ИграЧто? Где? Когда?( для выпускников начальной школы)
Цели занятия: Познакомить детей с различными видами наук, которыеизучаются в старших классах; заинтересовать и объяснить названия этихпредметов. Развитить устной речи, памяти,мышления, интерес к разным наукам. Воспитатьколлективизм, самостоятельность, умение прислушиваться к чужим мнениям. Оборудование: волчок со стрелкой, табло, часы, гонг, конверты с заданиями, учебники для 5-8классов, ветки яблони, яблоки, лимонная кислота. Объяснение правил игры. Класс надо разделить на команды. В случае неверногоответа участников продолжают игру другие команды. Организация участников: игроки садятся за стол, гдевыбирается капитан. На столе, по окружности,лежат конверты с вопросами.
Учитель: Сегодня у нас необычноевнеклассное занятие. Его мы проведем в виде игры “Что? Где? Когда?”. Мы будемговорить о науках, которые вы будете изучать в старших классах. Всеподготовленные вопросы будут связаны с одним словом. Для этого отгадайтезагадку.
Круглое, румяное, Я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко).
Это слово мы рассмотрим с разных точек зрения. (Начинает игратькоманда, которая отгадала загадку. Дети крутят волчок. В зависимости отвыпавшего названия изучаемого предмета, получают задание.)
1. Сектор“История”. Учитель: Каквы думаете, что изучает эта наука? История изучает прошлое человеческогообщества. Вопрос: Что вы знаете о райских яблоках из священнойкниги Библии?
Правильный ответ: Бог запретил Адаму и Еветрогать в райском саду яблоки, которые росли на яблоне. Но Змий искусил ихсвоими речами, заставив попробовать яблоко. За это Адам и Ева были изгнаны израя.
Рассказ учителя. Послушайте миф о началеТроянской войны. Однажды боги устроили роскошный пир. Не позвали лишь богинюСсор и раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующихзолотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Заспорили из-за яблока три богини.Одна была Гера – старшая из богинь. Другая – воительница Афина. Несмотря нагрозный вид, она была также привлекательна. Третья – Афродита, вечно юнаябогиня красоты и любви. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. Ониобратились к богу грома и молний Зевсу, чтобы он рассудил. Но Зевс, хоть и былглавным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что Гера была женой, аАфина и Афродита – дочерьми. Он повелел обратиться к троянскому царевичуПарису, чтобы тот разрешил спор о золотом яблоке. Три богини предстали передПарисом. Он выбрал Афродиту, которая обещала найти в жены самую красивуюженщину в мире. А Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев. Прекраснойиз женщин считалась Елена, которая жила в Спарте и была женой царя Менелая.Афродита внушила Елене любовь к Парису. Когда уехал муж, Елена согласиласьбежать в Трою. Вернувшись домой, царь Спарты Менелай пришел в ярость и сталзвать на войну против Трои всех царей Греции. Те дали согласие. Так началасьТроянская война. Долгие годы греки осаждали безуспешно Трою. Отсюда и возниклокрылатое выражение “яблоко раздора”.
2. Сектор“Биология”. Учитель: Как выдумаете, что изучает биология? Биология – это наука о жизни, о живыхорганизмах, обитающих на Земле. Вопрос: Русский ученый Иван Владимирович Мичурин занимался выведениемновых сортов яблок, в частности прививкой яблонь. Объясните, что это такое ипокажите на примере?
Правильный ответ: Прививка – это скрещиваниекультурных и диких сортов для выведения наиболее лучших качеств яблони.Привить– произвести пересадку части растения в ткань другого растения с тем,чтобы эта часть, сросшись, придала другому растению новые свойства. (Показатьна примере).
Рассказ учителя. С точки зрения биологии, яблоня– это морозоустойчивое дерево с семенами, относится к семейству розоцветных исостоит в близком родстве с грушей, розой и боярышником колючим. Листья яблониширокие с зубчатыми краями, верхняя сторона покрыта пушком. Цветки крупные и восновном розового цвета. Плод крупный, округлый с двумя углублениями с верхнейи нижней сторон. Ночью от цветущих яблонь исходит особый аромат, привлекающийпчел, которые опыляют их и собирают нектар. Яблони начинают плодоносить на4-5-й год после посадки саженцев и в отдельных случаях растут и плодоносят до100 лет. В мире насчитывают около 7500 сортов яблок, различающихся по размеру ицвету.
3. Сектор “Экология”. Учитель: Чтоизучает экология? Экология – наука об отношениях растительных и животныхорганизмов друг к другу и к окружающей их среде. Она учит нас бережноотноситься к природе. Вопрос:Передвами два яблока. Одно целое, без единой царапинки. Другое – червивое. Какоеяблоко экологически чистое? Ответ: Некоторые ученые пришли к выводу,что черви поедают те плоды, в которых нет вредных веществ.
4.Сектор“Анатомия”. Учитель: Чтоизучает анатомия? Анатомия – наука о строении организмов. Например, она изучаетвнешнее и внутреннее строение человека, способы сохранения здоровья человека. Вопрос: Полезноли употреблять яблоки? Почему? Ответ: Вяблоках содержится много полезных веществ: глюкоза, фруктоза, железо Врачиутверждают, что съеденное в день два яблока защищает от болезней сердца. Такжеяблоки полезны при болезнях желудка, крови.
Рассказ учителя. Из-за наличия в яблокевитаминов, оно полезно для укрепления зрения, кожи, волос и ногтей, а также дляустранения заболеваний нервного характера. Яблочный экстракт хорошо помогаетпри простуде, хрипоте, кашле и заболеваниях грудной клетки. Тщательныеисследования показали, что использование яблок помогает при лечении воспаленийи хронических заболеваний кишечника, в частности у детей.
5. Сектор “Химия”. Учитель: Чтоизучает химия? Химия – наука о составе, строении, свойствах веществ и ихпревращениях. Например, из чего состоит вода. Вопрос: Почему нарезанноеяблоко покрывается коричневым цветом? Ответ: Оказывается, яблокосодержит железо. Когда мы его разрезаем, железо соединяется с кислородом,который содержится в воздухе. Так происходит окисление железа. Яблокоприобретает коричневый цвет.
Рассказ учителя. Если вы ждете гостей и нарезалияблоки, то можно их посыпать лимонной кислотой. Кислота не дает соединяться скислородом. Коричневого налета на яблоках не будет. Химический состав яблокзависит от конкретного сорта, но в среднем, все яблоки содержат воду, сахар,пектин, органические кислоты, а также множество других веществ. Яблоки содержаттакие витамины А, С, В, а также калий и железо. Эти витамины больше содержатсяв кожице и красном пигменте плодов. Листья этого растения содержат вещество,которое обладает жаропонижающим свойством и предупреждает воспаление почек имочевого пузыря.
6. Сектор “Физика”. Учитель: Чтоизучает физика? Она изучает общие закономерности явлений природы Вопрос: Почемуброшенное яблоко падает вниз? Ответ: Все тела (в том числе ияблоко) падают вниз, потому что с определенной силой притягиваются к земле. Этозакон всемирного тяготения.
Рассказ учителя. Оказывается, этот закон былоткрыт физиком Исааком Ньютоном. Вот что рассказывает в “Воспоминаниях о жизниИсаака Ньютона” его друг Уильям Стекли, посетивший Ньютона 15 апреля 1725 годув Лондоне: “Так как стояла жара, мы пили чай в саду, в тени раскидистых яблонь.Были мы только вдвоем. Между прочим Исаак сказал мне, что в такой же точнообстановке ему впервые пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызванападением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы …”. Получается, чтопростое яблоко послужило толчком к великому открытию.
7. Сектор “География”. Учитель: Чтоизучает география? Это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочкуЗемли. Вопрос: Где не растет яблоня?
Ответ: Растет яблоня на всехконтинентах, за исключением Антарктиды, разумеется.
Рассказ учителя. Культурные сорта яблонивпервые появились в Малой Азии, а оттуда уже попали в Палестину и Египет. Чутьпозднее они стали популярными в Древней Греции и Риме, а потом в других странахЕвропы и на других континентах.
Первое упоминание о выращивании культурных сортов яблони вКиевской Руси датируется временами правления Ярослава Мудрого. В 1051 году натерритории Киево-Печерской Лавры был заложен яблоневый сад. А в 19 столетиияблоневые плантации появились на территории нынешнего Подмосковья. В наши днияблони возделываются практически во всех странах земного шара.
8. Сектор“Технология”. Учитель: Науроках технологии вы будете учиться работать. Например, девочки научатсякрасиво шить, вышивать, вязать, вкусно готовить блюда. Вопрос:Какие блюда можно приготовить из яблок? Ответ: Различныесалаты, компоты, кисели, соусы и т.д. Рассказучителя. Учитывая целебные свойства яблок, их используют в свежем ивареном виде, готовят из них пюре, уксус, компоты, варенья, мармелад, различныедесерты и выпечку.
9. Сектор “Литература”. Учитель: Что изучаетлитература? На уроках литературы изучают произведения поэтов и писателей, гдерассуждают о том, как человек должен жить.
Вопрос: В какой известной сказкегероиня, откусив яблоко, погрузилась в сон? Ответ: А.С.Пушкин“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Подведение итогов игры.
Учитель: В старших классах вы будетеизучать множество разных наук. К каждому из них нужно относиться с большиминтересом. Тогда вы будете много знать и станете образованным человеком. Вовремя музыкальных пауз можно организовать разные конкурсы:
1.Танец “Яблочко”. Кто кого перетанцует?
2.Песни о яблоках. Кто кого перепоет?
3.Конкурс на лучшую рекламу яблока.
4.Конкурс на интересную частушку о яблоках.
Литература.1.Интернет-газета РБ “БАШвесть”
2.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.
3.Статья из сайта www.homearchive.ru.
