X-PDF

Визуализация как эффективное средство развития навыков пересказа у детей с расстройствами аутистического спектра

Поделиться статьей

 

Визуализация какэффективное средство развития навыков пересказа у детей с расстройствамиаутистического спектра

Терре Ксения Петровна

Учитель-логопед

Муниципальное автономноеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 имени ГерояСоветского Союза И.В, Королькова.

Аннотация: статья описываетвизуализацию, как способ работы с детьми с РАС по формированию связной речи(пересказ)

Ключевые слова:пересказ, визуализация, иллюстрация, работа по плану.

Visualization as aneffective means of developing retelling skills in children with autism spectrumdisorders

Terre Kseniya Petrovna

Abstract:thearticle describes visualization as a way of working with children with ASD toform coherent speech (retelling).

Keywords: retelling, visualization, illustration,work according to plan.

Самыйпростой пример убедительнее самой красноречивой проповеди.

Сенека

Изучению и коррекции и речевых,психических расстройств у детей уделяется большое внимание. Обеспечение равногодоступа к образованию всех детей является вызовом образовательному сообществу.Серьёзной задачей в системе современного образования видитсяпсихолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистическогоспектра (далее РАС). Аутизмом (от греческого autos — сам) называют состояниепсихики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активнымотстранением от внешнего мира. У детей с расстройствами аутистического спектра,кроме основных специфических особенностей развития, нарушается возможностьиспользовать речь как средство коммуникации. [1,с.18] Они страдают, преждевсего, от собственной неспособности наладить социальное взаимодействие,поддерживать контакт с чужим человеком без явного психологического дискомфорта.Для них характерны трудности восприятия информации и понимания ситуацииобщения.

Формирование навыков пересказа уобучающихся с расстройством аутистического спектра возможно через применениевизуальной поддержки на уроках. Обучающимся с трудностью коммуникации труднопонять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми.Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начатьразговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей иликак изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или инойситуации [3, с.25]. Визуальнаяподдержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети сРАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях. Визуализация — этопроцесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобстваих понимания. Обучающимся с РАС часто сложно понимать устные инструкции иследовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чемнуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям и педагогам донести доребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижаетпроблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка, помогаянайти уместные и позитивные способы коммуникации, также служит помощником припересказе. [2, с.111]

Умение качественно пересказывать прочитанныйтекст одна из главных проблем, с которыми сталкиваются новоиспеченные школьникии их родители. Вместе с тем зачастую взрослым не хватает терпения преодолетьвозможные трудности и научить ребенка такому важному навыку. Техника испособность к пересказу отражается на общей успеваемости ребёнка. И если неустранить данную проблему в начальной школе, то в среднем звене учащиеся1 слабо представляют себе алгоритм работы надпересказом. Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанноготекста с элементами анализа действий главных героев.

Передавать смысл прочитанного обучаютв младшей школе. Однако в идеале это умение должно быть сформировано ещё вдошкольном детстве, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка кдальнейшему обучению. Среди которых:

·                    развитие памяти;

·                    тренировка мышления;

·                    пополнение словарного запаса;

·                    умение устанавливать причинно-следственныесвязи;

·                    навыки анализа поступков других людей.

Главной причиной трудностей спередачей своими словами смысла, прочитанного, у детей, и в этом солидарнымногие педагоги, является2 неразвитая связная речь. Активное участие мышления,воображения и памяти требуется для овладения пересказом. Следовательнодля овладения пересказом необходимы умения такие как внимательное прослушиваниепроизведения, понимание смысла прямого и скрытого, запоминаниепоследовательности сюжета, речевых оборотов авторского текста, способностьвдумчиво и связно передавать текст.

Без умения пересказа – невозможнообучение по многим предметам, так как учебная программа по большинству школьныхпредметов основана на умении прочитать текст, понять его, запомнить ипересказать. Однако далеко не всем учащимся пересказ даётся легко. Работа пообучению навыкам пересказа должна проводиться как можно раньше и целенаправленно.К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (илипрослушать его) и передать своими словами.

Формы использования приемоввизуализации, как способа развития навыков пересказа у обучающихся с РАС,различны. Ими могут быть:

·                    Визуализация, как работа по плану;

·                    Работа с иллюстрацией, как переход кдругому заданию;

·                    Работа с иллюстрацией, как с незаконченным,но ясным и понимаемым планом дальнейшей работы;

·                    Выполнение заданий на сравнение рисунка снатуральными объектами, нахождение неточностей или недостающих (лишних)деталей;

·                    Конструирования плана действий с помощьювизуализации;

·                    Работа на соотношение схемы – действия.

На сегодняшний день появилось многоинтернет ресурсов, которые позволяют в достаточно короткие сроки создатьсобственные электронные образовательные программы с целью визуализацииразличных этапов урока. Предлагаю использовать некоторые приемы по обучениюпересказу. В первой части которого ребёнку предлагается прочитать короткийтекст.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

1.    Прочитай текст. (Еслиребёнок не умеет читать, текст читает взрослый).

«Встреча с белкой».

Детис родителями пошли в лес.

Влесу дети увидели белку.

Белкасидела на дереве.

Детиугостили белку орехами.

Орехиочень понравились белке.

 Если ребёнок не умеет читать, текстчитает взрослый. Далее ребёнку задаются вопросы по содержанию прочитанного.

2.     Ответьна вопросы по тексту:

1)Куда пошли дети с родителями?

2)Кого дети увидели в лесу?

3)Где сидела белка?

4)Чем дети угостили белку?

5)Белке понравились орехи?

Послетого как ребёнок ответит на вопрос, на стол выкладывается соответствующаякартинка. Если ребёнок затрудняется при ответе на вопрос, можно сразу положитьперед ним картинку в качестве подсказки.

 

 

 

 

Рис. 1. Опорные картинки дляпересказа

Приответах на вопросы используются опорные картинки-подсказки по каждомупредложению (рис. 1).

В следующем задании взрослыйнамеренно переставляет картинки местами и спрашивает ребёнка, что изменилось.Ребёнок вместе со взрослым вспоминает последовательность событий и ставиткартинки в правильном порядке. Далее ребёнку предлагается лист, где он долженпрочитать предложения, заменяя картинки словами. Если ребёнок не умеет читать,предложение читает взрослый, делая паузу в том месте, где нарисована картинка.

После чего задание более сложное ипредназначено для детей, владеющих навыком чтения. В нём ребёнок долженпрочитать предложения и поставить в квадратиках цифры, соответствующиепорядковому номеру предложений в тексте. При выполнении этого заданиярекомендуется прочитать все предложения, найти первое и поставить в квадратикецифру 1, затем второе и так далее. Затем ребёнку предлагается работа посоставлению предложений из отдельных слов. Особенность этого заданиязаключается в том, что ребёнок сначала читает предложение целиком. Затемвзрослый на его глазах разрезает предложение на отдельные слова и перемешиваетих. После чего ребёнка просят заново сложить предложение из слов и прочитать,что у него получилось. Итогом данной работы является самостоятельный пересказтекста по опорным картинкам. Ребёнку вновь можно предложить самостоятельнорасставить картинки в правильном порядке, а затем, глядя на картинки, вспомнитьи последовательно воспроизвести предложения. По желанию педагога или родителей,и исходя из возможностей ребёнка, он может написать в тетради изложение.

Во второй части ребёнку необходимопересказать текст и написать изложение уже не по картинкам, а по вопросам,опорным словам или плану, составленному вместе со взрослым. Предлагаются тексты,которые предварительно разрезаются на отдельные слова. Из этих слов ребёнокдолжен сложить предложения и целиком текст. Также можно применять примерныепланы текстов для взрослых. Ребёнок может писать изложения по этим планам, либосоставлять свои планы вместе со взрослым. Для более эффективного результата,необходимо каждый уровень подкрепить изображением.

Таким образом, подводя итог, хочетсяотметить, что средства современных образовательных технологий существенноповышают качество визуальной поддержки, в свою очередь визуальная поддержкаповышает качество формирования навыков пересказа обучающихся с РАС. Работа стакими заданиями способствует развитию связной речи, совершенствованиюпонимания прочитанного, формированию навыка самостоятельного пересказа текста.

Список литературы:

1.    Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.:Медицина, 1999. – 240 с.

2.    Морозова Т.И. Методическиерекомендации по коррекции нарушений речевого развития при детском аутизме. //Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. / Подред. С.А.Морозова. – М., 2001. – С. 102 – 131.

3.    Хаустов А.В. Практическиерекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом:Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой – М.: РУДН,2007. – 35 с.

4.    Хаустов А.В. Х26 Формирование навыковречевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. — М.:ЦПМССДиП. — 87


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет