X-PDF

Вклад К.Д.Ушинского в развитие русского национального образования

Поделиться статьей

МБОУ «Барабановскаясредняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Вклад К.Д.Ушинского вразвитие русского национального образования

 

 

 

 

учитель русского языка илитературы

Балобанова С.В.

 

 

 

 

 

Кокино, 2023

 

 

Педагогика – это наука осущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитаниячеловека.

В историиотечественной педагогической науки особое место занимает К. Д. Ушинский –знаменитый педагог, реформатор школы, создатель множества научныхпедагогических трудов, известных и в России, и за рубежом. Его научные взглядыо теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются вразличных научных и научно-популярных изданиях. У каждой науки есть свой исток,для отечественной педагогики таким истоком было творчество К. Д. Ушинского. К.Д. Ушинский обладал не только глубоким всесторонним общим и педагогическимобразованием, но и был одаренным от природы самобытным творческим талантом.

К.Д. Ушинский -основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль онародности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, чтонеобходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям,интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду;знание народной культуры, родного языка, произведений устного народноготворчества).

Создалоригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными(игра — деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда;воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеют игрушки; важноиспользовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического инравственного воспитания дошкольников. Он внес ценнейший вклад в развитиемировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практикувоспитания, в том числе и дошкольного. Так как развитие личности — это сложныйпроцесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека,поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но всеони сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметомвоспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека вовсех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия,сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессецеленаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемойпедагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его какразвитую личность потребность в благе другого.

Ушинский придерживалсяи последовательно развивал много идей:

·          Образование должно быть обязательным длявсех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же правона образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинскийпришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные правана образование женщины в Российской империи боролись вплотьдо революции 1917 года,так что эти его идеи сильно опередили время).

·          Педагогика не может опираться лишьна личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должнаопираться на теорию, то есть всестороннее изучение человекаи систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиватьсяв университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предметевоспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию,но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например,почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почемуобучение для них должно быть наглядным.

  • Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
  • Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
  • Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
  • Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
  • Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
  • Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.

Важное значениепридавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личностиребенка. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острыевопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времении практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не толькоисторико-педагогический интерес. М.И. Калинин на совещании работников народногообразования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучениюдетей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществемогут быть оценены полностью. Кончилась короткая человеческая жизнь, на долюкоторой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХстолетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной,бессмертной жизни — в памяти людских поколений, которые никогда не забываютдостойных.

Новойпедагогической идеей К. Д. Ушинского была постановка перед учителем задачинаучить учеников учиться: «…Следует передать ученику не только те или иныепознания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя,приобретать новые познания» – считал он.

О нем говорят люди разныхпоколений, разных эпох…

И.П. Деркачев,симферопольский учитель:

Этот воспитательвоздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей — многиетруженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать егоплодотворное дело.

Д.Д. Семенов,педагог, друг Ушинского:

Если весьславянский мир гордится И.А. Коменским, Швейцария — Песталоцци, Германия -Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил КонстантинДмитриевич Ушинский.

Н.Ф. Бунаков,выдающийся русский педагог:

И до настоящеговремени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времениУшинского, сочинения его не утратили своего значения.В.Н. Столетов,президент Академии педагогических наук СССР:

Согласнокалендарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек девятнадцатого века. Ноблагодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век. ПамятникиУшинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы,библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академиипедагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имениполучают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.

Книги егоиздаются на десятках языков и у нас, и за границей.

Как мудрый советчик, онвсегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучитдля нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос…

Человекрожден для труда… Сознательный и свободный труд один способен составитьсчастье человека… Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями…Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатствомрастут и духовные потребности человека… Труд — лучший хранитель человеческойнравственности, и труд же должен быть воспитателем человека…

Но труд потому итруд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна…

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей