X-PDF

«Визит в семью — основа социального сопровождения» (выступление на секции психологов и социальных педагогов)

Поделиться статьей

«Визит в семью — основасоциального сопровождения»

(выступление  на секции психологов и социальных педагогов)

25.08.2020г.

·       1   Вступление.

·       Визит в семью являетсяосновой социального сопровождения граждан, находящихся в ТЖС и представляетсобой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными,адаптационно-реабилитационными целями, позволяет своевременно выявлять еепроблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь.

·       Перед походом в семью  мы с Вами  должны  2  задаться  вопросом: «А зачем я иду в семью?». Ответна этот вопрос означает умение грамотно формулировать цель, которая являетсяориентиром для Ваших действий в семье. Если  мы с Вами  идем «налаживать конструктивные отношения», тонаше поведение и слова будут это выражать. Если же цель похода в семью -узнать, почему ребенок не посещает школу, то вопросы будут другими.

 Мы с Вами,посещая наши семьи, должны  сформулировать не только цель, но и  3 показателикоторые необходимо отслеживать при посещении семьи исвязывать с целью посещения семьи.

Показатель – это:

·                Причина, по которой Вы идете в семью.

·                Объекты наблюдения в семье.

·                Описание, характеристика состояния семьи в данный момент, наосновании чего мы планируем  работу с семьей.

Основная 4  задача  визитов в семью:

    —  установление ровных отношений, позволяющих продолжить  общение.

     —  Нужно показать родителям, что  Ваш визит — в интересах ребенка для  оказания помощи иподдержки.

Проблемы  5 с которыми мы с Вами очень часто сталкиваемся в своей работе,посещая семьи:

     1. Неблагополучная семья часто ведетзамкнутый образ жизни, члены семьи имеют ограниченный круг общения. Такая семьянастороженно относиться к  посещающим: педагогам, специалистам ОСЗНи т.д. Членысемьи, длительное время, находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимаютсвой образ жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация можетбыть для них более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством педагогов, специалистов Это определяет трудности в работе с семьей на первыхэтапах. Такие семьи могут проявлять следующие   6    формы защитного поведения вотношении к посещающим:

·                Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдаютдоговоренности о ранее запланированных встречах на дому или в  школе.

·                 Избегание: часто меняют место жительства; не открываютдвери, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатлениепустого дома.

·                 Неучастие: во время посещения семьи занимаютсяпосторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.

·                Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членамисемьи в присутствии педагога (специалиста); обвиняют  педагога, проверяющих специалистовв том, что происходит в семье, или в том, что они вмешивается в их жизнь.

КАК БЫТЬ В ТАКИХ СИТУАЦИЯХ?  7

Практические советы и рекомендации:

1.Ответ прост – с налаживания контакта. 

Задача первого визита: снятие страха и напряженности у семьи.

1. Представьтесь,будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным всебе.

2. «Социальнаябеседа»: если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы ксодержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этойфазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита ираспрощайтесь.    8  

3. Содержательнаячасть:

·                Объясните, что хорошего может получить семья от общения с Вами.Семья может принять Ваше объяснение, а может и нет.

·                Спросите, в какой помощи семья нуждается и согласна ли она сотрудничать. Помните,что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.

·                Обязательно проверьте, как члены семьи Вас поняли и как восприняли.

·                Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.

·                Оцените качество контакта с семьей.

 

4. Выслушайтеответы и примите их за основу вашего будущего диалога. Запомните, чтоответы семьи могут Вам и не понравиться, но они должны быть для Вас тем, на чемпридется строить диалог (налаживать отношения).

 Поэтому нестоит «рисовать семье ее светлое будущее при условии, если онаоткажется от своих глупых установок».

И не стоит забывать, что налаживание контакта –это не«пустая трата времени», а необходимый компонент плодотворного сотрудничества.

В процессе  беседы необходимо фокусировать внимание наключевой проблеме. Педагог должен мотивировать членов семьи на изменения. Этопридает  родителям  уверенность в возможности самому изменить ситуацию клучшему. При этом следует использовать ключевые слова: этим ты показал(-а), чтоможешь…, ты проделал(-а) большую работу. ….

·       9  При работе с семьей, при обсуждении проблемы, важнопреодолеть так называемую «мертвую точку».  

Например, можно 10  построить диалогс родителями  следующим образом:

1) высказать свое отношение к ситуации (я беспокоюсь…);

2) подчеркнуть сильные стороны собеседника-родителя (…т.к. выхотите быть хорошим родителем для своих детей…);

3) описать негативное поведение (…но вы пьете слишком много…);

4) возможные последствия (…и вследствие этого большеотдаляетесь от детей и вводите  их в заблуждение…).

       Во время беседы могут возникать и  непредвиденные ситуации:педагог должен быть психологически готов к такому развитию событий, при которомзапланированная цель визита и актуальная ситуация несовместимы, т.е.,возникает непредвиденная  ситуация.

При     11    возникновениинапряженной ситуации во время визита:

·                Приостановите обсуждаемую тему.

·                Предложите сделатьпаузу (например. Скажите о необходимости позвонить и т.д.).

·                Сохраняйте спокойствиена протяжении всей ситуации. Не продолжайте решение проблемы, начните сактивного слушания.

·                Проанализируйте возможностьпереместить кого-то из членов семьи (например, поменять местами) или удалить навремя (на нейтральное/безопасное место, в том числе вне дома), особенно если ихагрессивность направлена друг против друга.

·                12 Побеседуйте индивидуально с каждым членом семьи.

·                Покиньте семью, если Вы считаете, что ситуация для Васстановится физически опасной, или семья просит Вас об этом.

 

 Фразы,   13  препятствующиеразговору (не рекомендуется произносить в беседах):

 

1. Распоряжения. Приказания (Выдолжны… или Вам при­дется… или Вам надо будет…).

2. Предостережения. Угрозы (Вамлучше… или Если Вы не.., тогда…).

3. Нравоучения. Проповеди.Наставления (Это Ваш долг… или От Вастребуется… или Вам стоило бы…).  14

4. Осуждение. Критика. Обвинение (Выне правы или Вы ленивы или Вы поступаете глупо)

5. Унижения. Стереотипы.Ярлыки (Ты просто ис­порченный ребенок илиВы постоянно так поступаете ).

6. Интерпретация. Анализ. Диагностика(Ваша проблема в том, что… или Вы постоянно поступаете так,потому, что…).  15

7. Расспрашивание. Исследование.Допрос (Зачем или Почему или Кто илиЧто или Где или Как).

8. Уход. Отвлечение, Ирония исарказм (Давайте не будем говорить об этом сейчас илиЗабудьте об этом).

 

·       Поощряйте успехиродителей в воспитании ребенка.  Оказывайте помощь в установленииконтактов семьи с окружающими.  Соблюдайте этику поведения во времяпосещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

·       16  Если в работе с семьей отсутствует прогресс, задайтенесколько вопросов себе:

·       Я действую в верном направлении работая с этой  семьей?

·                То ли это, что хочетсемья?

·                Просмотрели ли мы всевозможности?

·                Что осталосьнесделанным?

 

В работе с семьей, у  педагога должен бытьдевиз: «неможешь помочь – не навреди».

Каждая семья в определенные периоды своегосуществования проходит определенные кризисы и проблемы, которые касаются какотдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Любойчеловек, оказывающий поддержку семьям, должен взвешивать степень своеговмешательства в семью: не будет ли хуже?

И не стоит забывать, что налаживание контакта –это не«пустая трата времени», а необходимый компонент плодотворного нашегосотрудничества. 17

 

 

 


Поделиться статьей

Контрольная работа 2 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей 2КЛАСС   Name:__________________________________________________________   Полугодовая контрольная работапо английскому языку УМК Spotlight   I.Запиши недостающие буквы      


Поделиться статьей

Презентация Танец-путь к здоровью

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд «Танец-путь к здоровью» Работу выполнила: ученица 4«Б» класса Романова Полина Руководитель:


Поделиться статьей

9 класс косвенная речь тест

Поделиться статьей

Поделиться статьей ПОЛУГОДОВОЙМОНИТОРИНГ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ   1. Прочитайте текст иотметьте какие из утверждений после текста верны


Поделиться статьей

Слова по теме одежда 6 класс

Поделиться статьей

Поделиться статьей КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ  для 6класса 1 ЧЕТВЕРТЬ – 1 ВАРИАНТ   1) Translatethe sentences:       1.


Поделиться статьей

Презентация Виды сказок (3 класс)

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Литературные сказкиВиды 2 слайд Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического


Поделиться статьей