Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ВЛИЯНИЕ
ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ
НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»Автор: Виктория С.,
ученица 10 класса
Руководитель: Козловская
Галина Алексеевна,
учитель химии, биологии2021 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рославльского района Смоленской области -
2 слайд
Не будем, однако, слишком обольщаться
нашими победами над природой. За каждую
такую победу она нам мстит. Каждая из
этих побед имеет, правда, в первую очередь
те последствия, на которые мы рассчитывали,
но во вторую и третью очередь
совсем другие, непредвиденные последствия,
которые часто уничтожают значение первых.
Ф. Энгельс -
3 слайд
Цель: доказать влияние солей тяжелых металлов на процессы жизнедеятельности в живых организмах, используя различные источники информации и экспериментальные опыты.
Задачи:
1) изучить, проанализировать информацию из литературных источников об основных тяжёлых металлах, выявить степень опасности, пути поступления в живые организмы и последствия воздействия на них;
2) провести экспериментальные опыты, позволяющие выявить влияние солей тяжёлых металлов на живые организмы;
3) предложить пути решения проблемы загрязнения тяжёлыми металлами для улучшения экологической обстановки;
4) сравнить полученные результаты и сделать выводы.Актуальность исследования
В настоящее время все живые организмы, в том числе и человек, подвергаются пагубному влиянию антропогенных загрязнений, находящихся в отходах промышленных предприятий и попадающих в окружающую среду. Одним из сильнейших по действию и наиболее распространённым химическим загрязнением является загрязнение окружающей среды тяжёлыми металлами. -
4 слайд
Гипотеза
Природная среда постоянно загрязняется различными веществами. Но в последнее время в неё активно проникают как биогенные, так и чужеродные металлы: ртуть, свинец, медь, цинк, хром и другие металлы. Возрастающее поступление тяжёлых металлов в окружающую среду приводит к загрязнению почв и повреждению растительных организмов, попаданию в продукты природного происхождения, следовательно, и на здоровье человека.
Методы:
— сбор информации из различных источников;
— экспериментальные опыты;
— анализ информации и сведений полученных в результате опытов;
— сравнительный анализ, наблюдение, фиксирование результатов в виде таблиц и фотографий. -
5 слайд
Термин тяжёлые металлы чаще всего рассматривается не с химической, а с медицинской и природоохранной точек зрения и, таким образом, при включении в эту категорию учитываются не только химические и физические свойства элемента, но и его биологическая активность и токсичность, а также объём использования в хозяйственной деятельности. Многие тяжёлые металлы, такие как железо, медь, цинк, молибден, участвуют в биологических процессах и в определенных количествах являются необходимыми для функционирования живых организмов микроэлементами. С другой стороны, тяжёлые металлы и их соединения могут оказывать вредное воздействие на организм человека, способны накапливаться в тканях, вызывая ряд заболеваний.
Общее понятие о тяжелых металлах -
6 слайд
Источники поступления соединений тяжелых металлов
в окружающую среду и живые организмыСреди загрязнителей биосферы, представляющих наибольший интерес для различных служб контроля ее качества, металлы (в первую очередь тяжелые) относятся к числу важнейших. В значительной мере это связано с биологической активностью многих из них.
Источники поступления тяжелых металлов делятся на природные (выветривание горных пород и минералов, эрозийные процессы, вулканическая деятельность) и техногенные (добыча и переработка полезных ископаемых, сжигание топлива, движение транспорта, деятельность сельского хозяйства). -
7 слайд
Медь(Cu)
Биологическая роль меди исключительна: она входит в кровяной пигмент низших животных (гемоцианин), в гематокупреин крови высших животных и другие порфирины животного мира (цитохром, турацин и др.), участвует в ферментативных реакциях в составе медьсодержащих энзимов (Copper). Содержание меди в окружающей среде, в частности в почве, может быть лимитирующим фактором развития многих организмов. Как недостаток, так и избыток меди в организме вызывают заболевания у животных и растений.
-
8 слайд
Кадмий(Сd)
Кадмий был открыт в 1817 году Ф.Штромейером (Геттинген, Германия). Название элемента произошло от латинского cadmia – цинковая руда. Очевидно, это связано с тем, что он в больших количествах обнаруживается в составе цинковых руд в виде минерала гринокита (CdS).
Растворимые соединения кадмия ядовиты. Кадмий обладает способностью накапливаться в живых организмах при длительном воздействии пыли и угля, а также продуктов, содержащих повышенное количество металла. -
9 слайд
Свинец (Pb)
Свинец токсичен. Известен с глубокой древности.
Свинец действует на периферическую и центральную нервную систему. При отравлении наблюдается паралич нервов сгибающих и разгибающих конечностей (свинцовый паралич). Нарушение центральной нервной системы вызывает конвульсии и кому с летальным исходом. -
10 слайд
Цинк (Zn)
Цинк был известен человеку еще более 4 тысяч лет назад и применялся в виде сплава с медью – бронзы. Загрязнение окружающей среды цинком происходит в результате добычи и переработки цинксодержащих руд, а также при сжигании минерального топлива, металлургическом и химическом производстве и т.д. Однако в ряде случаев токсичным является не избыток, а недостаток цинка. Это обусловлено тем, что цинк выполняет ряд биологических функций.
-
11 слайд
Барий (Ba)
Барий (Ba) не редок в природе и составляет приблизительно 0,04% земной коры. Основные источники — минерал барит (сульфат бария) и витерит (карбонат бария). Металлический барий производят лишь в ограниченных количествах, путем восстановления оксида бария алюминием в реторте. Металлический барий находит лишь ограниченное применение, он взрывоопасен. Растворимые соединения бария (хлорид, нитрат, гидроксид) высоко токсичны, ингаляция нерастворимых соединений (сульфат) может приводить к развитию пневмокониоза.
-
12 слайд
Железо (Fe)
Это блестящий белый металл, достаточно пластичный и электропроводный. Легко подвергается ковке, прокатке и другим видам обработки в холодном и горячем состоянии.
Соединения железа (II) более токсичные, чем соединения железа (III). Вдыхание пыли, содержащей соединения железа, приводит к заболеванию легких, сердечно-сосудистой дистонии, к снижению секреции желудка, изменению состава крови, возникновению гастрита и стоматита. -
13 слайд
Экспериментальная часть
-
14 слайд
Опыт №1. Метод «корневого теста» — прирост корней хлорофитума в растворах разных солей тяжелых металлов
Приготовление растворов смесей солей
Закладка опыта
Измерение длины корней
Полученные результаты -
15 слайд
Результаты наблюдений
-
16 слайд
Опыт №2. Влияние солей металлов на прорастание семян пшеницы
Закладка опыта
Измерение длины проростков и корней -
17 слайд
Результаты опыта
Семена проросли только в пробе с водой -
18 слайд
Опыт №3. Исследование почвы
Почвенные растворы
Образцы почв
Фильтрование почвенных проб -
19 слайд
Результаты наблюдений
-
20 слайд
Опыт № 4. Влияние солей тяжелых металлов на раствор белка
Пробирки
с куриным белком
Добавление к белку
солей металлов -
21 слайд
Результаты наблюдений
Денатурация белка в пробирках с солями тяжелых металлов -
22 слайд
Опыт №5. Исследование спайки консервной банки на примесь свинца
Смачивание ваты раствором иодида калия
Протирание швов консервной банки
Отсутствие пожелтения – отсутствие примесей свинца -
23 слайд
Заключение
В ходе нашего исследования было установлено, что степень антропогенного воздействия на окружающую среду в области загрязнения ее соединениями тяжелых металлов велико.
Пути решения проблемы: установка на предприятиях очистных сооружений, уменьшение количества транспортных средств, сохранение и восстановление лесов, переработка мусора, рекультивация почв с помощью растений, способных накапливать тяжелые металлы в вегетативных органах.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать: при проведении классных часов, внеклассных мероприятий и занятий, посвященных проблемам экологического состояния окружающей среды (в частности – района исследования); при разработке буклетов на тему «Окружающая среда и проблема ее загрязнения соединениями тяжелых металлов», для информирования населения. Практические результаты исследовательской работы могут быть использованы при написании статьи в газету для освещения проблемы загрязнения окружающей среды, при выборе места для огорода, сбора ягод, грибов и лекарственных растений – на расстоянии более 100 м от автомобильных дорог и железной дороги.
-
24 слайд
Спасибо за внимание!