ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА ПОКРОВ»
Учитель:Васильева З.А.
Дата: 14 октября 2022 года.
Цельзанятия:
Познакомитьучащихся с историей возникновения праздника на Руси, а также с традициями празднованияПокрова Божией Матери.
Задачи:
Предметные:
Расширятьпредставления о празднике – Покров Пресвятой Богородицы;
Продолжитьформирование интереса учащихся к литературе, живописи, народной музыке.
Развиватьхудожественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры
Метапредметные:
Познавательные
Развитие умений инавыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
Приобщитьучащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций. Изучатьтрадиции и обычаи русского народа;
Регулятивные:
Способствоватьразвитию волевых качеств учащихся при включении детей в игровую деятельность.
Коммуникативные:
Создание ситуацийдля высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
Обеспечениеусловий для формирования собственного отношения к фольклорному произведению;
Личностные:
Воспитаниеуважительного отношения к историческому прошлому России;
Формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие высокойтворческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
Оборудование: сцена украшена в русском стиле, русские народныекостюмы, мультимедийное оборудование, репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы,выставка рисунков, корзина с овощами, самовар, блюда русского стола.
Предварительная работа: Разучиваниепесен, частушек, танца, стихотворений, поговорок.
Время: 45-50 минут.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущие под песню встречают гостей.
1 уч:
На завалинке, в светелке иль на бревнышкахкаких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, говорили, песни пели.
И водили хоровод.
2 уч:
А играли как! Игры были хороши!
Словом, эти посиделки — были праздником души.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам» своих домов иликвартир.
1 уч:
Наш досуг порою мелок, и чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, их бы надовозродить!
2 уч:
Ах, компания какая!
Весела и шумна.
А народу собралось…
Тут гулянье началось!
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие!
Веселья вам и радости.
Давно мы вас поджидаем
Веселье не начинаем.
Учитель:
-Ребята, скажите, пожалуйста, а какое времягода у нас сейчас? (осень)
-Кто скажет, какой месяц? (октябрь)
-А какой первый осенний месяц был? (сентябрь)
-В народе говорят: Сентябрь пахнет яблоками, аоктябрь — капустой.
-Как вы думаете, почему?
-Именинницей в октябре считалась первая«барыня» — капуста. С окончанием бабьего лета девушки и женщины рубили иквасили капусту.
1 уч:
Заглянул сегодня праздник в каждый дом!
Потому что бродит осень за окном!
2 уч:
Давайте послушаем песню «Осень». Ктознает ее, подпевайте.
Текст песни Осень милая, шурши
1 Припев: 2 Припев. |
Учитель:
-Спасибо, ребята.
-Осенью мы отмечаем много праздников,назовите, какие праздники вы знаете (Ответы детей).
-Правильно,но еще осенью 14 октября отмечают церковный праздник – Покров ПресвятойБогородицы.
-Многиеиз вас приняли участие в выставке рисунков к этому празднику.
-А знаете, ли вы,что это за праздник такой? Тогда слушайте.
Под музыкурассказывает учитель:
Давным-давноэто было- в 910 году. Подступали к Константинополю враги. Христиане молилисьвсю ночь о спасении во Влахернской церкви. Ивдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели под куполом церкви чудесное явление БогородицыБожью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им над всеми присутствующими в храме. Она как бызакрыла своим покровом от бед и несчастий. Это былзнак помощи и защиты Пресвятой Девы ко всем молящимся.
И в это время пошел сильный снег, покрывший всюземлю. И сделался тут переход от осени к зиме. Отступили тогда враги, будто ихне бывало. С тех пор, 14 октября Русская Православная Церковь отмечает один изсамых почитаемых в народе осенних праздников – Покров Пресвятой Богородицы.
(Звучит колокольный звон)
Ученики:
1-й. Торжественным напевом колокольным
Прекрасной осени звучит сегодня звонница!
Над миром, над Россиею привольно
Покров раскрыла Пресвятая Богородица!
2-й. И он сверкает ярче солнечных лучей,
Даря любовь нам, веру и надежду,
Благословляя взрослых и детей,
Зимы раскинув белые одежды!
3-й. Покров чудесный Богородицы Святой
Сияет в небе над моей Россией!
Он предвещает встречу нам с мечтой,
Дарует в жизни мужество и силу!
4-й. Над каждым домом, над родным двором
Парит небесной птицей белоснежной,
Ведь Богородица в молении своем
Нас охраняет истово и нежно!
ТАНЕЦ «НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВ»
1 уч: С Покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки.
Собирались вместекрасные девицы да добрые молодцы коротать долгие осенние и зимние вечера.Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет,кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает.
2 уч: А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песнипеть да плясать, игры разные затевать. Вот и мы сегодня устроим такие посиделки.
Учитель: На Покров люди старались наблюдать запогодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходитпервая встреча с зимой. В народе так и говорили: «На Покров до обеда – осень, апосле обеда – зимушка-зима! »
—Известнонемало пословиц, примет, присловий, связанных с Покровом. Они не толькоотражали мудрость и наблюдательность крестьянина, но служили руководством впрактической жизни. Давайте вспомним некоторые из них. Но вот беда…. Слова впословицах перепутались. Надо их восстановить.
—Задание «Собери пословицы». От каждого класса приглашаю по 2человека. Вы получаете карточки со словами из пословиц. Ваша задача-восстановить последовательность слов в пословице и объяснить её смысл-почемутак говорят..
Под музыку дети выполняют задание.
* КакойПокров – такая и зима будет.
* Покров землю покрывает – где листом, агде первым снежком.
*Покров-конецхлопотам, начало – посиделкам.
* Покров- сбор последних плодов.
* На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
Учитель: А сейчас предлагаю вампоиграть в игру «Волшебный платок». Сначала мы поиграем с 1 классом. Я конечно не Богородица и всех укрытьот беды не смогу, но всё же одного спрятать от чужого глаза смогу.
Сначала определяютводящего, которому завязывают глаза. Звучит весёлая подвижная музыка, дети танцуют. Музыка прекращается, дети приседают. Ведущий обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает большим платком.
Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевай, не зевай,
Поскорее отвечай!
Водящий осматривает всех детей и называет имя спрятанного под платком ребёнка. Если он угадывает, то ребенок становитсяводящим.
Игра проводится несколько раз с другими классами.
Учитель:Всем известно, в старину любилипеть частушки. Приготовьте-ка ладошки, топайте-ка ножки, чтобы спели вам сейчас..мы… веселые частушки.
Исполняются частушки.
Учитель——Город Константинополь находитсядалеко, и наши предки, русские крестьяне, никогда его не видели. Зато они былизорки и приметливы к окружающей их родной природе, а потому всё переиначили насвой древнерусский лад: По времени праздникПокрова Божией Матери
совпалс «первым зазимьем» – началом зимы. 14 октября у нас в России часто выпадаетпервый снег и покрывает землю прекрасным белоснежным покровом – словноспециально украшает её в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы.
-Поднимитеруку, кто любит осень? А кто зиму? Любое время года прекрасно по- своему. В октябре происходит встреча осени с зимой. Они обе не хотят уступить друг другу.Сейчас мы с вами побываем в роли пророков. Попробуем предсказать, что будетпосле Покрова-осень ещё постоит или зима вступит в свои права??!!…
Итак, игра «Листики-снежинки. Для этой игры приглашаются учащиеся 2 класса. Делимся на две команды. Показвучит музыка, вы по очереди подбегаете , берёте 1 листик или снежинку иприклеиваете-украшаете наряд своей королевы. Как только музыка прекратится,игра завершается. Подсчитаем количество ваших украшений и выведем свой прогноз.
Учитель:-А еслиПокров случался теплым, то люди устраивали в этот день последний сбор грибов испешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находитьсядопоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку тамЛеший хулиганил.
— А давайте и мы с вами….НЕЕЕт, непохулиганим, а …в последний раз соберем грибы.
Приглашаю учащихся 3 класса поиграть.
Игра Собери грибы ложкой»
В игре участвуют 2 команды по 3 человека.На пол рассыпают 12 грибов из пластилина. Детям дают по корзинке и подеревянной ложке. По сигналу они бегут по кочкам и начинают собирать «грибы»ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает команда , собравшаябыстрее и больше грибов. (звучит веселая музыка)
Учитель: Длярусского крестьянина праздник Покрова был праздником, который подводил итогисельскохозяйственного года. Считалось, что с Покрова начинается “первоезазимье”. Домашний скот закармливали “пожинальным” снопом, и с Покрова уже невыгоняли скотину на пастбища, даже если еще не было снега. Скот держали вхлевах (сараях) и переводили с этого дня на зимний корм. К этому дню должен быть убранвесь урожай, говорили наши предки на селе: “Пречистая мать засевает, а Покровсобирает”, “На Покров последний сбор плодов”.
-Приглашаю учащихся 4 класса показать своюсноровку в посадке и сборе урожая.
«ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!»
Оборудование: 4 обруча, 2 ведра, 4 картофелины, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч слейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.
Учитель: В этотдень зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близостьзимних холодов. Некоторые экономные хозяева первый раз топят в жилых горницахпечи в это день. С днем покрова был связан обряд “запекания углов”. Обычнохозяйка пекла “блинцы” – небольшого размера, первый блин разламывался на четыречасти, которые раскладывали в четырех углах избы. Одновременно домового просилио том, чтобы он не пускал в избу холод.
Учитель: Мы тожеиспекли блинчики для вас дети, для вас гости дорогие и для домовёнка- школярёнка,чтобы он оберегал нашу школу от холода. Угощения моипомощники вручат гостям и классным руководителям. После наших посиделокугоститесь блинчиками в своём кругу одноклассников.
Учитель и 1, 2 уч-ся (хозяева) (поют):
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины
Ой, блиночки мои.
Под песню “Блины” помощники угощают детей ивзрослых блинами.
Учитель: А теперьдружно скажем: “Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем –добром!”.
Все повторяют эти слова.
Учитель:
—А сейчас пора не сено грести, а итогиподвести.
Вот и закончились наши осенние посиделки, посвященныевеликому празднику Покрова! Желаем всем Помощи Божьей и Покрова ПречистойМатери над вашими семьями!
— Ребята, а кто запомнил, почему этот праздник такназывали? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало.Природа засыпает под покрывалом до весны.)
— Молодцы.
Божия Матерь пусть вас защищает
И всегда пусть вас оберегает
От грозящих вам в жизни невзгод,
и пусть вера всегда в вас живёт!
Учитель: -Дорогим гостям мы дарим образ Богородицы на памятьо нашей встрече. (Помощники на подносах выносят и дарят гостям ангелочков).
Всем спасибо за внимание! До новых встреч!
