Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Перми
Методическая разработкапраздника
«Маслена неделя к намприлетела»
Автор — Малова В.А. –
учитель МАОУ «СОШ № 42»
Г. Пермь 2022
Праздник
«Маслена неделя к намприлетела!»
Цель: приобщение детейначальной школы к истокам народной культуры, отечественным духовно-нравственными культурно-историческим ценностям традиционных народных праздников.
Задачи:
— знакомстводетей с особенностями праздничных традиций масленой недели;
— воспитаниеподрастающего поколения на основе лучших образцов фольклора: музыкального,игрового и вербального;
— повышенииинтереса детей к народной культуре;
— физическоеразвитие детей;
— созданиездоровой коммуникативной обстановки в коллективе.
Аудитория: дети7 – 10 лет.
Сценарий [1]
Действующие лица:
Ведущие– 2 чел.
Фольклорныйансамбль – 5 чел.
Обучающиесятеатральной студии.
Оборудование: Чучеломасленицы, инвентарь для спортивных игр (канат, тканевый мешочек, наполненный песком,закрепленный на веревке), лошадки на палке – 2-3 шт., народные костюмы дляучастников фольклорного ансамбля, платок для игр, ширма и куклы для театраПетрушки, музыкальные народные инструменты (гармонь, балалайка).
ФНГ[2]Русский народный наигрыш «Подгорная».
Выходят ведущие ипредлагают детям встать полукругом.
Ведущий 1: Здравствуйте,гости дорогие! Сегодня мы встречаем (празднуем, провожаем)[3]Масленицу и очень рады, что вы у нас в гостях.
Ведущий 2: Давайте по русской традиции позовём её:
Дорогая Масленица, приезжай!
Широкая Масленица, мы тобоюхвалимся!
С горочки катаемся, блинамиобъедаемся!
Дети зовут масленицу, повторяя слова заведущими.
Выходят двамальчика из фольклорного ансамбля, выносят чучело Масленицы, устанавливают вусловленном месте, проходят в центр игровой площадки.
Участник ФА[4] 1: Звал-позвалчестной Семик
Широкую Масленицу к себе в гости во двор:
«Душа ль ты моя, Масленица!
Перепелиныекосточки,
Бумажное твоетело,
Сахарные твоиуста,
Сладкая твояречь!
Приезжай ко мне вгости
На широкий двор,
На горахпокататься,
В блинахповаляться,
Сердцем потешиться!
Участница ФА 1: Издавна унас на Руси любят отмечать широкую Масленицу. Как только её не величают:«Масленица – дорогая, честная, любота, мокрохвостка[5], кукургузка[6], поползуха[7], объедуха, полизуха, обжора, лакомка,озорница! Всех названий и не перечесть!
Участник ФА 2: В понедельник Масленицувстречали. На гору высокую с утра раненько забирались и все закликали её, всезвали!
Участница ФА 2: Вторник назывался «заигрыш».Начинали заводить игры, хороводы, ездили друг к другу в гости.
Участница ФА 3: А среда называлась«лакомкой»!
Участник ФА 2: Четверг звали«широким». Это самый шумный народныйпраздник. С четверга начинали устраивать кулачные бои.
Участница ФА 1: В пятницу – «тещиныпосиделки».
Участница ФА 2: Суббота – «золовкинывечёрки».
Участник ФА 2: Воскресение –«прощёное».
Участница ФА 1: А теперь для разрядкизагадаем вам загадки (по очереди дведевочки загадывают загадки):
1. Чтов сковороду наливают да вчетверо сгибают? (БЛИН).
2.Стоит бочка без замочка и без зарубинки? (ЯЙЦО).
3.Белое, а не вода, сладкое, да не мед, от рогатого беру и деточкам даю? (МОЛОКО).
4. Нанишь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь? (БЛИНЫ ПЕКУТСЯ).
Участница ФА 2: Ах, как угощают наМасленицу! Сколько всего вкусного можно отведать! Вэти дни делают орешки, сырники с творогом, творожные кулики, розанцы, рыбныепироги и, конечно же… блины!
Участница ФА 2: Блин – напоминаетнам солнце. Поэтому, когда весной на небе солнышко начинало ярче и дольшесветить, люди стремились как можно больше зажечь их на земле, чтобы поскореенаступило тепло. И это было знаком начала подготовки к новым посадкам в полеили на огороде. Для блинов разводили целое ведро теста и пекли их каждый день.А вы знаете, как приготовить блины? Давайте попробуем. Девочки, выходите впереди приготовьте ручки.
Проводится пальчиковая игра «Ай, та-та,та-та, та-та»:
Описание:
Ай, та-та, та-та, та-та,
|
Кисти рук расположены вертикально, вращательные движения «фонарики». |
Пожалуйте решета,
|
Загибание пальцев к ладони, манящее движение к себе обеими руками. |
Мучки посеять,
|
Кисти рук делают движения из стороны в сторону напоминающие сеяние муки через решето. |
Пирожков затеять.
|
Ладонью правой руки сверху накрыть левую ладонь, затем наоборот; правая ладонь, расположенная ладонью вверх накрывается сверху ладонью левой руки (смена движений). |
А для нашей лапушки
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Поглаживание по внешней стороне кисти правой руки левой ладонью и, наоборот, правой ладонью по левой руке. |
Затеем оладушки,
|
Левая ладонь кверху, правая рука сжата в кулак, делает круговые движения по ладони, вертикально. |
Испечем блинка
|
Похлопывание ладошками в такт. |
Покормить сынка.
|
С ладони левой руки брать щепоткой и отправлять в рот. |
Участник ФА 1: А сколько надо было успетьсделать за неделю: на санях покататься, блинами пообъедаться, силамипомеряться, в игры поиграть, чучело сжечь. Вот сколько надо успеть. Начинаем?
Дети: Да!
Висполнении фольклорного ансамбля звучит русская народная масленичная песня «Ой, масленица, покажися»:
Ой, масленица, покажися,
Мы опять тебя дождалися,
Ой, с сыром, с маслом,
С хлебом, с мёдом.
Ой, масленица расчестная,
Ой, масленица, протянися,
Ой, за пень, за берёзу зацепися.
ФНГ Звон бубенцов.
Ведущий: На Масленицу катались на санях.Обязательно старались побывать у своей родни и знакомых. И мы проедемся с вамина быстрых лошадях.
ФНГ Русский народный наигрыш «Барыня».
Командное соревнование «Катание наМасленицу»:
Описание: Дети делятся на две или три равныхкоманды, встают друг за другом. Первые участники команд берут лошадку на палке.Напротив них встают участники фольклорных ансамблей – «столбики». По командеучастники должны проскакать на лошадке вокруг «столбика» и передать лошадкиследующим участникам. Соревнование продолжается, пока не проедут все участникикоманд. Побеждает команда, которая быстрее закончит.
Участник ФА 2: На Масленицу обязательноустраивались состязания, мерялись силой, боролись, лазили на столбы, катались сгорок на огромных санях целыми ватагами, устраивали кулачные бои, брали снежныегородки. Давайте и мы померяемся силой[8].
ФНГ народная песня «Вы,казачки, качазки».
Игра «Валенок».
Описание: Ведущий встаёт в центр круга.В руках он держит веревку с мешочком (заменяющим валенок). Ведущий крутитмешочек на веревке близко к полу по кругу. Задача детей, стоящих в кругу, подпрыгнутьтак, чтобы их не коснулся мешок (валенок)– не задеть мешочек. Тот, когокоснулся мешочек, выходит из круга.
Участник ФА 1: А кто ловкий да смелый,да руки у него крепки, выходи силушку показать да канат потянуть!
Забава «Перетягивание каната».
Описание: Дети встают в равные командыи берутся за канат с разных сторон. Посередине каната завязана яркая лента.Ведущий стоит посередине и даёт команду к началу соревнования. Чья командабольше каната перетянет на свою сторону, та и победила. Можно повторить ещераз. поменяв команды местами, а также могут соревноваться мальчики с мальчикам,или девочки с девочками.
Участник ФА 2: Водили на Руси хороводы даиграли в игры весёлые. Вставайте в круг и сыграем в русскую народную игру«У Маланьи у старушечки»
Описание: Дети встают в круг и,взявшись за руки, идут по часовой стрелке. В центре стоит ведущий и показываетдвижения под песню. Дети повторяют за ним.
У Маланьи, устарушечки
Жили в маленькойизбушечки:
Семь сыновей, дасемь дочерей.
Хоровод останавливается.
Вот с такой головой, |
Показывают большую голову. |
Вот с такой бородой, |
Вытянутыми вниз руками показывают длинную бороду. |
Вот с такими ушами, |
Показывают большие уши. |
Вот с такими носами, |
Вытянутыми вперёд руками показывают длинный нос. |
Вот с такими бровями, |
Приложить тыльными сторонами ладони к бровям. |
Вот с такими глазами. |
Свернуть пальцы колечком и приложить к глазам. |
Ничего не ели, Ничего не пили, Только всё глядели, |
Хоровод стоит, ждёт указаний от ведущего. |
Делали вот так! Как? |
Ведущий показывает движение, которое надо повторить и выбирает на свое место понравившегося исполнителя. |
Ведущий 1: Одной из любимых игр-хороводовдетей были «Золотые ворота». Предлагаем всем встать и в«Золотые ворота» поиграть.
Описание: Двое участников образуют «ворота»,остальные цепью проходят через них. Песня заканчивается – «ворота закрываются».В это время исполняется песня:
Золотые ворота,
Пропустите господа,
Перва мать пройдёт,
Всех детей проведёт,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
а на третий раз
Не пропустим вас.
Тех, кто не успел пройти,ловят в «воротах» и спрашивают: «Груша или яблоко?» В соответствии с ответомодни идут направо, другие налево. Таким образом разделившись на две группы,участники начинают новую игру в перетягивания, взявшись цепочкой за руки.
Ведущий 2: Как только солнышко начиналоярче светить на небе непременно начинали играть в «Гори ясно».
Проводится русская народная игра«Гори ясно».
Описание: Дети становятся парами другза другом, а водящий перед ними. После пропевания заклички крайняя параразбегается, а водящий догоняет. Пойманный становится водящим, а прежнийводящий с оставшимся участником образует пару в начале хоровода. Перед тем, какпара бежит, исполняется песня:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги-дон, диги-дон,
Выходи из круга вон.
Ведущий 1: Пора уж праздник завершать и зиму в небо отпускать!
Ведущий 2: С Масленицейпрощались в воскресение. И воскресение называлось прощёным, но не толькопоэтому. А почему? (дети отвечают). Люди просили прощения друг у другаза весь год. И давайте и мы с вами попросим прощения у своих друзей, родителей:«Прости меня».
Дети просятпрощение.
Ведущий 1: Была еще однаочень хорошая традиция, когда наряду с большой Масленицей изготавливали ималенькие, домашние[9].Их ещё называли сестрёнками главной героини. Они символизировали крепкийдостаток и здоровье. Поэтому пусть у вашего класса тоже будет такая Маслёна (Ведущийдарит классному руководителю маленькую Маслёну). А теперь — прощаемся сМасленицей.
Участники фольклорного ансамбля исполняют (приговоркой):
Ой ты, Масленица!
Воротись!
Через годик покажись.
Ай, Масленица,
Обманула!
До поста довела –
Сама удрала!
Ведущий 2: Приглашаем всех за чайныйстол, отведать вкусных блинов.
Дети уходят питьчай с блинами.
Использованная литература
1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1– 2 год обучения) – М.: Издательство «Родникъ», 1996 г.
2. Заинька во садочке. Составители Л.В. Суровяк, Н.А.Тарасевич. –Новосибирск: КНИЖИЦА, 2002
3. Некрылова А. Ф. Русский народный календарь. – СПб.:АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007
