друг от друга, присаживаются, наклоняют голову к коленям.
Из сугроба на опушке чьи-то выглянули ушки
Встают, ставят кисти рукперпендикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелятушками».
И помчался —скок-скок-скок,
Белый маленькийзверек.
Идут по кругу, взявшисьза руки.
Вот запрыгал онпроворно по тропинкам по зеленым.
Останавливаются.Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Ветер у берез кружит,зайке ушки шевелит.
Выполняют руками маховыедвижения перед грудью, постепенно поднимая руки вверх; затем ставят кисти рукперпендикулярно голове — «шевелят ушками».
Ветер-ветер, поиграй- ка, убаюкай быстро зайку.
Присаживаютсяна корточки, складывают ладони вместе, помещают их под щечку.
Список используемой литературы
1. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге(игры в школе, дома, во дворе). – Ярославль, Академия развития, 1997.
2. Козак О. Н. Игры и забавы во времяканикул и праздников. – СПб., СОЮЗ, 2000.
3. Коротков И. М. Подвижные игры детей. –М., Сов. Россия, 1987.
4. Алябьева Е.А. Логоритмическиеупражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦСфера, 2006.
Интернет-ресурсы:
http://razvitoy.ru/podvizhnye-igry-na-peremenax-v-shkole
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota