Основные этапы внедрения СМК на предприятии показаны на рис. 3.35.
На первом этапе предприятие принимает решение о целесообразности внедрения СМК, исходя из перспективы развития и с учетом внутренних возможностей. Руководство предприятия решает, каким образом создавать и внедрять СМК: собственными силами или путем привлечения специализированной фирмы. Разрабатывается стратегия внедрения СМК и проводится базовое обучение руководящих работников предприятия методологии управления качеством. Определяется политика и цели в области качества.
Наиболее часто ставят следующие цели:
q увеличить долю на рынке .
q добиться удовлетворенности потребителя .
q повысить эффективность и рентабельность .
q сократить затраты и уменьшить задолженность .
q сохранить долю на рынке .
q улучшить взаимоотношения и моральный климат внутри организации .
Рис. 3.35. Этапы внедрения СМК
Определяются пожелания и требования партнеров по бизнесу. К их числу относятся:
• клиенты и конечные потребители .
• персонал предприятия .
• поставщики .
• акционеры .
• общество в целом.
На второмэтапе производится установление видов деятельности в СМК и описание процессов по основным видам деятельности. Для определения процессов, требующихся для обеспечения потребителей предприятия продукцией и услугами, производится анализ требований раздела МС ИСО 9001:2000 по процессам создания продукции. В результате можно получить ответ на вопрос, отвечает ли этим требованиям СМК предприятия, включая процессы:
• связанные с потребителем .
• проектирования и (или) разработки .
• закупки .
• производства и технического обслуживания .
• контроля средств мониторинга и измерений.
Устанавливается ответственность высшего руководства и руководства подразделений.
На третьемэтапе устанавливается структура, состав и правила классификации документации СМК предприятия. Составляется календарный график разработки документации. Для этого производится подбор необходимой информации о стандартах ИСО серии 9000:
• общая информация .
• детальная информация — МС ИСО 9000:2000, МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 9004:2000 .
• сопроводительная информация — обращайтесь на сайт ИСО (www.iso.org) .
• опыт применения стандартов ИСО серии 9000 во всем мире — читайте публикации журнала «ISO Management Systems».
На этом этапе решается вопрос: СМК будет представляться для ее сертификации или для регистрации на соискание национальной премии в области качества. В первом случае необходимо использовать требования стандарта ИСО 9001:2000 как основу для получения сертификата, Во втором – необходимо использовать требования стандарта ИСО 9004:2000 совместно с критериями национальной премии в области качества для выдвижения системы менеджмента качества на соискание этой премии.
В дополнение к основным стандартам целесообразно использовать специальные тематические стандарты:
ü ИСО 10006:1997 «Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом» — по управлению проектами .
ü ИСО 10007:1995 «Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией» — по управлению конфигурацией .
ü ИСО 10012-1:1992 «Требования по обеспечению качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического подтверждения для измерительного оборудования» и ИСО 10012-2:1997 «Обеспечение качества измерительного оборудования. Часть 2. Руководящие указания по управлению измерительными процессами» — по системам измерения .
ü ИСО/ТО 10013:2001 «Руководящие указания по разработке документации к системе менеджмента качества» — по документации по качеству .
ü ИСО/ТО 10014:1998 «Руководящие указания по управлению экономикой качества» — по управлению экономикой качества .
ü ИСО 10015:1999 «Управление качеством. Руководящие указания по обучению» — по обучению .
ü ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Частные требования по применению стандарта ИСО 9001:2000 для производства автомобилей и запчастей к ним» — по поставщикам автомобилей .
ü ИСО 19011:2001 – «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента» – по аудиту.
На четвертом этапе, на предприятии создается служба внутреннего аудита, вводятся в действие документы СМК, осуществляется проверка соблюдения требований документов, анализ результатов внедрения и, при необходимости, соответствующая корректировка правил и процедур СМК.
Определяется степень соответствия СМК предприятия требованиям ИСО 9001:2000.Для этого можно воспользоваться услугами внешних аудиторов или произвести самооценку. В случае выявления несоответствий производится разработка плана их устранения. Этот план мероприятий должен быть обеспечен ресурсами. Назначаются ответственные исполнители и разрабатывается график выполнения работ. На этом этапе реализуется план внедрения СМК и периодически проводится ее внутренняя оценка. Это осуществляется путем периодических внутренних аудитов СМК, используя МС ИСО 19011 в качестве руководства по аудиту и для оценки квалификации аудитора и управления программами аудита. Составляется акт о внедрении СМК.
На пятомэтапе выбирается орган для сертификации СМК и заключается соответствующий договор. Проводится предсертификационный аудит для подтверждения соответствия СМК требованиям стандарта с целью:
• удовлетворения требованиям контракта .
• удовлетворения требованиям рынка или предпочтениям потребителя .
• удовлетворения требованиям регулирующих организаций .
• обеспечения управления рисками .
• определения задач развития вашей организации в области качества.
После успешной сертификации СМК осуществляется ее постоянное совершенствование. Требуется постоянная оценка эффективности и пригодности системы менеджмента качества предприятия. Методика совершенствования содержится в стандарте ИСО 9004:2000.
Контрольные вопросы:
- Как происходила эволюция систем менеджмента качества?
- Определение функций фирмы, которые входят в сферу управления качеством?
- Как формируется политика предприятия в области качества?
- Каков процесс формирования целей в области качества на предприятии?
- Как осуществляется декомпозиция целей в области качества на предприятии?
- Как классифицируются процессы для достижения целей в области качества по ИСО 9000:2000.
- Каким образом устанавливаются процессы предприятия и как они адаптируются к требованиям стандартов ИСО 9000:2000?
- Что такое ключевые процессы предприятия и как они определяются?
- Что представляет собой сеть процессов предприятия?
- Каким образом можно описать процессы?
- Что такое сеть ключевого процесса и как она описывается?
- Как формируются документы системы менеджмента качества и как описывается их взаимодействие?
- Как производится алгоритмическое описание подпроцессов (практик), входящих в ключевой процесс?
- Как производится оценка ключевых процессов?
- Как оценивается продукция, являющаяся выходом процессов?
- Что относится к документации СМК?
- Что представляет собой руководство по качеству?
- Каковы основные задачи документирования?
- Как осуществляется управление документацией?
- Как осуществляются корректирующие действия?
- На каких этапах разрабатывается и внедряется СМК?
- Каково содержание 1 и 2-го этапов разработки СМК?
- Что составляет основное содержание 3 и 4-го этапов внедрения СМК?
- Каково содержание 5-го этапа внедрения СМК?
