Внеклассное мероприятие по русскому языку
Игра « Словари — наши помощники» (для 6-7 классов)
Цели и задачи:
— формировать интерес обучающихся к русскому языку;совершенствование диалогической и монологической речи; учить работать вкоманде, обогащать словарный запас школьников;
-способствоватьрасширению кругозора обучающихся, мотивировать учащихся к участию в игре;
— воспитание умения слушать других, толерантногоотношения друг к другу;
Планируемыерезультаты: интерес кизучению языка, умение работать в группе; повышение культуры речи.
Формапроведения: игра. Технология игровогообучения.
Предварительнаяподготовка: проектор, листочки для записи ответов, ручки, словари для работы вгруппах, карточки для жюри (выставление оценок), задания для болельщиков
1. Плакат (Приложение 1);
2. выставка словарей;
3. портреты ученых-лексикографов (Приложение 3);
4. презентация.
Ход игры.
1. Организационныймомент.
А) Объяснение правилигры.
Б) Знакомство сучастниками.
В) Представление жюри.
2. Игра проводится в тритура.
3. Подведение итогов.Награждение победителей.
1 Ведущий:
— Здравствуйте, дорогие друзья.
Семь чудес света (показслайда-приложение 2) Кто не знает о них! А есть ещё одно, не менееудивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к нему,что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это рядом, особенно у нас свами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить,посоветовать, рассказать. Это – книга. В них можно найти ответы на самые разныевопросы. А есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Что же это?
2 Ведущий:
Если непонятно слово,
Если, как писать, не знаю,
Нет выхода иного –
Эту книгу открываю.
Здесь все четко, все правдиво…
Что за книга? Вот уж диво!
Нет, не диво, даже встарь
Был составлен тот…
Ответ: Словарь
— Посмотрите, сколько их. (Навыставке- стенде представлены разные словари)
1: — Да, это – словари.Известный французский писатель Анатоль Франс сказал:
(Появляетсяцитата (слайд)
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя вседругие книги, нужно лишь извлечь их из него!
Анатоль Франс
2: Сегодняшний день для игры мы выбрали не случайно. 22ноября — День рождения В.И.Даля, собирателя слов, автора известного словаря(фото, слайд)
Учитель:Дорогие гости, участники игры, члены жюри и зрители. Наша игра
посвящена верному другу инезаменимому помощнику человека – словарю. Трудно переоценить роль, которуюиграет словарь в нашей жизни. Словари не только помогают правильно писатьслова, определять их значение, объяснять происхождение, но и расширяюткругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники,
искусства и литературы,развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа. Чем раньше вы,ребята, начнёте дружить со словарями, научитесь ими грамотно пользоваться, тем прочнее будут ваши знания.
1 Ведущий: Оценивать вашиответы будет жюри – ученики 10 класса – и учитель –
2 Ведущий: Представляюкоманды. Команда учащихся 7а,б,в,г класса (учащиеся говорят название команды)
Итак, начинаем.
Разминка (ответыпишут на листочках и передают жюри) За каждый правильный ответ вы получите 1балл.
1) Раскройте смысл слова «лексикография».
(Собирание слов и ихиздание в виде лексикона, словаря. Наука о словарях).
2) Словарь – какоепривычное для нас слово! А как назывались словари на Руси в средние века?(«Азбуковник». «Алфавит», «Лексикон».) (За каждое название 1 балл).
3) Следующий вопрос.Когда появился первый печатный словарь? Кто был его создателем? (Первыйпечатный словарь- Лексис- составил Лаврентий Зизания в 1596 г. В нём было всего1061 слово- по тем временам- это очень много)
4) Назовите самыхизвестных учёных, авторов толковых словарей русского языка.
(Владимир Иванович Даль,Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей ИвановичОжегов, Наталья Юльевна Шведова) За каждую фамилию 1 балл-Всего 5 баллов
Тур 1 Представление (презентация) словаря
( выдать 4 словаря: орфографический,толковый, орфоэпический, фразеологический. Команда готовит рассказ о словаре 2мин. и рассказывает) За полный, интересный рассказ – 5 баллов
Пока команды готовятся:
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ(со зрителями) Продолжипословицу.
