X-PDF

«Влияние поэзии на эмоциональное состояние человека» (11 класс)

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

Средняяобщеобразовательная школа № 9

 

 

 

 

 

Индивидуальныйпроект

политературе

натему:

«Влияниепоэзии на эмоциональное состояние человека»

 

 

 

 

 

 

Научныйруководитель проекта

КотоваЕлена Михайловна

 

 

г.Лобня  2019 год

Паспорт проекта

1. Название проекта

«Влияние поэзии на эмоциональное состояние человека».

2. ФИО руководителя проекта

Котова Елена Михайловна

3. Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Лобня

4.Год разработки учебного проекта

2018-2019 г.

5.Проблема

Бесчувственность и равнодушие людей

6.Актуальность

Поэзия как анти стресс и лекарство от депрессии

7.Объект исследования

Эмоции, чувства до, вовремя и после знакомства с поэзией

8.Цель

Доказать, что поэзия меняет чувства и эмоции людей, оказывая неоспоримый эффект

9.Задачи

Проанализировать влияние поэзии на людей

10.Ведущая деятельность

Исследовательская

11.Предметная область

Литература

 

 

 

 

 

Цель работы:

1.     Показатьнынешней молодёжи, важность поэзии и ее неоспоримое влияние на эмоциональноесостояние человека.

Задачи:

1.     Углубитьпредставление о поэзии (лирике)

2.     Проанализироватьэмоциональное состояние тех людей, которые в какой-то мере связанны с поэзией итех, которые с поэзией не связанны.

3.     Исследоватьвлияние поэтических произведений на людей.

4.     Выявлениеу анкетируемых особенностей эмоционального состояния до и после прочтения техили иных произведений.

5.     Проведениесравнительного анализа полученных результатов.

6.     Обобщениеполученных результатов.

 

Продукт моего проекта –  видеоролик, брошюра, пособие « Чувства и поэзия, чточитать, когда грустно».

 

Вот такие методы исследования яиспользовала:

-исследование

-анкетирование

-анализ и обобщение изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

1.     Вступление

         Поэты —счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами,они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном.

Размышляя над вопросом,почему я решила  выбрать именно литературу, как основу для проекта, я думаю чтоответ очень прост  —  Я люблю литературу,  Я люблю поэзию, Я люблю читатьстихотворения. Обращая внимание на людей мне всегда было интересно почему онитакие грустные, серые и унылые, на самом деле, мы сейчас живём в таком мире гдевсё очень серо и грустно. И своей работой  мне бы очень хотелось помочь всемтем людям которые возможно сейчас находятся в очень трудных ситуациях, имгрустно, одиноко.  Я думаю что если у  человека нет друга в  котором отраженачастичка его сердца , то он  точно сможет найти себя в литературе, потому  чтохоть время идёт вперёд, но сложные ситуации  у людей остаются прежними. Русскаяпоэзия… Это высокая, правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; этонаше духовное достояние, наша национальная гордость и любовь. Всякое сильноепереживание человека ищет выхода в слове – почти все влюбленные пишут стихи,даже те, кто в другое время к ним равнодушен. Это неудивительно, – ведь именнопоэзия дает человеку крылья, именно поэзия выражает и все его чувства. Онапомогает ему душевно парить в минуту восторга, в прекрасный час самозабвенья.Она обнадеживает его в грусти, она утешает его в горе.

      Проблема моегопроекта  заключается в том, что из-за серости мира люди становятся злыми ижестокими, это мешает им достигать целей и становится преградой к новымзнакомствам, целям, возможно нахождению истинного смысла жизни. Для озлобленныхлюдей закрываются двери даже в самые простые места, потому что в этом мире итак слишком много злости, добрые и бескорыстные люди становятся редкостью,  ядумаю, что через какое-то время им даже создадут Красную книгу. Добрые людиищут себе подобных, натыкаются на злых, завязывается разговор и если злойчеловек окажется сильнее, после этого разговора становится уже два злыхчеловека.  А что если злые люди — это  некогда добрые,  которых просторастоптали, вытерли ноги об их доброту и теперь они агрессивны ко всему миру. Это те, которым не дали руку помощи в трудные минуты, у которых не было друзей,именно для таких отчаявшихся людей, которые думают, что они совсем одни, нужно ознакомится с  моей работой.  В  минуты, когда мы одни нам очень хочетсяпочувствовать чью-то поддержку, а  эту поддержку мы можем получить из  поэзии,музыки, фильмов, именно в этом и заключается моя актуальность.

 

1.     Основнаячасть

Особая роль впорождении эмоций принадлежит интонации и ритму.

Эмоции — этонечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует инаправляет восприятие, мышление и действия.

Эмоциональноесостояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и отпоступка, от самочувствия,  прочтения книги, любимых стихотворений,музыкального произведения, просмотренного фильма. А самочувствие человека, всвою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек,находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутитьсебя лучше.  Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияниена качество выполняемой им деятельности — его работы, учебы, игры. Особенноезначение чувству любви придавали поэты, начиная со времени античности. Любовьне только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На  чувствахлюбви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе,как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Полюбив,человек как бы внутренне становится сильней; он душевно утончается,углубляется, вырастает духовно. О любви написано много. Много, потому чтонаписано сотни, тысячи, десятки тысяч строк (и каких строк!),продиктованных душевным волнением и глубокими раздумьями.

Олюбви написано мало. Мало, потому что любовь– неисчерпаема. Любовь и есть сама жизнь. И сколько бы ни было написано олюбви, ее новизна, ее драматизм, многообразие, ее прелесть, обаяние не могутбыть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.  Яркимпримером этого может служить стих «К Чаадаеву» 1816 года. Пушкинпрощается со своими прежними увлечениями:

Любви, надежды,тихой славы

Не долго нежил насобман,

Исчезли юныезабавы,

Как сон, какутренним туман.

    Логическаясвязка. Любовная лирика Ахматовой завоевала  поколения, и, не переставаябыть объектом восхищенного внимания тонких ценителей, явно выходила из узкогокруга читателей. Ведь это поэзия любви, темы неиссякаемой и вечно меняющейся,но всегда остающейся интересной и близкой людям любого человеческого общества.Ахматова ввела свои коррективы в масштаб этого вечного чувства, пронизала егосвоими высокими идеалами и целями, в частности внесла в мир взаимоотношениймужчины и женщины равенство и гармонию. Поэзия А. Ахматовой облагораживаетчувства, возвышает, очищает душу. Она стала спасительным кругом для всехвлюбленных.  Для людей, чьи чувства были безответными. Основываясь на личномопыте, могу сказать, что чтение стихотворений А. Ахматовой воодушевляет меня,придает сил и возвращает мне внутренний покой. Особенно примечательно то, чтоона нежна, чиста, чутка; она настраивает своего читателя на возвышенный лад. Иесли в стихах слышится иногда дыхание знойной, захватывающей страсти, то былобы ошибкой смешивать ее с элементарной чувственностью.

У многих поэтовлюбовь не отрывается от земли, от конкретных ситуаций, но, тем не менее, этолюбовь поэта. Он находит в обычной земной любви нечто возвышенно-романтическое.И то, что кажется подчас грубоватым, обнаженным в реальной жизни, он поднимает.Стихи о любви отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожныхпредчувствий, так много горести и боли в нежных, интимных стихах. Человек неможет жить только сердцем и только в женщине или в мужчине находить весь смыслжизни; так он мог бы дойти до самого противоположного истинной любви – доэгоизма. И, напротив, отказавшись от любви и приобщившись только к высокиминтересам общества, человек не избежал бы чувства внутренней неполноты. А можетбыть, внес бы в свою деятельность сухость и холодность, идущие от черствостидуши. Любовь, может быть, стала другой; она, как и всякий живой организм,развивается, принимает какие-то отличные от прошлых времен духовно-телесныеочертания и формы, на нее всегда ложатся отблески от всех красок века. Но будетпечально, если исчезнет в любви начало поэтическое, художественное. Каждыйпо-настоящему влюбленный человек, даже если он никогда не брал карандаша в рукии не написал ни одной строки, – художник и поэт. Так было в прошлом, так должнобыть и сегодня. Пока люди любят друг друга, жизнь торжествует. Ведь любовь ижизнь – синонимы. И это, как в зеркале, отражено в поэзии. Правильно сказал Н.Карамзин: «Любовь стихи животворит».

Мне ни к чемуодические рати

И прелестьэлегических затей.

По мне, в стихахвсе быть должно некстати,

Не так, как улюдей.

Когда б вы знали,из какого сора

Растут стихи, неведая стыда,

Как желтыйодуванчик у забора,

Как лопухи илебеда.

Сердитый окрик,дегтя запах свежий,

Таинственнаяплесень на стене…

И стих уже звучит,задорен, нежен,

На радость вам имне.

Язык поэзии живёти в нашей повседневной жизни, рождая яркие выражения, неожиданные метафоры исравнения. Очень жаль мне, что мое поколение молодых людей все чаще обращаютсяк электронным девайсам  вместо чтения книг. Вы замечали, какая атмосфера царитв библиотеке? Давно ли вы сами ходили за очередным томиком в ближайшую к вамбиблиотеку? Там всегда умиротворенно. Люди вежливы и внимательны друг к другу,а почему? Вот такой вопрос и я задала себе. Книги на полках как стражи! В каждойцелый мир, целая система. Я люблю просто посидеть с томом какой-нибудь старойкниги, полистать, почувствовать энергетику. Книги готовы нас наполнить, отдатьнам свои знания и главное, свои эмоции. Помочь справиться с очереднойпроблемой, решить сложную жизненную задачу, восстановить внутренние силы. Поэзиейпропитана вся наша жизнь, хотя мы не всегда это замечаем.

Поэзия, чтениезачастую незаметно, издалека закладывают в нас те необходимые качества, которыепозволяют в дальнейшем в любой трудной ситуации нащупать нить Ариадны, тусамую, что способна вывести из тьмы на свет. Порой рассказ, повесть,стихотворение, роман открывают такие глубины человеческого бытия, тайнысознания и подсознания, законы мироустройства, чего не выучить ни по одномуучебнику, добросовестно штудируя науки и постигая теорию. Чтобы душа оставаласьживой, как известно, она должна трудиться, и общение с умными собеседниками –книгами, зарядит эмоциями и подарит ощущение свободы. Наверное вы замечали, чтотех, кто много читает можно определить по тому, как свободно он общается,насколько открыт, доброжелателен и улыбчив. По мудрому отношению к окружающемумиру. По его кругозору.  Человека, много читавшего, пускай даже лишь в молодыегоды, угадываешь по культуре речи. А ведь известно, что такие люди привлекают ксебе, с ними интересно и время в их компании летит незаметно. Это прямая связьмежду поэзией и эмоциональностью людей. Эта связь в очередной раз доказываетважность поэзии в жизнь. Дает понять, что любовь к книгам нужно прививать сдетства. Поэзия дарует не просто наслаждение – нет! Всякий сюжет несет важнуюинформацию. В то же время суждения, высказанные писателями всех эпох и всехнаправлений, неповторимы.

Поэзия– это особая организация художественной речи, которая отличается ритмом ирифмой — стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности.Часто термин поэзия употребляется в значении произведения разных жанров встихах. Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане -образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров. Напервом плане здесь прекрасное, художественное, дар и сочинения, возвышающиечеловека. Слово поэзия употребляется в нескольких значений.

 

Первое–Ожегов Словарь… как противопоставление обыденному,серому в жизни и в искусстве. Поэзия – понятие, которое относится прежде всегок литературе. Но поэтичность понимают более широко, как «особый характермышления». Нет ни одного вида искусства, не пронизанного поэтическим мышлением.Слово «поэзия» употребляется в метафорическом значении, а именно: «прекрасный»,«изящный», «романтичный», отражая субъективную оценку вещи или явления.

Второе– как художественная литература при её разделении с научной. Так трактовалитермин, в частности, Н. Карамзин, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Григорьев.

Третье– как произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Нередкосчитается синонимом лирики. Последнее значение наиболее часто употребляется вфилологической науке.

  Литературувсегда называли зеркалом человеческой души. Я вполне согласна с такимопределением. Но сегодня этому зеркалу нечего отражать. В настоящее время всечаще прибегают к таблеткам, психологам, физическим нагрузкам и все реже ккнигам. Поэзия – это мама, незримо рядом, даже когда ее рядом нет. Мягко, нотвердо она способна вернуть эмоциональное равновесие, усилить чувства.  Ясчитаю, что настоящая литература не может быть до конца придуманной, ведь она -жизненное явление.

Когда мы читаемнаучную работу по физике или химии, нам не обязательно знать происхождение ееавтора и самому автору не нужно в свой труд вносить своеобразие своей страныили языка. Но автор литературного произведения должен вкладывать в свое детищедушу своей земли и своего народа, поднимать злободневные проблемы, которыеприсущи только его Родине. Только тогда он может стать близок и понятен всемнациям. Поэт должен быть немного националистом в хорошем смысле этого слова,ведь если в его стихах мы не услышим шум реки, протекающей мимо его аула,колыбельную песню матери и звуки родного языка – все остальное будет фальшиво.

          Первоначальностихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так ив художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, ощущались имыслились, как повышено значимые и более других способствующие сплочениюобщества.

          Я думаю,вы согласитесь с моим мнением, что поэты – руководители людей к благородномупонятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мыприучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательностьвсего доброго и прекрасного, любить всё благородное; читая их, мы сами делаемсялучше, добрее, благороднее.

        Эстетическаясущность поэзии очевидна. Цель искусства, литературы, и поэзии в том числе, –служить человеку, способствовать его счастью, совершенствованию, содействоватьсплочению людей. Это давно известная истина, но сейчас ее нужно повторять.Потрясает и поэтическая безграмотность. Если литературная неграмотность вРоссии велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что еесмешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным.  Частолюди говорят, что любят читать, но не стихи.  Человек, не любящий поэзию, неможет по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса клитературе вообще. Поэтический дар рождается с человеком, а поэтический слух ихудожественный вкус вполне поддаются развитию и воспитанию. На это должно бытьнацелено чтение книг детям, изучение литературы в средних и высших учебныхзаведениях. Тогда есть надежда, что русская поэзия станет созвучной душесовременного человека и её чтение займёт прежние прочные позиции в нашейстране.

 

 

 

2.Основнаячасть.

 

1.Поэзия — этопроизведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Слово лирика наиболеечасто употребляется в филологической науке.

Что же такоелирика? Какова история происхождения этого слова? Лирика – род литературы.Впервые в VII—VI вв. до н. э. появился новый жанр — лирика. Лирическим называютрод литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннегомира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оновызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится влирике главным событием. В Древней Греции стихотворные произведения,изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанементлиры, так и появилось слово лирика. В лирике на первом планеединичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенныеразмышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения иустремления. Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние,например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости. Здесь необходимоединство чувств. Лирика (от греч. (греческий) lýга — музыкальный инструмент,под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родовхудожеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение,излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическомобразе, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя,всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-историческиеконфликты, напряжённые философские и гражданские искания.

Сравнивопределения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовыеособенности лирики как рода художественной литературы: субъективность,стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичноекак всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моментыжизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирическогогероя.

Каждыйлитературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтикепонимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.

 

 

Лирическоепереживание поглощает, дарит фонтан эмоций.  Лирическая эмоция — это своегорода сгусток душевного опыта человека.

 

Лирическая поэзияоказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковыфилософские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связыватьвыражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, спланетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество можетобретать и религиозный характер.

Лирика в большеймере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивнозначимого и обладающего ценностью.

Лирика тяготеет главнымобразом к малой форме. Как можно короче и как можно полнее. Хотя и существуетжанр лирической поэмы.

Состояниячеловеческого сознания выражаются в поэзии по-разному: либо прямо и открыто,либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности иликомпактного рассказа о каком-то событии.

Поэзиянесовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего вэпических повествованиях. Речь лирического произведения наполнена эмоциями,которые здесь становится организующим и доминирующим началом. Эмоциональность  даето себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и виносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.

На первый план впоэзии выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи сритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведениев подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос идрама обращаются преимущественно к прозе.

Много роднитпоэзию с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания,недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, чтопередает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства иволевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямойнаправленности на конкретные явления. Носителя переживания, выраженного влирике, принято называть лирическим героем.

 

Лирический геройне просто связан тесными узами с автором, его эмоции на прямую передаютсячитателю, влияя на его состояние во время и после прочтения стихотворений. 

Классификацияжанров лирики.

Каждыйлитературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтикепонимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.

Лирический типпоэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанромпонимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждыйлитературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, аболее дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. Влитературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественнойсловесности: ода, гимн, элегия, идиллия, сонет, песня, романс, дифирамб,мадригал, дума, послание, эпиграмма, баллада.

В древности термин«ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтическогожанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применялиэтот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям иподразделяли оду на «хвалебную», «плачевную», «плясовую».

Ода – хвалебное стихотворение, задача которого — возбуждатьи поощрять волю к победе. Ей присуща богатая словесная орнаментация,долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутаявысокопарность, слабая связь частей.

Гимн , как и ода,восхваляет кого-либо или что-либо. Мы часто говорим: «Гимн России – это символнашего государства». Следовательно, мы воспеваем величие своей страны. Все мызнаем Гимн нашей страны. Я уверена, многие подтвердят, чтение гимна наполняетгордостью и мотивирует к действию. Это не спроста, На наши чувства влияют тембрголоса, ритм стихотворения, его энергетика.

Элегия— лирический жанр, содержащий в стихотворной формеэмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Каждый жанр имеет своистилистические особенности, сюжетные признаки. В каждом жанре лирики системахудожественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движениячеловеческой души.

Лирическаяэмоция — это своего рода сгусток душевного опытачеловека.

Поэзия оказываетвлияние на наше сознание Таковы философские, пейзажные и гражданскиестихотворения. Поэзия способна связывать выражаемые чувства с фактами быта иприроды, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием.Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

Лирика в большеймере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивнозначимого и обладающего ценностью.

Лирика тяготеетглавным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя исуществует жанр лирической поэмы.

3.Влияниепоэзии на человека.

В глубокойдревности поэт, принадлежал не самому себе, но племени, общине или роду, былбезличным выразителем общественного сознания. Прошли века, и роль поэта вобществе существенно изменилась. Яркий тому пример — русская гражданственнаяпоэзия, время расцвета и упадка которой пришлось на конец  XVIII — середину XIXвека. Первым гражданственным стихотворением в России можно считать оду ВасилияПетрова “Должности общежития” (1769) — переложение оды французскогопросветителя А.-Л. Тома, где между прочими есть и такая строфа:

О срам и стыдЕвропы всей,

Плачевна нашихдней судьбина!

Любезна должностьгражданина

Забвенна ныне улюдей!

Источник общихблаг и сила,

Священна титла!что родила

Великих свету душ,увы!

У нас презреннееплевы.

За ней последовалаода Державина “Вельможа”, написанная в 1794г, и ода Капниста “На рабство”-1783г.

В начале XIX векас появлением общественно-политических журналов ситуация резко переменилась, иразрыв между поэзией и гражданственностью стал для поэтов очевиден. СтихРылеева “Я не поэт, а гражданин” (1824), тридцатилетие спустя вызвал к жизни“Поэта и Гражданина” Некрасова.

Гражданскаяпоэзия — не что иное, как рифмованная публицистика.Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так. Она оказываетогромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается впотомстве. Политическая тирания, общественные неустройства, социальноенеравенство порождают гражданскую поэзию, становятся основными ее темами, а посвоем исчезновении грозят исчезновением и ей.

Гражданственностьбыла присуща русской поэзии — во всяком случае,весьма значительной ее части, — начиная со “Слова о полку Игореве” и до второйтрети XX века включительно. Гражданские стихи пишут и сегодня. Это связано снестабильностью мира, несправедливостью, которая царит в нашем обществе.Взорванные дома, погибающие дети, продажность чиновников –все это отзываетсяболью в душе каждого, а человек с поэтической душой пишет стихи.

Все лучшие поэтыРоссии писали гражданские стихи — Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок,Маяковский, Ахматова, Цветаева.  Больше всего стихотворений посвящено темелюбви. Любовь — всеобъемлющее, высшее понятие, основа, на которой строитсяжизнь. Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь кженщине. Особенно во время войны. Невозможность быть с любимой, тоска по ней,желание вернуться в отчий дом объединяли всех защитников Отечества во всевремена.

Голос тоскующейжены, которая молит все высшие силы сохранить жизнь любимого доносится изглубины веков в «Слове о полку Игореве». Ничего не изменилось спустя столетия: также дороги верность и любовь. Именно поэтому все помнят проникновенные,невероятные по силе воздействия строки Константина Симонова, написанные уже вдвадцатом веке.

 

Жди меня, ия вернусь.

Всем смертямназло.

Кто не ждал меня,тот пусть

Скажет: – Повезло.

Не понять неждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасламеня.

Простые, казалосьбы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор,вся армия таскала в левых карманах гимнастерок газетные вырезки состихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки.Такие произведения вселяли надежду, приободряли солдат, заставляли думать отех, кто их ждет, заставляли бороться и побеждать. Велико влияние поэзии.Авторы осознавали всю важность, необходимость и нужность своего таланта.   «Слово о полку Игореве»  стало поистине всенародно известным.

Тема родины — однаиз важнейших в поэзии. К теме родной земли так или иначе обращались многиепоэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию.

Образ Родины врусской литературе обычно ассоциировался с образом матери, поэтому тема любви кней была одной из ключевых в поэзии и советских авторов  – участников ВеликойОтечественной войны.. И, конечно, тосковали по родному дому, вспоминали родныеместа, любили тропинку в лесу, речушку на которой стоит родная деревенька,березку под окном – то, о чем помнили вдали от родных мест, то, что привоспоминании одновременно греет душу и о чем она болит…

 

 

Клочокземли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу залеском,

Речонку соскрипучим перевозом,

Песчаный берег снизким ивняком.

Вот где нампосчастливилось родиться,

Где на всю жизнь,до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, котораягодится,

Чтоб видеть в нейприметы всей земли.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

Да, можно выжить взной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодатьи холодать,

Идти на смерть… Ноэти три березы

При жизни никомунельзя отдать.

В поэзии тех летглавной была героико–патриотическая тема, что неудивительно — лозунг Вседля фронта, все для Победы! стал тогда определяющим. Стихи, появлявшиесяна страницах газет, жадно читались и на фронте, и в тылу. Писать стали самибойцы. Поэтические письма с фронта, стихотворения – раздумья, дажечастушки, сложенные бойцами и тружениками тыла, с неизменным мотивом мыпобедим, публиковались в армейских газетах.

 

Вставай,страна огромная,

Вставай насмертный бой

С фашистской силойтемною

С проклятоюордой!

На слова этойпесни–гимна, песни–призыва, песни–приказа, написанной ВасилиемЛебедевым–Кумачом 24 июня 1941 года и исполненной Краснознаменным ансамблем подруководством Александрова уже спустя три дня, откликнулись тысячи людей.

Среди них былярославский поэт Марк Лисянский, ушедший на фронт добровольцем в первые днивойны. Он служил командиром саперной роты, участвовал в Смоленском сражении,битве за Москву, а затем работал корреспондентом и редактором в несколькихфронтовых и армейских газетах. Войну закончил под Данцигом. Но еще в 1941 году,во время битвы за Москву он написал:

 

И врагуникогда не добиться,

Чтоб склониласьтвоя голова,

Дорогая моястолица,

Золотая мояМосква!

Это стихотворениесейчас является гимном столицы, но уже тогда, в самые тяжелые для Москвы дни, внем ясно звучит уверенность в том, что мы победим.

Многие строки,написанные во время войны становились песнями. Алексей Сурков, которому Симоновпосвятил проникновенное Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…,вовсе не хотел публиковать строки, ставшие потом знаменитой Землянкой.Они были адресованы жене поэта, которая находилась в эвакуации. Историясоздания этих строк широко известна – в 1941 году Сурков попал в окружение подИстрой, а когда смог выбраться из своей землянки, вся шинель оказалась посеченаосколками….

       Любое словоможет стать эмоционально окрашенным как по замыслу поэта, так и по волечитателя. Яркость эмоциональной окраски может быть различной в зависимости отэмоционального состояния языковой ли Эмоция руководит мыслительной и физическойактивностью индивида, направляет ее в определенное русло. Испытывая гнев,человек не бросится наутек, а если  перепуган, вряд ли решится на агрессию.Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие, например,счастье заставляет человека воспринимать мир «в розовом цвете»: умиляться самымобыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идтипо жизни легкой, пружинистой походкой.

    Эмоциинеобходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть,не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мерелюдьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и нашаспособность сопереживать чужим эмоциям, способность к сопереживанию, равно каки способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

Основные функцииэмоций:

Сигнальная(человек ориентируется на эмоции в поведении).

Оценочная(формируется отношение).

Регуляторная(влияют на мотивы).

     Эмоции имеютряд свойств. Качество, содержание, направленность, длительность, выраженность,длительность, источник возникновения и другие. По качественному признаку бываетположительное, отрицательное, двойственное (амбивалентное) и неопределенное отношение.

     По содержаниюбывают высшие и низшие. Соответственно, это эмоции, возникающие приудовлетворении/неудовлетворении социальных потребностей человека либофизиологических, утилитарных, гедонистических потребностей.

    По форме эмоциональные проявления бывают такие:

     Чувственныйтон — относительно постоянный, неопределенный эмоциональный фон, на которомпротекают психические процессы. Он не привязан к чему-то конкретно, это скорееобщее отношение человека к миру, некий изначальный настрой, определяющийполноту и яркость, избирательность и интенсивность других реакций. Сам по себене имеет выраженной эмоциональной окраски, в отличие от следующего пункта.

     Настроение— длительное, относительно устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающееотдельные психические процессы и поведение человека в целом. Настроение, вотличие от чувственного тона, уже может субъективно оцениваться как плохое илихорошее, но не привязано к конкретному объекту, в этом его отличие от чувства.

 

    Чувства — четко отграниченное по времени,интенсивное и направленное на какой-либо конкретный объект.

     Страсть— длительная, интенсивная, узконаправленная концентрация чувства на каком-либообъекте либо виде деятельности.

     Аффект— кратковременная, большой силы эмоциональная реакция, бурно протекающая исопровождающаяся утратой над собой контроля в большей или меньшей степени.

    Эмоционально-стрессовое состояние – эмоциональная реакция, отражающая отношениечеловека к действительности в стрессовых ситуациях. Сопровождаетсяопределенными поведенческими реакциями, которые называютсяэмоционально-стрессовыми.

         Как жеобстоит дело с эмоциональным состоянием автора и читателя при создании ивосприятии поэтического текста?  Чтобы закрепить свои чувства и переживаниячеловек начинает творить их в поэзии. Поэтический язык расшифровывает эмоцию,переводя ее в художественный образ, воспринимая который читатель переживает всебе заложенную там эмоцию, и это настраивает его на определенный лад. Поэзияочищает наши эмоции, делает их благороднее, теплее, учит нас чувствовать. Еслибы не было поэзии, культура была бы принципиально иной: ведь хороший поэт – этовсегда пророк и мистик.  Мистическое  не может быть адекватно описано языком,но активно заявляет себя в поэтическом тексте. Оно скрыто в сокровенной глубинепсихики автора, но прорывается в стихах.

Исследователиопределяют наличие в эмоциональном опыте человечества несколько групп ведущихуниверсальных эмоций. В лингвистической литературе используются различныенаименования этих эмоций: доминантные эмоции, ключевые эмоции, ведущие илибазовые эмоции и др. В то же время отмечается, что словарь эмоций в разныхязыках не одинаков. Несмотря на то, что сами эмоции универсальны, инвентарьэмоциональной лексики в разных языках не совпадает и имеет национальнуюспецифику.

 

Меня интересует,какими средствами передаются эмоции в тексте художественных произведений. Вхудожественных текстах, особенно современных, используются визуальные, вчастности, графические способы передачи эмоциональности. Некоторые современныеавторы активно используют приемы, в которых содержится визуальная составляющая.Здесь сказывается, по всей видимости, влияние Интернета, где широкоиспользуются визуальные средства, в том числе и так называемые «смайлики» дляпередачи выражения неодобрения, изумления, согласия и т.д. Наряду сиспользованием рисунков-иллюстраций, выполненных художником, в текстах находятприменение рисунки, вставленные непосредственно в строку текста. К визуальнымприемам мы относим способы передачи информации при помощи других графическихсредств, например, многократное повторение одной и той же буквы. Одним изграфических способов передачи эмоциональности высказывания являетсяиспользование заглавных букв или курсива с целью подчеркивания смысловойважности информации.

         Хочетсяотдельно затронуть тему подростков. Как проводят время большинство моихровесников. До одури сидят в интернете, слоняются по улицам, ищут где выпитьили слоняются по дискотекам. С некоторыми из них мне даже не о чем поговорить.Но тяжелее всего видеть их жестокость. Ко всем: к родителям, к учителям, кслабым, к животным. Размышляя о том, как человек становиться жестоким, и вижупроблему в изолировании от мира поэзии. Поэзия учит нас сопереживать,размышлять. Я с трудом представляю читающего подростка, который смеются  надпервоклассником или обидит бездомное животное. Нагрубит или унизит болееслабого. Несомненно поэзия делает нас сочувствующими, неравнодушными. Поэзиядарит нам пережить разные эмоции.  Насколько бедна и бессмысленна была бы нашажизнь, не будь в ней поэзии. Поэзия дарит гармонию. Для меня воплощениемгармонии и красоты являются литературные герои, созданные фантазией писателей вту или иную эпоху. Есть много литературных героев на кого я хочу походить, некопируя поведение, жесты, одежду, манеру держать себя. Главное – воспитать всебе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, ивыполнять честно свою работу. Этого вполне достаточно, чтобы быть гармоничнойличностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота немеркнет со временем, а год от года становиться ярче, изысканнее, ценнее.

        Какой быни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — онавсегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти измененияпорой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, присглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко,- не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоитпреуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов дляорганизма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, какбурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительностьвоздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называемнастроением, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может бытькрайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевнымирасстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологиипозволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему,снижают сопротивляемость болезням. Если в течение долгого времени выиспытываете злость, тревогу или депрессию, — пусть даже эти эмоции будутслабовыраженными, — то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватитькишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудителиэтих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И еслихронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммуннуюсистему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения иболезнетворного влияния.

 

 

 

 

 

2.     Практическаячасть 

Описание выборки.

 

В исследованииприняли участие 24 человека. Из них 4 – люди, профессионально занимающиесямузыкой ,остальные люди, чьи профессии не имеют отношения к поэзии итворчеству.

 

Возрастнойдиапазон испытуемых – от 15 года до 56 года.

Ребенок, которому5 лет.

 

В группемузыкантов:

 

1 мужчина, 3женщины, 3 школьников

 

2женщин-испытуемых – замужем, имеют детей;

 

 мужчина – женат,имеет детей;

 

3 человека  получили(или получают) высшее  образование;

 

3  испытуемых наданный момент являются учениками средних школ;

 

4 имеетсредне-специальное музыкальное образование, из них 1 получает высшееобразование, не связанное с музыкой, но продолжает работать в этой сфере.

 

2 человекаработают преподавателями в музыкальной школе;

 

1 участникисследования выступает на сцене;

 

2 – ведут преподавательскуюдеятельность.

 

 

В группепредставителей нетворческих профессий:

 

4 испытуемых –мужчины, 6 – женщины, 5- ученики средних школ, 1-ребенок

 

4мужчин-испытуемых женаты, имеют детей;

 

5 женщин замужем,имеют детей.

 

Все испытуемые изэтой группы имеют разные профессии (военный, авиатехник, бухгалтер,  инженер ит.д.)

 

7 испытуемыхполучили (или получают) высшее образование;

 

5 – средне-специальное(из них 1 – ещё учится)

 

 

 

Результаты диагностики эмоционального состояния занесены втаблицу 1.

 

В ходе эксперимента были получены следующие данные:

Табл. 1.

Кол-во

человек

 Любят читать

Не любят читать

Наблюдалось улучшение эмоционального состояния

Т

Н

Т

Н

Мужчины

5

1

4

5

Женщины

9

7

2

7

Подростки

8

2

6

5

Дети

1

1

 

 

Порядок работы. Перед испытуемыми в произвольномпорядке были разложены  анкеты. Далее нужно было заполнить анкету Приложение№1, внимательно ознакомившись с вопросами, затем прослушать, на выбор,произведении. После чего анкетируемому было предложено заполнить вторую анкету,Приложение №2. После заполнения Всех анкет, данные были считаны и занесены вТаблицу.

Уровень Эмоционального подъёма определяется  путем объективногооценивания поведения анкетируемого.

Данное обследование позволиловыяснить, что  музыканты, по сравнению с представителями нетворческих профессийимеют больший уровень эмоциональных восприятия. Люди технических профессийчасто отказывались от прослушивания произведений поэзии.  Некоторые школьникивели себя вызывающее. Реагировали бурным протестом и смехом, но послезаполнения первого варианта Анкеты успокаивались и с удовольствиям слушаличтение. Ребенок же (ходит в детский сад) с радостью отреагировал на возможностьпослушать сказку в стихах и с удовольствиям отвечал на вопросы. Женщины, чащессылались на нехватку времени и говорили о неважном настроении.

 

В ходе данного обследованиябыло выявлено, среди музыкантов по сравнению с представителями нетворческихпрофессий большее количество испытуемых имеют более высокий уровеньневротичности, агрессивности (спонтанной и реактивной), депрессивности,раздражительности, эмоциональной лабильности, а так же более высокий уровеньличностной и ситуативной тревожности и стресса.

 

Перед нами не стояла задачавыяснить причины этих различий, однако можно предположить, что это связано снестабильностью, низким уровнем дохода. Школьники часто жаловались на большоеколичество заданий и нехватку времени.  Мой эксперимент подтвердил, что  любовьк поэзии и чтение стихов благоприятно сказываются на эмоциональном состояниичеловека. В основной своей массе, людям приятно слушать стихи даже в томслучае, если они вовсе ничего не смыслят в поэзии. Из всего этого следует, чтодетей нужно воспитывать в любви к поэзии, в мире поэзии, а взрослым необходимочаще читать стихи, чтобы сохранить молодость души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Вывод.

         Познакомившисьс творчеством многих великих писателей, литературных критиков,  я пришла квыводу, что поэзия – это «вселенная» чувств, способная передать широкий спектрчеловеческих переживаний: грусть, ликование, надежду, разочарование.

          Поэзия –это неиссякаемый родник, который питает своей живительной энергией душучеловека. Она одна из ключевых инструментов формирования ценностных ориентиров.У человека, увлеченного поэзией, развито воображение, критическое мышление, онспособен мыслить нестандартно. Поэтические образы помогают лучше понять мирчеловеческих чувств и взаимоотношений. Значит, человек-лирик более открыт итолерантен, ему легче обрести внутренне равновесие. Также стихотворения учатмудрости: соотнося свое поведение с поведением лирического героя, человек можетвыстроить свою модель поведения и образ мыслей и научиться действовать, избежавошибок из-за неопытности. Поэзия, строясь на  основных принципах любви к всемуживому, влияет и на психологическое состояние человека: знакомясь состихотворениями мы становимся добрее.   Благодаря стихотворным строкам в нашихсердцах рождаются возвышенные чувства. Читая строки лирических произведений, мысловно освобождаем лучшее из души. Поэзия – тайна, волшебство, диалог поэта совсем миром, исповедь. Безусловно, задевая струны человеческой души, поэзияформирует нравственность и закаляет дух. Стихи придают силы уставшим отжизненных невзгод людям, вселяют надежду, пробуждают мечты, призывают к борьбе.Если мы не можем выразить свою любовь своими словами, мы обращаемся кстихотворениям.

          Научныйэксперимент, проведенный в Бангорском университете подтвердил, что головноймозг человека запрограммирован на любовь к поэзии. Ученые заметили, что людямприятно слушать стихи даже в том случае, если они вовсе ничего не смыслят впоэзии. Из всего этого следует, что детей нужно воспитывать в любви к поэзии, вмире поэзии, а взрослым необходимо чаще читать стихи, чтобы сохранить молодостьдуши.

Эмоции,переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качествовыполняемой им деятельности — его работы, учебы, игры. Например, один студентувлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичьдо тонкостей. Другой — испытывает отвращение к изучаемому предмету и,естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоциибудет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому онпринесет радость и счастье познания, второму — вечный страх перед провалом наэкзамене. Все это доказывает, что эмоциональное состояние человека очень важныйфактор, способный улучшить как физическое, так и душевное состояние. Поэзияспособна с первых строк завладеть мыслями и чувствами, увлечь, мотивировать,надеяться, переживать вместе с автором и героями произведения. Черпатьмноговековой опыт и знания. Все это необходимо для полноценного существованиячеловека. Для уверенного поведения и способности сопереживать окружающему насмиру, будь то муравей или старушка, одиноко сидящая на лавочке. Поэзия учит насне быть равнодушными, видеть красоту окружающего нас мир. Чувствовать запахи иощущать ветерок в своих волосах. Поэзия – это крылья для нашей души. Знаете, ялюблю читать, а читать стихотворения больше всего. Я хочу надеяться, что своимпроектом я смогла достучаться до простых прохожих, до брата(который не любитчитать), до мальчишек во дворе. Мой самый любимый подарок-книга! Неэлектронная, а физический экземпляр. Я призываю вас – читайте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 СписокЛитература

Леонтьев А.Н.Поэтический язык как способ общения искусством

Цветаева М. Об искусстве.

Цветаева М.Собрание сочинений

Слуцкий Б. Сборникстихотворений

Симонов К. Сборниксочинений

Карамзин Н.Произведения

Ахматова А.Собрание сочинений.

Пушкин А.С. Стихи

Слово о полкуИгореве.

Барто А. Стихидетям

Приложение

1.     Анккета№1

2.      Анкета№2

3.     Фотоотчет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет