Сценарийвнеклассного мероприятия: «Прощай, азбука!»
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русскогоязыка.
Задачи:
— развитие познавательной активности итворческих способностей детей;
— воспитание у учащихся интереса к чтению;
— приобщение обучающихся к традициям начальнойшколы.
Под песню «Теперь мы- первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места.
Учитель: Дорогиепервоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравитьдруг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь поступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вамиумеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткиерассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
1.Стихи
1-й ученик
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет …
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
2-й ученик
Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник – школьный праздник
Для всех читающих ребят!
3-й ученик
Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
4-й ученик
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Азбуке мы скажем: «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
5-й ученик
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
6-й ученик
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
2. Исполняют песню на мотив «В травесидел кузнечик»
Мы были малышами,
Теперь читаем сами,
Мы все читаем сами
И знаем алфавит.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
И знаем алфавит.
Примеры мы решаем,
Из букв слова слагаем,
И всем мы предлагаем
С азбукой дружить.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
С азбукой дружить.
3. Исполнение танца
4.Сценка «Буква Я»
Рассказчик:
Всем известно буква Я
в азбуке — последняя.
А известно ли кому —
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я… в строку не встала.
Взбунтовалась буква Я:
БукваЯ:
— Я,
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
БукваФ: — Фу-ты, ну-ты! — фыркнул Эф,
От обиды покраснев.
БукваС: — Срам! – Сердитоэс сказало.
БукваВ: Вэ кричит: -Воображала!
БукваП: Проворчала Пэ: -Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик: Я затопала ногами.
БукваЯ:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором):
— Хорошо! Идем на спор.
БукваА:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
БукваЯ:
— Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Рассказчик:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: Я — я — я — я — я!
БукваХ:
Как зальется буква Ха:
— Ха — ха — ха — ха — ха — ха — ха!
БукваО: О от смехапокатилось!
БукваА: А за головусхватилось!
БукваБ: Б схватилось заживот.
Рассказчик:
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет:
БукваЯ:
— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.
БукваЮ:
— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик:
Буква Я всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!
Учитель:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся- азбукой!
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами.
Учитель: -Гласные здесь?
Гласные: -Здесь!
Учитель: — Согласные здесь?
Согласные: — Здесь!
Учитель: -Буквы, которые необозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: — Здесь!
Учитель:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
ВСЕ: — Алфавит!
Презентация «Забавная Азбука»
А: Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б: По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В: Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г: На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д: Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е, Ё: У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж: Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З: Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И: Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й: Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К: У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л: Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М: За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н: Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О: В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П: Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р: Рыба раку говорит:
-В небе радуга горит.
С: Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т: Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У: Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф: Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х: Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц: Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч: Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш: Шмель присел на шоколадку
-Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ: Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ,Ь: Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы: Буква Ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э: Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю: Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я: Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
5. Исполняется песня «Тридцать три родных сестрицы…»
1.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться! /2 раза
А, Бэ,Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже!
Зэ,И, Ка, эЛь, эМ, эН, О
Дружно вылезли в окно!
Пэ,эР, эС, Тэ, У, эФ, Xа
Оседлали петуха, —
Цэ,Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
2. Тридцать три родныхсестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Учитель: — Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, иона научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать неумеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ниобъявления!
Появляется Незнайка
Незнайка:
— Кто меня вспомнил? И чего вы это тутсобрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше надиване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
— Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
— Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Учитель:
— Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-капрочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
— Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон,плачет)
Может я тоже хотел научиться читать, да толькоменя не учит никто, хоть пропадай!
Учитель: — Не плачь, Незнайка! Хочешь научиться читать?
Незнайка: Очень (утирая слёзы)
Учитель: Давайте, ребята, подарим Азбуку Незнайке, чтобы оннаучился хорошо читать
Незнайка: Спасибо!
Учитель: Иди, Незнайка, до конца года еще есть время.
6.Исполняют песню на мотив «Золотаясвадьба» музыкаР. Паулса, слова Э. Галустовой»
Праздник, праздник празднуем семьей,
Праздник, праздник книжки золотой!
Азбука! Азбука! – весело кричат
Сорок правнуков и двадцать пять внучат.
Припев:
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные
Мы изучали все вместе!
В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы, и, конечно, мы.
В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем жизни молодой.
Припев:
Блиц-опрос.
• Сколько букв в русском языке?
• Сколько гласных букв? Звуков?
• Назовите парные согласные.
• Чем замечательны буквы я, ю, е, ё?
• Когда эти буквы обозначают два звука?
• Какие буквы не обозначают звука?
• Какие правила русского языка вы знаете?
Игра «Живые буквы»
Каждый из вас сегодня представляет какую-то букву. Я будуназывать вам слово, а нужные буковки выбегают и образуют это слово: кит, море, заяц, сын.
7.Частушки
Всем учащимся первогокласса вручаются удостоверения «Знатоку азбуки».
Учитель: Молодцы, ребята! С весёлымизаданиями вы справились на отлично! Все заслуживают самой высокой оценки.Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдадут
Удостоверения!
В том, что азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Прочтёте вы любые книжки!
(Вручение удостоверений)
ученик:
Мы хотим тебе сказать спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы –до свиданья!
Здравствуй!- новой книге говорим.
Учитель: Уважаемые родители, мы хотимпоблагодарить вас за помощь в обучении ваших детей грамоте. Без вашей поддержкинаши результаты были бы не так хороши. Хотим пожелать вам терпения в дальнейшемпутешествии по стране «Грамоте» вместе с детьми. Не бросайте их в этом океанеодних, ведь вместе всегда легче справляться с трудностями.