Знатоки истории. Эпоха Петра Первого.
Ведущий 1:Здравствуйте, ребята и гости нашей викторины под названием «Знатокиистории»! Сегодня мы с вами откроем книгу Истории Государства Российского наглаве: «Пётр Первый».
Ведущий 2: Начать наше мероприятие хочется со строк А.С.Пушкина, посвященных ПетруПервому:
«То академик, тогерой,
То мореплаватель,то плотник –
Он всеобъемлющейдушой
На троне вечныйбыл работник »
А.С.Пушкин
Ведущий 1: сегодня мы с вами отправимся в путешествиепо морю, но это море необычное – море деятельности Петра 1. На пути мыстолкнемся с трудностями и препятствиями, преодолеть которые нам помогут вашизнания по теме. Для этого вы разбились на две команды, которые будут соревноваться.
Ведущий 2: Чтобы путешествие прошло успешно, мы должнысоблюдать следующие правила игры:
1) Если команда затрудняется с заданием или даетневерный ответ, право ответа и следующего хода переходит другой команде
2) Обсудив вопрос в команде, капитан поднимаетсигнальную карточку и озвучивает ответ
3) Команда, набравшая больше баллов, являетсяпобедительницей.
4) В конце игры Сенат выбирает лучшего игрока.
Ведущий1: Зоркоследить и оценивать ответы игроков будет «Сенат» (жюри). ОНпредставлен…Называются имена членов жюри.
Ведущий2: Первый конкур с- «Визитнаякарточка». Команда представляет свое название, девиз, эмблему.
-приглашается команда 7 «А» класса
-приглашается команда 7 «Б» класса
Ведущий1: Второй конкурс – «Ораторскоеискусство». Дома ребята подготовили небольшое выступление на тему «»РольПетра Первого в истории России». Сенат будет оценивать правильность речи,яркость выступления, соответствие исторической действительности.
-приглашается представитель команды 7 «А» класса (название)
-приглашается представитель команды 7 «Б» класса (название)
Ведущий2: Третийконкурс называется «Счастливый случай»
Каждойкоманде поочерёдно будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, практически безподготовки, за каждый правильный ответ – один балл.
Вопросы:
1. РостПетра Первого равнялся……(2м 4 см)
2. Частьсвета, в которую Пётр I «прорубил окно». (Европа)
3. Призывникв регулярную армию Петра Первого. (Рекрут)
4. Город-рай, основанный Петром как северная столица. (Санкт- Петербург)
5. Когда наРуси отмечали Новый год до Петра Первого? ( 1 сентября)
6. Сколькимиремёслами владел Пётр Великий? (Четырнадцатью)
7. Чтозапрещалось делать необразованным дворянам в петровскую эпоху? (Жениться)
8. Когда ПётрI сталимператором? (После победы в Северной войне, 1721 г.)
9. «Шведскоеозеро»- что это? (Балтийское море)
10. Что при ПетреПервом ожидало тех, кто носил бороду, имел печь с трубой, погреб и т.д.(Налоги)
11. Имя сестры-регентаПетра I. (Софья)
12. Сколько летдлилась Северная война. (21год)
13. Дата Полтавскойбитвы. ( 27 июня 1709 г.)
14. Сподвижник и другПетра I. (А.Меншиков)
15. Под каким именем Царь России выехал за границу в составе «Великого посольства». (Пётр Михайлов)
16. Первая печатнаягазета. («Ведомости»)
17. Первый русскиймузей. (Кунсткамера)
18. Какое событие ПётрI назвал «матерью полтавской баталии»? (Битву со шведами под д. Лесной)
19. Какова судьбацаревича Алексея Петровича? (Умер в тюрьме 26 июня 1718 г. Сразу после объявления ему смертного приговора)
20. Назовите имярусского механика, который изобрёл и построил ряд токарных станков (токарный,винторезный и токарно-копировальный). (Андрей Константинович Нартов)
«Сенат»подсчитывает результаты первых трех игр.
Ведущий 1: следующий конкурс «Тест-график». Используя знания поматематике (построение графика) и истории (основные даты событий Севернойвойны), участники, выполняя инструкции к заданию, отмечают на координатнойплоскости точки, соответствующие вопросам. Затем, отмеченные на графикекоординаты соединяют в отрезки по инструкции. Правильным итогом выполнения второгоконкурса будет рисунок кораблика. Команды могут получить от 1 до 3-х баллов, взависимости от полноты и правильности выполненного задания.
Ведущий2: покакоманды выполняют задание, мы поиграем с болельщиками. Дайте пояснениеследующим понятиям: «абсолютизм», «регулярная армия», рекрут, «подушнаяподать», «меркантилизм», «протекционизм», «приписные крестьяне», «мануфактура»,«регентство», коллегия, Сенат.
Ведущий 1: Вопрос болельщикам (заправильный ответ – 2 балла)
После победы вПолтавском сражении Петр для награждения своих солдат-победителей отдалприказ отчеканить золотые и серебряные медали «За Полтавскую баталию» иодну особую медаль для Иуды. Пожалуй, самая загадочная награда в историинаградной системы России, весила она 4 кг.
Внимание! Кому предназначалась этанаграда? Ответ: украинскому гетману Мазепе, предавшему Россию в Севернойвойне.
Ведущий2: давайтепроверим, как справились команды с графическим заданием.
Сенатподводит итоги за 4 конкурса.
Ведущий1: следующий конкурс – капитанский. Онназывается «Историческая дуэль». Капитанам предлагается«выстрелить» друг в друга заранее приготовленными вопросами.
Ведущий 2: Шестой конкурс — «Волшебная шкатулка»: для каждой команды в «черномящике» предлагается предмет, введенный Петром I в России. Учащиеся могут задать 5-7 вопросов, на которые мы можем ответить только «Да» или«Нет», затем они называют спрятанный предмет, отгадав его получают 3 балла.
Ведущий1: Вы знаете, что при Петре Первом вседети дворян должны были учиться. А после учёбы царь нередко сам принималэкзамен и проверял, как усвоены разные науки. А сейчас мини-экзамен пройдутнаши знатоки истории. Они покажут свои знания по разным предметам.
Ведущий2: первыйэкзамен по русскому языку. По очереди члены команд вставляет пропущенныебуквы в слова. (Написаны на доске)
Вставьнужные буквы в слова:
Ассамблея (1б), посессионные крестьяне (2 б),
Кунсткамера (2 б), меркантилизм (3 б), аристократия (2 б), абсолютизм (1 б).
(Максимальныйбалл – 11б.)
Ведущий 1: второй экзамен — по математике. Решите выражение и назовите все события, которые произошли в том году,который получите в ответе.
(А: 2 + С) Х 2 – 10 = Х, где
А – годбитвы у деревни Лесной.
С–первоначальное количество губерний, на которые Петр I разделилстрану.
(Ответ: (1708:2+8) Х 2-10=1714 — указ о единонаследии
— сражение у мыса Гангут (Гангутское сражение)
— проведена ревизии переписи
— основание Кунсткамеры, первого музея
— основаны Военно-морской и Артиллерийский музей
-открытие научной библиотеки в Петербурге
— открытие Рябовым первого источника
минеральных лечебных
вод в Петрозаводске
— указ Петра о запрете жениться тем дворянским
детям, которые не закончили школу
За каждыйправильный ответ по 1 баллу – максимально 8 баллов.
Сенат подсчитываетпромежуточные итоги игры.
Ведущий 2: третийэкзамен на общую эрудицию.
Угадайте пословицу и объясни, как она соотносится с нашим уроком)
(Ответ: Ученье – свет, а не ученье –тьма)
Ведущий1: в 18 веке в России уже были театры. Своиартистические способности предстоит показать и игрокам. Игра «Пантомима»
Участникикоманд должны показать при помощи жестов и мимики исторические сюжеты, аболельщики отгадать:
-создание регулярной армии (полки «нового строя»);
-введение европейских обычаев (бритьё бород, обрезание платьев)
-ассамблея
-строительство флота
«Сенат»называет результаты последних двух игр.
Ведущий2: Последний конкурс называется ГОНКИ ЗА ЛИДЕРОМ.
Вопросы задаютсяпо очереди, начиная с команды-лидера, за правильный ответ 1 балл.
1. Год победы русскогофлота у острова Гренгам (1720)
2. Год подписания Ништадского мира (1721)
3. Как звалипервую жену Петра Первого (Евдокия Лопухина)
4. Как зваливторую жену (Марта Скавронская, Екатерина Первая)
5. Духовнаяколлегия называлась…(Синод)
6. Год образованиеСената (1711)
7.Издание указа опрестолонаследии (1722)
8. Остров, накотором была заложена Петропавловская крепость (Заячий остров)
9. Книга,пользующаяся большим успехом у молодых дворян и состоятельных горожан (Юностичестное зерцало)
10. Имя матери Петра Первого (Наталья Нарышкина)
Ведущий 1: вот и подошло к концу наше путешествиепо эпохе Петра Первого. Сенат сейчас подведет итоги и объявит победителя илучшего «знатока истории».
Ведущий 2: Спасибо, ребята, за игру! Победители получают сладкий приз.
