X-PDF

Влияние стажа и возраста водителя на безопасное управление автомобилем.

Поделиться статьей

Работу водителя относят к сложным видам человеческой

деятельности. Это связано с тем, что человек управляет источником повышенной

опасности и несет ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. Не каждый водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения, это объясняется квалификацией и индивидуальными особенностями каждого человека. На безопасное управление автомобилем оказывает влияние стаж и возраст водителя.

Установлено, что с увеличением стажа водителя происходит снижение количества

ДТП, но этот процесс происходит не равномерно. Чаще всего в ДТП попадают

неопытные водители со стажем до 2 лет и водители со стажем 5±1 год.

Увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания. Так систематические

ошибки в сочетании с завышенной самооценкой своего мастерства могут привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо периодически проводить курсы

повышения квалификации с привлечением опытных преподавателей. Исследования показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков, а при стаже 5±1 год – с переоценкой водителями своих возможностей и снижением осторожности. Практика показывает, что самые тяжелые ДТП часто возникают именно у опытных водителей. Здесь, в какой-то мере, действует закон психофизики Вебера – чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее приращение, чтобы водитель среагировал на нее, об этой психологической закономерности не должны забывать опытные водители.

 Наряду со стажем работы на вероятность попадания в ДТП влияет также возраст водителя. Взаимосвязь между возрастом и аварийностью проявляется, прежде всего, у водителей моложе 25 лет и у водителей старше 60 лет. Считается, что от 25 до 60 лет индивидуальная безопасность водителя сохраняется примерно на одном и том же уровне. В группе старше 60 лет необратимо превалирует возрастное снижение операторских способностей. За счет накопленных знаний и опыта водитель способен частично компенсировать это снижение, однако сохранять свою защищенность при вождении на безопасном уровне становится сложнее. Установлено, что одинаковые навыки, накопленные в разных возрастных группах, могут оказывать различное влияние на поведение в дорожной обстановке. Как показали исследования, при недостатке опыта начинающие

водители в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по

сравнению с младшими возрастными группами. Это объясняется повышенным чувством ответственности, адекватным прогнозированием опасных ситуаций и менее рискованным управлением автомобиля

. Данные по статистике ДТП для различных возрастных групп

водителей, приведенные на рисунке показывают, что к наиболее часто совершаемым видам нарушений ПДД относятся: несоблюдение очередности проезда, которые характерны для всех возрастных групп, и несоответствие скорости конкретным условиям (за исключением водителей старше 60 лет). Причем, абсолютные показатели несоблюдения очередности проезда с возрастом увеличиваются, а несоответствия скорости конкретным условиям, снижаются. Гистограммы нарушений ПДД, повлекшие наступление ДТП по возрастным группам: 1 – несоблюдение очередности проезда . 2 – несоответствие скорости конкретным условиям . 3 – нарушение требований сигналов светофора . 4 – неправильный выбор дистанции . 5 – выезд на полосу встречного движения . 6 – нарушение требований проезда пешеходного перехода . 7 – управление ТС в состоянии опьянения . 8 – нарушение правил перестроения . 9 – нарушение правил обгона . 10 – Превышение установленной скорости.

 Для возрастной группы 18–30 лет, помимо указанных выше нарушений, часто совершаемыми являются выезд на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения, превышение установленной скорости, а также такие действия, как срезание кривых, движение в левом ряду при наличие свободного правого ряда, движение по встречной полосе и как следствие – заносы, съезд с проезжей части, опрокидывания. Это объясняется тенденцией к повышению ситуационной скорости или к темпу движения, причем опасности не столько не замечаются или неизвестны, сколько недооцениваются.

Основным факторами, сопутствующими ДТП, по мнению водителей 18–30 лет, явились недостаточное владение навыками управления ТС, недооценка опасности, отвлечение внимания, неверные интерпретации состояния дорожного движения. Молодой водитель действует по методу проб и ошибок, пытаясь освободить себя от условностей и общепринятых норм, исходя из собственного опыта и своих критериев правильного поведения на дороге, этим объясняется склонность молодых водителей к превышению скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения.

 Склонность к риску у молодых водителей обусловлена повышением показного бесстрашия и одновременно недооценкой объективно существующих и осознаваемых (с чувством страха) опасностей.

При этом молодой водитель ассоциирует себя с управляемым автомобилем, в результате чего мощность ТС принимается им как собственная. Для возрастной группы 31–45 лет наиболее часто совершаемыми нарушениями является нарушение правил обгона и нарушение правил перестроения. Факторы, способствующие ДТП, по мнению водителей данной возрастной группы, недооценка собственного ошибочного поведения, помехи действиям, неверные интерпретации ПДД и состояния дорожного движения, ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения. Для возрастной группы 46–60 лет – нарушение требований сигналов светофора и нарушение правил перестроения. Факторы, способствующие ДТП, по мнению водителей данной возрастной группы, помехи действиям, неверные интерпретации ПДД и состояния дорожного движения, недооценка опасности и ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

 Для возрастной группы старше 60 – нарушение правил проезда пешеходного перехода и неправильный выбор дистанции, что объясняется ухудшением функций восприятия и ориентации. Письменное анкетирование 50 водителей ТС (с выбором одного из предложенных вариантов ответа) о преимуществе молодых водителей (18–25 лет) перед водителями старшего возраста (55–60 лет) и наоборот, показало, что мнение первых о вторых связано с представлениями о более слабом зрении, меньшем уровне знаний, не обязательном соблюдении ПДД и о большой частоте опасных обгонов. Водители старшего возраста считают себя более спокойными, уравновешенными, вежливыми, предпочитающими более сдержанную и концентрированную манеру вождения, создающими меньшее количество

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

конфликтов. В группе молодых водителей проблематичным является

именно бесспорное в их среде представление о своей оптимальной работоспособности, более высоком интеллекте в отношении технических знаний об автотранспорте.

Исследования показали, что среднее количество аварий с увеличением возраста

водителей снижается, это объясняется заменой юношеской опрометчивости и

импульсивности чувством ответственности, рассудительности и сдержанности в

старшем возрасте, несмотря на снижение функциональных способностей. Следовательно, в безопасном вождении главным определяющим фактором является не только операторские способности, а поведение водителей в дорожной обстановке, что зависит от психологических установок и личностных качеств, которые имеют свои специфические особенности в каждой возрастной группе. Поэтому в процессе подготовки и переподготовки водителей необходимо обращать внимание на эти особенности.

Стоит перенять положительный опыт Канады, где для водителей старше 60 лет

проводят курсы с целью повышения безопасного управления автомобилем, на которых водителям разъясняют об их возрастных изменениях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать (управление автомобилем в темное время суток), прием каких медицинских препаратов оказывает влияние на операторские способности.

Дифференциация водителей на категории в зависимости от уровня водительского

опыта и возраста создает предпосылки для довольно широкой классификации условий риска и последствий ненадежного поведения в сложных ДТС. Особенности каждой возрастной группы и периода профессионального стажа позволяет обучать на этапе подготовки или переподготовки водителей умению правильно и своевременно анализировать, и понимать информацию о дороге. Нужно перенять положительный опыт стран с низким уровнем аварийности: Канады, Австралии, Новой Зеландии и других и ввести систему так называемых ступенчатых водительских прав, которые учитывают стаж и возраст. Водители новички должны иметь определенные ограничения на управления транспортным средством, в частности запрет на езду в темное время суток и в сложных погодных условиях, ограничение езды на скоростных магистралях.

Для контроля за соблюдением этих ограничений автомобили можно оборудовать

системами слежения через спутниковую систему ГЛОНАС. Водителей самых первых ступеней обучения не следует допускать к управлению общественным транспортом.

Система должна предусматривать переход с одной ступени на следующую, по мере

приобретения необходимого водительского опыта, прохождения дополнительного

обучения с периодичной переэкзаменовкой. После этого некоторые ограничения на управление транспортным средством могут сниматься. Система должна работать также и в обратном направлении – при грубом нарушении ПДД водитель должен переходить на низшие ступени или более жесткое наказание – лишение водительских прав.

 

                                   Преподаватель: Юрьев А.Б.

                                                     04.09. 2020г.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 1033

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет