Внеклассноемероприятие по творчеству И.А. Крылова.
«Царство басни» (по басням Крылова).
Цели:ознакомить учащихся с биографией и творчеством И.А. Крылова.
Задачи:
Оборудование:компьютер, проектор, портрет И.А. Крылова
Ходмероприятия.
— Здравствуйте,дорогие учащиеся. Сегодняшнее мероприятие мы посвятим мудрости народной ввоплощении басен И.А. Крылова. Посмотрим презентация и вспомним основныепериоды жизни баснописца (показ презентации).
-Начинаем конкурсную программу. Класс разделён на 2 группы. Я буду по очередизадавать вопросы, вы должны ответить как можно быстрее. Все ваши ответы будетсудить многоуважаемое жюри.
Вамнеобходимо придумать название по тематике нашего мероприятия, т.е. связанное сбаснями.
I конкурс.«А ларчик просто открывался».
1.Какие басни Крылова вы знаете? Из какой басни эти строки? Мартышка тут с досады и печали О камень так схватила их, Что только брызги засверкали…? |
«Мартышка и очки» |
2.Как начинается басня «Ворона и лисица»? |
«Уж сколько раз твердили миру…» |
3.В чём заключается главный смысл басни «Ворона и лисица»? |
Лесть гнусна, вредна |
4.Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки…» |
Квартет |
5.Сколько животных было в квартете? Перечислите их |
|
6.Продолжи фразу: «По улицам слона водили…» |
Как видно напоказ |
7.Для чего Моська напала на слона? |
Доказать, что она храбрая и Слон её боится. |
8.Как слон отнёсся к нападению Моськи? |
Оставил это без внимания |
9.Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело…» |
Муравью |
10.Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком? |
И стол, и дом |
11.Назовите героев басни «Свинья под дубом». |
Свинья, Дуб, Ворон |
12.Какой вред наносила Свинья Дубу? |
Корни портила |
13.Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»? |
«Голодная кума залезла в сад» |
14.Почему Лисица не могла отведать виноград? |
Он висел высоко |
II конкурс.Их каких басен Крылова взяты следующие цитаты?
1.Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок… |
«Ворона и лисица» |
2.У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем, А вот о том, как в баснях говорят… |
«Волк и ягнёнок» |
3.Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Накорми и обогрей. |
«Стрекоза и муравей» |
4.Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк |
«Петух и жемчужное зерно» |
5.Избави Бог и нас от этаких судей. |
«Осёл и Соловей» |
6.Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на слона! |
«Слон и Моська» |
7.А Васька слушает да ест |
«Кот и повар» |
8.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней,- Им отвечает Соловей,- А вы друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь |
«Квартет» |
9.Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука… |
«Лебедь, Рак и Щука» |
III конкурс.Биография и творчество Крылова.
1.Где и когда родился И.А. Крылов? |
1769 г, в Москве |
2.Кем были его родители? |
Обедневшие дворяне |
3.В каком году были изданы первые басни Крылова? |
1788 Представленная информация была полезной? ДА 60.55% НЕТ 39.45% Проголосовало: 1298 |
4.Сколько всего книг с баснями было издано? |
8 |
5.Что отразил в своих баснях Крылов? |
Все человеческие пороки |
6.С какими великими людьми своего времени был знаком Крылов? |
Пушкин, Гоголь, Жуковский, Тургенев, Грибоедов Белинский и др. |
7.Чему учат басни Крылова? |
Честности, справедливости, трудолюбию |
8.Почему Гоголь считал, что басни Крылова – «Достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»? |
|
9.Чем басни Крылова сходны с баснями Эзопа? |
Сюжетами |
10Почему героями всех басен Крылова являются животные? |
Приём аллегории позволяет острее и точнее выразить суть |
11.Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? |
Переводчик, журналист |
12.Какой приём использовал Крылов при написании басен? |
Иносказание |
13.Что такое мораль? |
Поучительный смысл |
14. В каком городе Крылову поставлен памятник? |
В Санкт-Петербурге |
IV. Крылатыевыражения.Объясните смысл крылатых выражений из басен Крылова.
1.«Слона-то я не приметил…» |
Что-то важное не было замечено |
2. «А воз и ныне там» |
Дела не сдвинулись с места |
3. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» |
Угодничество |
4. «Рыльце у тебя в пушку» |
В чёт-то виноват и пытается это скрыть |
5. «Когда в товарищах согласья нет» |
Если нет договорённости, ничего нельзя решить |
6.В каких ситуациях можно употреблять выражение «демьянова уха»? |
Когда речь идёт о чёт-то чрезмерном |
V.Закончитевыражение.
1.Ты всё пела? Это дело… |
Так поди же, попляши |
2.Беда, кол пироги начнёт печи сапожник… |
А сапоги тачать пирожник |
3.А вы друзья как ни садитесь… |
Всё в музыканты не годитесь |
4.Кукушка хвалит петуха |
За то, что хвалит он кукушку |
5.Чем кумушек считать трудиться |
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться |
VI.Помогигерою басни найти свою пару.
Свинья |
Жёлуди, Дуб |
Моська |
Слон |
Повар |
Кот |
Ворона |
Лисица |
Ягнёнок |
Волк |
Кукушка |
Петух |
Муравей |
Стрекоза |
Фока |
Демьян |
VII.Поговорки.Назовите поговорку, вышедшую из названной басни.
1.«Волк и ягнёнок» |
У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать |
2. «Волк и кот» |
Что посеял, то и жни |
3. «Синица» |
Что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться |
4.»Лебедь, Щука и Рак» |
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт |
5. «Кот и повар» |
А Васька слушает да ест |
6. «Квартет» |
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. |
— Словопредоставляется жюри.
-Награждениепобедителей.
