X-PDF

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра « Словари — наши помощники»

Поделиться статьей

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Игра « Словари — наши помощники» (для 6-7 классов)

Цели и задачи: 

формировать интерес обучающихся к русскому языку;совершенствование диалогической и монологической речи; учить работать вкоманде, обогащать словарный запас школьников;

 -способствоватьрасширению кругозора обучающихся, мотивировать учащихся к участию в игре;

 — воспитание умения слушать других, толерантногоотношения друг к другу;

Планируемыерезультаты: интерес кизучению языка, умение работать в группе; повышение культуры речи.

Формапроведения: игра. Технология игровогообучения.

Предварительнаяподготовка: проектор, листочки для записи ответов, ручки, словари для работы вгруппах, карточки для жюри (выставление оценок), задания для болельщиков

1.          Плакат (Приложение 1);

2.          выставка словарей;

3.          портреты ученых-лексикографов (Приложение 3);

4.          презентация.

Ход игры.

1. Организационныймомент.

А) Объяснение правилигры.

Б) Знакомство сучастниками.

В) Представление жюри.

2. Игра проводится в тритура.

3. Подведение итогов.Награждение победителей.

 

1 Ведущий:

— Здравствуйте, дорогие друзья.

Семь чудес света (показслайда-приложение 2) Кто не знает о них! А есть ещё  одно, не менееудивительное. Оно знакомо каждому из нас, но  мы настолько привыкли к  нему,что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это рядом, особенно у нас свами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить,посоветовать, рассказать. Это – книга. В них можно найти ответы на самые разныевопросы. А есть такие книги, где уместилась вся вселенная. Что же это?

   2 Ведущий:

     Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нет выхода иного –

           Эту книгу открываю.

    Здесь все четко, все правдиво…

           Что за книга? Вот уж диво!

    Нет, не диво, даже встарь

    Был составлен тот…

                                         Ответ: Словарь

— Посмотрите, сколько их.  (Навыставке- стенде представлены разные словари)

 

1: — Да, это – словари.Известный французский писатель Анатоль Франс сказал:

(Появляетсяцитата (слайд)

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя вседругие книги, нужно лишь извлечь их из него!
                                                                 Анатоль Франс

 

2:  Сегодняшний день для игры мы выбрали не случайно. 22ноября — День рождения В.И.Даля, собирателя слов, автора известного словаря(фото, слайд)

Учитель:Дорогие гости, участники игры, члены жюри и зрители. Наша игра

посвящена верному другу инезаменимому помощнику человека – словарю. Трудно переоценить роль, которуюиграет словарь в нашей жизни. Словари не только помогают правильно писатьслова, определять их значение, объяснять происхождение, но и расширяюткругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники,

искусства и литературы,развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа. Чем раньше вы,ребята, начнёте дружить со словарями, научитесь ими грамотно пользоваться, тем прочнее будут ваши знания.

1 Ведущий: Оценивать вашиответы будет жюри – ученики 10 класса – и учитель –

2 Ведущий: Представляюкоманды. Команда учащихся 7а,б,в,г  класса (учащиеся говорят название команды)

Итак, начинаем.

Разминка     (ответыпишут на листочках и передают жюри) За каждый правильный ответ вы получите 1балл.

1)      Раскройте смысл слова «лексикография».

 (Собирание слов и ихиздание в виде лексикона, словаря. Наука о словарях).

     2) Словарь – какоепривычное для нас слово! А как назывались словари на Руси в средние века?(«Азбуковник». «Алфавит», «Лексикон».) (За каждое название 1 балл).

     3) Следующий вопрос.Когда появился первый печатный словарь? Кто был его создателем? (Первыйпечатный словарь- Лексис- составил Лаврентий Зизания в 1596 г. В нём было всего1061 слово- по тем временам- это очень много)

    4) Назовите самыхизвестных учёных, авторов толковых словарей  русского языка.

 (Владимир Иванович Даль,Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей ИвановичОжегов,  Наталья Юльевна Шведова) За каждую фамилию 1 балл-Всего  5 баллов

 

 

 

Тур 1 Представление (презентация) словаря

( выдать 4 словаря: орфографический,толковый, орфоэпический, фразеологический. Команда готовит рассказ о словаре 2мин. и рассказывает)  За полный, интересный рассказ – 5 баллов

   Пока команды готовятся:

 

 ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ(со зрителями) Продолжипословицу.

     Всегда приятно слушать человека, если его речь богата,образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «Без пословицы непроживешь», так считали люди в старину, и с этим трудно не согласиться. Ведь вэтих мудрых лаконичных изречениях — опыт и мудрость многих поколений. Сейчаспосмотрим, кто из вас лучше знает пословицы.     (Ответы  дают по очереди):

 

1. Не спеши языком- торопись делом.

2. Сам пропадай, атоварища выручай.

3. С кемповедешься, от того и наберешься.

4.  Землю краситсолнце, а человека труд.

5. Делу время — потехечас.

6. Глазастрашатся, а руки делают.

7. Хочешь многознать- надо мало спать.

8. По одежкевстречают, а по уму провожают.

9. Грамотеучиться всегда пригодится.

10. Не сиди сложа руки- так и не будет скуки.

11. Птица краснапеньем, а человек уменьем.

12. Не стыдно не знать,а стыдно…не хотеть знать

 

 Слово жюри (подведениеитогов за 2 конкурса)

Тур 2. Словари- наши помощники

     1) Сканворд «Найдислова». Выдаются карточки- задания. (за 2 минуты найти 7 слов). 

                         -А наши болельщики (зрители) не заскучали?Подскажите нам …

Есть простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:

В театре несколько минуток, пока начнётся новый акт,

Мы назовём его…  (антракт).

На время что-то прекратив, мы объявляем…(перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим…(передышку)

После уроков непременно нужна ребятам…(перемена)

 

 Наши команды, пока мы свами подбирали синонимы, вспомнили названия словарей. У команд сейчас  тожеперемена, но перемена вида работы. Выдайте, пожалуйста, словари.

2) — Пользуясь словарём (1 минута), правильнонапишите следующие слова (слова диктуем):

             Стюардесса,гримаса, интеллигенция, коммерсант

             аппликация,дискуссия, аннулировать, галерея, терраса.

 — Какой словарь вампомогал? (орфографический)

     (За каждое правильнонаписанное слово команда получает 1 балл. Всего- 9 баллов)

3)— Молодцы! А теперь вспомним орфоэпию. Правильнопоставьте ударение в следующих словах (они напечатаны на карточке)

             -А теперь,какой словарь вам поможет? (орфоэпический):

                  Ржаветь,каталог, жалюзи, баловаться,

                договор,танцовщица, квартал, звонит, банты.   (Всего- 9 баллов)

 

4)— Пока жюри подсчитывает количество правильныхответов, обратимся ещё к одному словарю..

— Помните, что такоефразеологизмы? (Устойчивые выражения, употребляемые в переносном значении).

— Пользуясь словарём, за2 минуты назовите как можно больше фразеологизмов,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

имеющих в своём составенаименования частей человеческого тела

(Например: голова, глаза,нос, ноги, ухо, сердце и т.д. Представители команд выбирают карточку, накотором написано слово)

Прочитайте найденныефразеологизмы, старайтесь не повторяться,  а жюри поставит свои оценки.

Последнее задание.   «Шифровальщики». Разгадайте зашифрованнуюфразу.

ЕН  тсьейоб  вадьытазгял  в ровьлас, отэ шынпый дас, а ен лаяуны  пастьпро.

 (Не бойтесь заглядыватьв словарь: это пышный сад, а не унылая пропасть)

 

Пока жюри подводититоги, мы тоже подведём свои.Поделитесь впечатлениями от игры. Составьте синквейн (на столах лежат подсказкидля тех, кто забыл правила составления)

— Молодцы! Спасибо.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.

—  Я думаю, что сегоднявы поняли, какое богатство содержится в словарях и

почувствовалиблагодарность к их авторам и уважение к этим важным

книгам. Надеюсь, чтоотныне многие из них будут вашими настольными

книгами. До новых встреч,друзья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Приложение  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Листоценивания (для жюри)

 

 

 

Конкурсы

Размин-ка

Презен-тация словаря

Орфогра-фия

Орфо-эпия

Фразео-

логия

Скан-ворд

«Шифро-вальщики»

Посло-вицы

Итог

Кол- во баллов

(общее)

10

5

9

9

4

    4

         2

2

45

Команд7а

 

Команда

7 б

 

Команда

7 в

 

Команда

 

 

Р.S: Болельщики могут принести командедополнительные баллы


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет