Внеклассное мероприятие по физике в9 -х классах
«Занимательная физика»
Цель игры:
- расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
- развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
- научить применять знания в новой ситуации;
- приучать детей к доброжелательному общению.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.
Пояснительная записка:
1. В игре участвуют две командыпо 5 учащихся 9 классах -9(1) 9(2)
2. Игрой руководит учительфизики и ученики 10кл. Члены жюри – учителя
3. Время длительности каждогоконкурса определяют члены жюри перед началом игры.
4. После выполнения каждогозадания команды передают результаты своей работы членам жюри.
5. Объявляются итоги каждого конкурса.
Ход игры:
Ведущий : Начинаем конкурс 1 Разминка -отгадайте загадки, жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл
1.Всем поведает, (Барометр) |
6.Две сестрицы качались, (Весы) |
2.То, как арбузы, велики, Но могут массу определить (Гири) 3.Никто его не видывал, (Эхо) |
|
4.Весь век идет Еремушка, (Секундомер, часы) 5.Я под мышкой посижу, (Секундомер, часы) |
8.Сначала — блеск За блеском – треск, (Молния, гром, дождь) |
Ведущий: подведем итоги 1 конкурса, слово предоставляется председателюжюри. Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»
Влабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читатьможно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ответы к конкурсу № 2: время, теплоемкость,давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателюжюри. Конкурс №3. «Всем известный метр…»
Каждыйправильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр»оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только влабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских,фотолабораториях…
Вам предлагаетсяотыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, иуказать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу №3:
- динамометр – сила;
- метр – длина;
- спидометр – скорость;
- барометр – атмосферное давление;
- манометр – давление;
- гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
- электрометр – электрический заряд;
- амперметр – сила тока;
- вольтметр – напряжение;
- ваттметр – мощность и др.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателюжюри. Конкурс №4.«Как угодно обзови».
От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задачазаключается в том, чтобы они правильно назвали физические приборы и объяснили для чегоони предназначены.
Каждыйправильный ответ приносит 1 балл команде.
Весы – для измерения массы тела.
Термометр – для измерения температуры тела.
Транспортир — для измерения углов.
Динамометр – дляизмерения силы тяжести, упругости, трения и веса тела.
Мензурка – дляизмерения объёма жидкости и объёма тела.
Секундомер – для измерения времени.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателюжюри. Конкурс № 5.«Историческаявеха».
В этом конкурсе принимаетучастие вся команда. Команда должна угадать фамилию ученого. Каждой командедаётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первойподсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей– 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.
1 команда:
1). Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первойжертвой войны среди людей науки.
2). Его изобретения весьма популярны.
3). С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаемванну.
4). Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весьмир».
5). После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».
/Ответ: АРХИМЕД/.
2 команда:
1). Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первыеоткрытия в области физики и математики.
2). Он получил должность смотрителя Монетного двораВеликобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдаласьчесть отчеканивать все монеты страны.
3). Уже в 26 лет он стал профессором.
4). Он открыл и обосновал три закона механики.
5). Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое емуупало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.
/Ответ: ИСААК НЬЮТОН/.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателюжюри. Конкурс №6 «Объясни увиденное»
Сегоднямы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь ихобъяснить. (ученик 10 кл. показывают опыты по очереди)
Опыт 1 «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка илиблюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальемнемного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан.Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится ичасть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится,давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан,освобождая монету.
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будетвлажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз иподнять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжениеммолекул тарелки и мыла.
Опыт 3 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним докраев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему водане выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т.е.атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. Припереворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 4
Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги(один из них скомканный)
Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той жевысоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?
Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как нанего действует меньшая сила сопротивления воздуха.
А вот в вакууме они падали бы одновременно.
Опыт 5 «Несгораемая бумага»
Оборудование:металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)
Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем впламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?
Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводиттепло от бумаги, поэтому она не загорается.
Опыт 6 «Вода кипит в бумажной кастрюле»
Оборудование:штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.
Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.
Можно ли за кипятить воду в этой кастрюле?
Объяснение:Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того,температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.
Опыт 7 «Загадочная картофелина»
Оборудование:два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение:Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одномсосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение:В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотностьсоленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы,поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотностикартофелины, поэтому она тонет в воде.
Ведущий: Подведем итоги конкурса, слово предоставляется председателюжюри.
Влабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читатьможно в любом направлении, кроме диагоналей.