МОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 имени
177 истребительного авиационного московского полка» Г.о. Подольск
Методическая разработка внеклассного мероприятия подуховно-нравственному воспитанию по теме
«Мой учитель — Петр Великий»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Рынсевич Инесса Александровна
2022
Разделы методической разработки
1. Тематическое направление, тема воспитательногомероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).
Духовное и нравственное воспитание.
Тема: «Мой учитель — Пётр Великий».
Тема очень важна, так как в ней отраженаисторическая роль и значимость личности Петра Великого, материал учит напримере жизни великих людей развивать нравственные ценности человека.
2. Целевая аудиториявоспитательного мероприятия.
4 класс / 10‒11 лет.
3. Роль и местовоспитательного материала в системе работы классного руководителя (связь сдругими мероприятиями, преемственность).
Федеральный государственный образовательныйстандарт (ФГОС) определяет важнейшей целью современного отечественногообразования и одной из приоритетных задач общества и государства воспитаниегражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, изучающегопрошлое своей страны, ответственного за будущее своего государства, знающегодуховные и культурные традиции своего народа.
Восстановление и возрождение нашегоисторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности игражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, роднойстране.
4. Цель, задачи и планируемыерезультаты воспитательного мероприятия.
Цель:
Знакомство детей с личностью Петра I, егореформами, воспитание патриотизма среди детей.
Задачи:
Предметные:
· формировать знания об историиРоссии;
· осмыслить значение петровских реформдля истории России;
· знакомить со значением слов«патриот» и «патриотизм»;
· развивать логическое мышление,воображение, эмоциональную сферу;
Метапредметные:
Регулятивные:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать последовательность шагов прирешении учебной задачи;
· формировать навыки адекватной самооценки.
Коммуникативные:
· формировать умение рассуждать натему уроков истории;
· развивать коммуникативные навыки икультуру выражения мысли;
· формировать навык работы в группе.
Личностные:
· развивать чувство гордости на своюстрану;
· формировать положительное отношениек историческим личностям;
· формировать навыки самовоспитания черезизучение истории России;
· воспитывать желание быть патриотомсвоей Родины.
Планируемые результаты:
· принятиедетьми необходимости знаний об историческом прошлом своего государства;
· самостоятельноеобоснование учащимися роли великих личностей в формировании государства;
· определениезначимости каждого человека как патриота своей страны;
· формированиенавыков индивидуальной и групповой работы.
Использованные источники:
1. Энциклопедия царей иимператоров : Россия. ІХ-ХХ вв. Выходные данные : М.: РООССА, [до 2011]Колич.характеристики :287 с.
2. https://xn--1-itb3afj.xn--p1/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/A
4. https://www.culture.ru/movies/185/petrovskie-reformy-v-istorii-rossii
Ход мероприятия
(дети рассаживаются по группам, получается 4 группы по 8 человек)
1.Организационныймомент
Познание — великая страна,
Как бесконечность, глубока она.
В страну ведут великие пути,
Не всякому легко по ним идти.
Тому в страну познанья путь открыт,
В ком жажда знаний тайная горит.
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
-Здравствуйте,ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Но для этогопутешествия понадобятся знания двух учебных предметов. Каких?
— Посмотрите на слайд №1, что вы видите? (фото разных историческихмоментов, причём один фрагмент закрыт).
— Составьте из буквслово?
Я И Р С О Т И
ИСТОРИЯ
— Действительно,первый учебный предмет, который мы возьмём с собой – это история. Что такоеистория?(ответы детей). Чтобы проверить правильность наших сужденийзаглянем с толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.
— Посмотрите на слайд № 2, что вы видите? (картинки плохих ихороших поступков детей).
— Составьте из буквслово?
И А Э К Т
ЭТИКА
— Действительно, второйучебный предмет, который мы возьмём с собой – это этика. Что такое этика? (ответыдетей). Чтобы проверить правильность наших суждений заглянем с толковый словарьСергея Ивановича Ожегова.
Слайд №3.
— Как же мы можемобъединить эти две учебные дисциплины?
Попробуйтесформулировать.
Изучая историю, мы можем воспитывать себя!
3. Определениетемы мероприятия. Целеполагание
— Отправляемся впутешествие по реке времени. А в какой исторический период мы отправимся….(Учитель обращает внимание детей на доску)
На доске:
|
— Как посчитать, вкаком году родился наш герой, которому в следующем (2022) году исполнилось бы350 лет? Слайд № 4. Возьмите в руки карточку№ 1 и посчитайте 2022 – 350 =
(подсчёт ипредположения детей) = 1672 год (17 век)
Представьте себе великана в 3 аршина ростом, целой головой вышеостальной толпы, в которой он находился. Аршин – это старинная мераизмерения длины, равная примерно 71 см. Значит, какого роста великан? (более2м 10 см). Он был так силён, что мог руками в трубу свернуть серебрянуютарелку. Его шаги были очень большими и, тому кто с ним рядом шёл, приходилосьбежать. Его руки всегда были в мозолях, т.к. он всегда много работал руками.Если он не спал, то он работал, если не работал, то он учился.
Я думаю, вы догадались, о ком я веду рассказ.
Пётр I.
350 лет со дня рождения Петра Алексеевича Романова |
Тема сегодняшнего мероприятия (Слайд № 5):
Мой учитель — Пётр Великий
Сегодня мы познакомимся с жизнью этого человека, его вкладом в развитиенашей страны. Слайд № 6.
ИМПЕРАТОР
ИНФОРМАТОР
ВЕЛИКИЙ
Все эти словахарактеризуют Петра I.
Но в теме есть словоУЧИТЕЛЬ. Значит, Пётр Великий должен нас чему-то научить. В конце сегодняшнегомероприятия мы должны ответить на вопрос: слайд №7. Какие качества Петра I сделали его ВЕЛИКИМ, и чему бы мог научить насэтот человек.
4. Освоение нового материала. Работа в группах
— Чтобы познакомиться с легендарной личностью мыразделились на четыре группы.
На столе у каждой группы лежаттексты, иллюстрации и большой лист формата А-2.
Каждая группа работает со своейтемой: подбирает необходимый материал, создаёт иллюстративный плакат, готовитвыступление для одноклассников. По окончанию работы нужно сформулировать дваурока от Петра I и записать их на отдельных карточках.
(во время работы учитель подходит к каждой группе иконсультирует).
Темы для групп (весь материал в приложении):
1. Детство и юность Петра.
2. Что привёз Петр I вРоссию из Европы.
3. Военные реформыПетра Великого.
4. Преобразования всфере культуры и образования.
5. Развитие речи. Выступлениегрупп детей
На доскувывешивается большой лист с иллюстрациями, от каждой группы выступает докладчик(3 мин.).
В результатевыступлений на доске висят 4 листа с иллюстрациями.
6.Физминутка (Слайд № 8)
Пётр Великий был настоящимпатриотом своей страны. В наше время тоже есть много патриотов. И сейчасдавайте послушаем песню Олега Газманова «Вперёд, Россия» и иллюстрируем еёмаршем.
7. Первичноезакрепление (решение проблем)
пройдёт у нас в видекоротких деловых игр.
А) Дана ситуация № 1,которую вы должны попробовать решить и аргументировать своё решение. (Слайд № 9)
Вы – Пётр I. Би́тва при На́рве — одно из первых сражений Великой Северной войны между русской армией Петра I и шведской армией Карла XII, состоявшееся 19 ноября 1700 года у эстонского города Нарвы и окончившееся поражением русских войск. Вам предстоит принять решение – продолжать войну и потерять часть своего войска или сдаться, но сохранить людей. |
Б) Ситуация № 2 . (Слайд № 10)
1697 год. Вы – Пётр I. Вам предстоит отправиться в Западную Европу и привезти ТОЛЬКО ОДИН СУВЕНИР для своего народа. Выберите его и аргументируйте свой выбор. |
9. Подведениеитогов. Составление кластера по итогам мероприятия
-Ребята, на какойвопрос мы искали ответ? (Слайд № 11)
— Чему можетнаучить нас Петр Великий? Какие нравственные уроки можно вынести из жизни этойлегендарной исторической личности?
Давайте подведёмитог, составим кластер, чтобы систематизировать наши знания. Каждая группа прикрепляетпо две карточки с нравственными уроками от Петра Великого.
Что же получилось?(читаем хором)
9. Рефлексия
Давайте напишем письмо Петру Великому и поблагодарим его за то, чтосвоей жизнью он воспитывает десятки поколений. (Слайд№ 12)
В конце письма поставьте печать. Чтобы выбрать, какуюпечать приклеить, вспомните всё сегодняшнее мероприятие и оцените знания,которые получили:
— материал очень полезен для меня
— материал интересный, но не заинтересовал меня
— материалбесполезен для меня
(письма вывешиваютсяна доску)
-Вы успешно справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что и Пётр Великий идругие выдающиеся исторические личности повлияют на ваше мировоззрение ивоспитают в вас так необходимые нам нравственные качества.
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
ИвлеваЕкатерина