Всегда приятно слушать человека, если его речь богата,образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «Без пословицы непроживешь», так считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь вэтих мудрых лаконичных изречениях — опыт и мудрость многих поколений. Сейчаспосмотрим, кто из вас лучше знает пословицы. (Ответы дают по очереди):
1. Не спеши языком- торопись делом.
2. Сам пропадай, атоварища выручай.
3. С кемповедешься, от того и наберешься.
4. Землю краситсолнце, а человека труд.
5. Делу время — потехечас.
6. Глазастрашатся, а руки делают.
7. Хочешь многознать- надо мало спать.
8. По одежкевстречают, а по уму провожают.
9. Грамотеучиться всегда пригодится.
10. Не сиди сложа руки- так и не будет скуки.
11. Птица краснапеньем, а человек уменьем.
12. Не стыдно не знать,а стыдно…не хотеть знать
Слово жюри (подведениеитогов за 2 конкурса)
Тур 2. Словари- наши помощники
1) Сканворд «Найдислова». Выдаются карточки- задания. (за 2 минуты найти 7 слов).
-А наши болельщики (зрители) не заскучали?Подскажите нам …
Есть простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:
В театре несколько минуток, пока начнётся новый акт,
Мы назовём его… (антракт).
На время что-то прекратив, мы объявляем…(перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим…(передышку)
После уроков непременно нужна ребятам…(перемена)
Наши команды, пока мы свами подбирали синонимы, вспомнили названия словарей. У команд сейчас тожеперемена, но перемена вида работы. Выдайте, пожалуйста, словари.
2) — Пользуясь словарём (1 минута), правильнонапишите следующие слова (слова диктуем):
Стюардесса,гримаса, интеллигенция, коммерсант
аппликация,дискуссия, аннулировать, галерея, терраса.
— Какой словарь вампомогал? (орфографический)
(За каждое правильнонаписанное слово команда получает 1 балл. Всего- 9 баллов)
3)— Молодцы! А теперь вспомним орфоэпию. Правильнопоставьте ударение в следующих словах (они напечатаны на карточке)
-А теперь,какой словарь вам поможет? (орфоэпический):
Ржаветь,каталог, жалюзи, баловаться,
договор,танцовщица, квартал, звонит, банты. (Всего- 9 баллов)
4)— Пока жюри подсчитывает количество правильныхответов, обратимся ещё к одному словарю..
— Помните, что такоефразеологизмы? (Устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении).
— Пользуясь словарём, за2 минуты назовите как можно больше фразеологизмов,
имеющих в своём составенаименования частей человеческого тела
(Например: голова, глаза,нос, ноги, ухо, сердце и т.д. Представители команд выбирают карточку, накотором написано слово)
Прочитайте найденныефразеологизмы, старайтесь не повторяться, а жюри поставит свои оценки.
Последнее задание. «Шифровальщики». Разгадайте зашифрованнуюфразу.
ЕН тсьейоб вадьытазгял в ровьлас, отэ шынпый дас, а ен лаяуны пастьпро.
(Не бойтесь заглядыватьв словарь: это пышный сад, а не унылая пропасть)
Пока жюри подводититоги, мы тоже подведём свои.Поделитесь впечатлениями от игры. Составьте синквейн (на столах лежат подсказкидля тех, кто забыл правила составления)
— Молодцы! Спасибо.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.
— Я думаю, что сегоднявы поняли, какое богатство содержится в словарях и
почувствовалиблагодарность к их авторам и уважение к этим важным
книгам. Надеюсь, чтоотныне многие из них будут вашими настольными
книгами. До новых встреч,друзья.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Листоценивания (для жюри)
Конкурсы |
Размин-ка |
Презен-тация словаря |
Орфогра-фия |
Орфо-эпия |
Фразео- логия |
Скан-ворд |
«Шифро-вальщики» |
Посло-вицы |
Итог |
Кол- во баллов (общее) |
10 |
5 |
9 |
9 |
4 |
4 |
2 |
2 |
45 |
Команд7а |
|
||||||||
Команда 7 б |
|
||||||||
Команда 7 в |
|
||||||||
Команда 7г |
|
Р.S: Болельщики могут принести командедополнительные баллы