Влияние аденоидов на речь ребёнка.
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа,ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточнойминдалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полнойневозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через ротнеочищенный и не согретый. Это влечёт целый ряд физиологических изменений ворганизме ребёнка и невозможность дыхания через нос. Аденоиды служат источникомчасто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки, чтоможет привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
Важно помнить, что стимулирует работу дыхательногоцентра человека только носовое дыхание.
В результате затруднения оттока крови и лимфы отголовного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействияаденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходитпо типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих кмозгу и от него, что нарушает питание головного мозга.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющегоаденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку приротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состояниикислородной недостаточности. А она в свою очередь, ведёт, в свою очередь, ксиндрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, который проявляетсяв гиперактивности или гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышеннаяутомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают иизменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеетсвои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытыйрот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти),сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического развитиянеизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениямречевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевоевысказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью длятого, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается структуравысказывания, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмическиехарактеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит ктрудностям определения границ предложения, слова, слога на письме.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса,основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок, илишается ряда обертонов (высоких звуков). Он не имеет своего тембра, становитсяглухим и не выразительным. Минимизируется интонация, плавность, а также отсутствуетвозможность произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в своюочередь, приводит:
· кнечёткому, часто прерывающемуся произнесению гласных звуков, находящихся подударением;
· заменеодних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностямвыделения гласных в слове, то есть к нарушению фонематического анализа(речевого слуха);
· кнарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от 1:4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняетфонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги вдальнейшем является причиной нарушений письма;
· кнарушению произносительной дифференциации, вследствие сильного носового оттенкаголоса, таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т (мебель =небель, Мила = мина, мне =не, Дина = Нина, день =нень, ладно = лано и т.д.).
· кнарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков(из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов.
Описанные речевые нарушения могут негативно повлиятьна успешность обучения ребенка в школе. Поэтому следует отметить важность
своевременногомедицинского контроля и, при необходимости, коррекционной работы учителя — логопеда,направленной на устранение речевых нарушений, вызванных аденоидами у детей.
