X-PDF

Внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс

Поделиться статьей

Одним изприоритетных направлений развития современного информационного обществаявляется информатизация образования – процесс совершенствованияобразовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ).

Сразвитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивноразвиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения,созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своемуметодическому назначению электронные средства обучения можно подразделить наследующие виды:

Обучающиепрограммные средства, методическое назначение которых –сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практическойдеятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемогообратной связью, реализуемой средствами программы.

Программныесредства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработкиумений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычноиспользуются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

Программы,предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебнымматериалом, –контролирующие программные средства.

Информационно-поисковые,информационно-справочные программные средства,предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователюинформации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков посистематизации информации.

Имитационныепрограммные средства (системы), предоставляющие определенныйаспект реальности для изучения его основных структурных или функциональныххарактеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

Моделирующиепрограммные средства произвольной композиции,предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций длямоделирования определенной реальности. Они предназначены для создания моделиобъекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») сцелью их изучения, исследования.

 

Демонстрационныепрограммные средства, обеспечивающие наглядное представлениеучебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязеймежду объектами.

Учебно-игровыепрограммные средства, предназначенные для «проигрывания» учебныхситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решениеили выработки оптимальной стратегии действия).

Досуговыепрограммные средства, используемые для организации деятельностиобучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания,реакции, памяти и т.д.

Внастоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием формреализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так ивозможностями современных компьютерных технологий. Современные ЭСО могут бытьпредставлены в виде:

–виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;

–компьютерных тренажеров;

–тестирующих и контролирующих программ;

– игровыхобучающих программ;

–программно-методических комплексов;

–электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которыхснабжен системой гиперссылок;

– предметно-ориентированныхсред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);

– наборовмультимедийных ресурсов;

–справочников и энциклопедий;

–информационно-поисковых систем, учебных баз данных;

– интеллектуальныхобучающих систем.

Приведенныйперечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитиемкомпьютерных технологий проектирования и создания программных продуктовпоявляются новые виды ЭСО и формы их реализации.

ЭСО, используемыев образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическимтребованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности ипоследовательности предъявления материала, сознательности обучения,самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний,единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Из числаэргономических требований к ЭСО, которые основываются на учёте возрастныхособенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечениемгуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятногоинтерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы(кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строгорегламентируется).

Необходимоотметить значение использования информационно-коммуникационных технологий дляформирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе сосредствами ИКТ учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизнив информационном обществе, что и предполагает воспитание информационнойкультуры.

Наиболеесущественные, с позиции дидактических принципов, методические цели обученияшкольников с использованием информационно-коммуникационных технологийследующие:

Развитиеличности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности вусловиях информационного общества через:

·        развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаряособенностям общения с компьютером;

·        развитие творческого мышления за счет уменьшения долирепродуктивной деятельности;

·        формирование информационной культуры, умений осуществлятьобработку информации.

Реализациясоциального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

·        подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельнойпознавательной деятельности.

Мотивацияобщеобразовательного процесса:

·        повышение качества и эффективности процесса обучения за счетиспользования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

Организацияобразовательного процесса

сиспользованием ИКТ

 

ИспользованиеИКТ в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактическиевозможности, а именно:

незамедлительнуюобратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяетобеспечить интерактивный диалог;

компьютернуювизуализацию учебной информации, предполагающуюреализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов,явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представлениеих в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранениемвозможности диалогового общения с программой;

компьютерноемоделирование изучаемых объектов, их отношений, явлений, процессов,протекающих как реально, так и «виртуально»;

автоматизациюпроцессов вычислительной, информационно-поисковой деятельностиобработкирезультатов учебного эксперимента как реальнопротекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностьюмногократного повторения фрагмента или самого эксперимента, что позволяет

констатироватьрезультаты экспериментов, варьировать значениями параметров (например,физических величин) адекватно условиям

эксперимента,осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицироватьисследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результатыисследования;

автоматизациюпроцессов организационного управления учебной деятельностью и контроля зарезультатами усвоения учебного материала:генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка ипередача их по сети и т.п.

Автоматизациюпроцессов информационной деятельности и информационного взаимодействия вучреждениях образования и системе образования; создание единой образовательнойсреды.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

Приусловии целенаправленного и систематического использования ЭСО вобразовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучениязначительно повышается эффективность обучения.

Обозначимряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе.

Мотивационныйаспект – создание условий для максимального учета индивидуальныхобразовательных возможностей и запросов учащихся, широкого выбора содержания,форм, темпа и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей,раскрытия творческого потенциала учащихся.

Содержательныйаспект – дополнение традиционного учебника теми элементами,которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию,оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов).

Учебно-методическийаспект – обеспечение учебно-методического сопровождения учебногопредмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку, непосредственно на уроке(при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессеконтроля знаний), для организации самостоятельного изучения учащимисядополнительного материала и т.д.

Организационныйаспект – использование при классно-урочной, проектно-групповой,индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе.

Контрольно-оценочныйаспект – осуществление с помощью ЭСО различных видов контроля.

Необходимоотметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияетна формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействиямежду обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий вцелом. Вместе с тем, информационно-коммуникационные технологии не заменяюттрадиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.Главное для педагога – найти соответствующее место ИКТ в образовательномпроцессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям еерешения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.

 

Особенностипроведения урока с использованием ИКТ

 адаптивность –«подстраивание» компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

– управляемость –в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

– интерактивностьи диалоговый характер обучения – ЭСО обладаютспособностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними вдиалог, что и составляет главную особенность методики компьютерного обучения;

– оптимальноесочетание индивидуальной и групповой форм работы;

–поддержание у ученика состояния психологического комфорта приобщении с компьютером.

 

Вариантыпроведения урока с ИКТ-поддержкой

 Учебноезанятие с мультимедийной поддержкой (урокдемонстрационного типа).

Местопроведения: учебный класс.

На такомуроке в классе используется один компьютер, которым пользуется учитель вкачестве «электронной доски». С этой целью в учреждении общего среднего образования,кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь мобильный компьютер смультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать учебное занятиес компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время.

Вкачестве программного обеспечения такого учебного занятия целесообразноиспользовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащиебольшой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.

Учебноезанятие с компьютерной поддержкой.

Местопроведения:

–компьютерный класс;

– учебныйкласс, в котором постоянно находятся 2-3 компьютера (учащиеся работают закомпьютерами группами или по очереди).

На такихучебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом,рисунками), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного иконтролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагогапоявляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать имобъективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.

К данномувиду учебного занятия можно отнести:

– учебныезанятия компьютерного тестирования (предполагаютиндивидуальную работу за компьютером)

– учебныезанятия тренинга или конструирования (учащиесяработают за компьютером индивидуально или в группе).

На такихучебных занятиях, как правило, используется компьютерная среда, позволяющаярешать определенный тип задач. Например, на уроках математики это может бытьтренажер для решения задач определенного типа или среда для осуществлениямоделирования геометрических задач.

Учебноезанятие, интегрированное с информатикой.

Рекомендуетсяинтегрированные учебные занятия проводить в компьютерном классе, где у учащихсяорганизован доступ к компьютерам. На таких учебных занятиях целесообразносмоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделатьвыводы. Такое учебное занятие рекомендуется проводить учителю-предметнику иучителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимсяанализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учительинформатики помогает учащимся построить математическую модель процесса ивыполнить все необходимые расчеты по этой модели.

Традиционноеучебное занятие с использованием Интернет-ресурсов.

На такомучебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методическогосопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях(учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники,тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так иобразовательные Интернет-ресурсы.

Нетрадиционныеформы учебных занятий.

Мультимедийнаялекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобнаяорганизация образовательного процесса предполагает включение всего класса вработу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных формработы.

Основныеэтапы учебного занятия с использованием ИКТ

Этапподготовки к учебному занятию:

– анализэлектронных информационных ресурсов,

– отборнеобходимого материала по теме,

–структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажныхносителях.

Учителюследует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером,сопоставить функции компьютерных средств и

действияученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронномиздании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятиинеобходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиесябудут обращаться к ЭСО.

Этаппроведения учебного занятия:

 –учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия,определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; принеобходимости учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами.Учащимся назначаются индивидуальные задания;

–учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭСО под руководством учителя,после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе учительстановится наставником, организатором процесса исследования, поиска,переработки информации, консультантом;

– работаучащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера); можнопредложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможетдостижению целей учебного занятия.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет