Ростовскаяобласть, Пролетарский (с) район, хутор Коврино
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Ковриновская средняяобщеобразовательная школа Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 15.08.2022 № 94
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочнойдеятельности, курс «Здоровое
питание» спортивно-оздоровительное направление
(указатьучебный предмет, курс)
Уровеньобщего образования (класс)
Начальноеобщее, 3-4 класс_
(начальноеобщее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количествочасов34
УчительЧелядина Ульяна Вячеславовна
2022 – 2023уч.год
Раздел:«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программасоставлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализациюпрограммы:
· Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
· Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2021 N 64100)
· Основнойобразовательной программы Школы;
· Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России, программы«Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования РоссийскойФедерации.
Цели курса:
—воспитание у детей представления о рациональном питании как составной частикультуры здоровья; формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровыйобраз жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезныхпродуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи курса:
— развивать представления о правильномпитании;
— формировать полезные навыки и привычки;
— формировать ответственное отношение ксвоему здоровью;
— формировать представления о народныхтрадициях, связанных с питанием;
— просвещать родителей в вопросахрационального питания для детей.
Общая характеристика курса «Здоровое питание» в начальной школе
Программа «Здоровое питание»представляет собой систему учебных модулей со здоровье сберегающейнаправленностью, разработанную для детей.
Выбор содержания программы не случаен. ВКонвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, гдездоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один изкраеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показываютисследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципамиорганизации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызванатем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. Удетей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболеванияпищеварительного тракта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы(чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет,фаст – фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейныетрадиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторыхсемьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, вмалых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит кдисбалансу в организме.
Программа включает в себя темы, освещающиенаиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребятэтого возраста.
На первом этапе обучения(I модуль) обучающиеся знакомятся с полезными продуктами питания,основными правилами гигиены питания, а при изучении следующих модулейформируется умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точкизрения соответствия требованиям
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА»
Личностными результатами изучения курса «Здоровое питание» являются следующие умения:
— умения организовыватьсобственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еёцели;
— умения активно включаться вколлективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общихцелей;
— умения доносить информацию вдоступной, эмоционально-яркой форме в процессе — общения и взаимодействия сосверстниками и взрослыми людьми.
активно включаться в общение ивзаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться вассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболееполезные;
— оценивать свой рацион ирежим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни ис учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстнуюпомощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами изучения курса «Здоровое питание» являются следующие универсальные учебныедействия:
— характеризовать явления(действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знанийи имеющегося опыта;
— находить ошибки привыполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; использоватьразличные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебноминформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействоватьсо сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы итолерантности;
— анализировать и объективнооценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы ихулучшения;
— оценивать красотутелосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами изучениякурса «Здоровое питание» являются следующиеумения
— планировать занятияфизическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг сиспользованием средств физической культуры;
— ориентироваться вассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболееполезные;
— оценивать свой рацион ирежим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни ис учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическуюкультуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физическойподготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные сэтикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического исоциального здоровья
— организовывать и проводитьсо сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важныедвигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,вариативных условиях.
Ценностные ориентирысодержания учебного курса
Однимиз результатов курса внеурочной деятельности «Здоровое питание»является решениезадач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшимишкольниками системы ценностей.
Ценностьжизни и человека –осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного ифизического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценностьобщения –понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одногоиз основополагающих элементов культуры.
Ценностьдобра и истины – осознание себякак части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается напризнании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религийи некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобыпоступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценностьсемьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание ивзаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение кстаршим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценностьтруда и творчества – признание трудакак необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, котораядоступна любому человеку в своей области.
Ценностьсоциальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценностьгражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине,своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурнымнаследием предшествующих поколений.
Раздел« СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
1.Тематическое планирование:
№ |
Название темы. |
Количество часов |
Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов. |
1 |
Поговорим о продуктах. |
10 |
http://school—collection.edu.ru/ |
2 |
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. |
12 |
https://resh.edu.ru |
3 |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. |
6 |
|
4 |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарах волшебниках. |
4 |
http://school—collection.edu.ru/ |
|
Итого |
32 |
|
1.1.Использованиерезерва учебного времени:
На изучения курса отводится 34ч. Прохождениепрограммы осуществляется за счёт уплотнения тем. Материал будет пройден за 33ч.
2.Основноесодержание по темам
Глава1 Поговорим о продуктах. (7ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть вразное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надоесть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты– самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своёвремя. Особенности национальной кухни.
Глава2 Давайте узнаем о продуктах. Витамины.(11ч)
«Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощии овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика.
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётомсобственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, вкоторых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
Глава3 Поговорим о правилах этикета. Культура игигиена питания.(7ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где икак готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда линужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезныепродукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель
Глава4 Из истории русской кухни. Поговорим окулинарах волшебниках. (8ч)
знание детей об особенностях питания в летний и зимнийпериоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол.Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильноесть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Русии в России? За что мы скажем поварам спасибо.
Вкусныетрадиции моей семьи.
2.1. Перечень контрольных, практических работ, экскурсий:
Глава (раздел) |
№ |
Тема |
Поговорим о продуктах. Общие сведения о питании и приготовлении пищи. |
1 |
*Практическая работа «Составление меню на неделю». |
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. |
2 3 |
Дидактическая игра «Доскажи пословицу». *Путешествие в Овощную страну. Творческий проект. |
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. |
4 |
*«Весёлые вечеринки». Ситуационная игра. |
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках |
5 |
*Творческий проект «Из истории кухни»
|
Раздел: « КАЛЕНДАРНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ» 3-4 класс
№ |
Тема урока |
Кол. час. |
Дата |
|
Поговорим о продуктах. Общие сведения о питании и приготовлении пищи. |
10 ч. |
|
1 |
Вводное занятие. |
1 |
7.09 |
2 |
Что нужно есть в разное время года. |
1 |
14.09 |
3 |
Осенние витамины |
1 |
21.09 |
4 |
Осенние витамины |
1 Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
28.09 |
5 |
Как сохранить здоровье после лета? |
1 |
5.10 |
6 |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Беседа по теме |
1 |
12.10 |
7 |
Как правильно составить свой рацион питания. *Практическая работа «Составление меню на неделю». |
1 |
19.10 |
8 |
Где и как готовят пищу. |
1 |
2 чет. 2.11 |
9 |
Как правильно составить свой рацион питания. |
1 |
9.11 |
10 |
Молоко и молочные продукты. Видеоматериал. |
1 |
16.11 |
|
Давайте узнаем о продуктах. Витамины. |
10 ч. |
|
11 |
Из чего делают хлеб? |
1 |
23.11 |
12 |
Какой бывает хлеб? |
1 |
30.11 |
13 |
Удивительные превращения пирожка. |
1 |
7.12 |
14 |
Сахар – друг или враг? |
1 |
14.12 |
15 |
Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Дидактическая игра «Доскажи пословицу». |
1 |
21.12 |
16 |
Беседа о важности регулярного питания, соблюдения режима питания. |
1 |
3 чет. 11.01 |
17 |
Кашу маслом не испортишь. Как появилась каша на земле? |
1 |
18.01 |
18 |
Дары моря. |
1 |
25.01 |
19 |
Вкусные старты. Викторина |
1 |
1.02 |
20 |
*Путешествие в Овощную страну. Творческий проект. |
1 |
8.02 |
|
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. |
5 ч. |
|
21 |
Как правильно накрыть стол в ожидании гостей. Ролевая игра. |
1 |
15.02 |
22 |
Практическая работа «Сервировка стола». |
1 |
22.02 |
23 |
Вредные и полезные привычки в питании. |
1 |
1.03 |
24 |
Вредные и полезные привычки в питании. |
1 |
15.03 |
25 |
Масленица. Время есть блины. *«Весёлые вечеринки». Ситуационная игра. |
1 |
22.03 |
|
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. |
8 ч. |
|
26 |
Деревенские посиделки. «Поговорим на завалинке». |
1 |
4 чет. 5.04 |
27 |
В чем разница чая из чайника и самовара? |
1 |
12.04 |
28 |
Русское чаепитие. |
1 |
19.04 |
29 |
Первые блюда на любое время года. |
1 |
26.04 |
30 |
Первые блюда на любое время года. |
1 |
3.05 |
31 |
Как правильно есть дичь или рыбу? |
1 |
10.05 |
32 |
Сервировка стола |
1 |
17.05 |
33 |
*Творческий проект «Из истории кухни» Обобщение. |
1 |
24.05 |
|
Итого: |
33ч |
|
1.Видыи формы контроля реализации программы «Уроки здорового питания» направлениеспортивно-оздоровительное.
— текущаяаттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельныеработы, проверочные работы);
— аттестацияпо итогам обучения за четверть (конкурсы, проекты, проверочные работы);
-аттестация по итогам года;
— формыучета достижений (внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческихотчетах, конкурсах, проектная деятельность и т.д.).
Раздел: «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ»
1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
-Обязательные учебные материалы для ученика:
«Разговоро правильном питании»; рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании».Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.М.,Nestle.2021г.
-Методические материалы для учителя:
«Разговор оправильном питании»; рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании».Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.М.,Nestle.2021г.
-Цифровыеобразовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Дистанционноеобразование для школьников «Учи.ру» https://uchi.ru/
БиблиотекаМЭШ https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer
ООО«Инфоурок» https://infourok.ru/
Российскоедвижение школьников https://рдш.рф/
Образовательныетренажеры для учеников «Умная ворона» https://umnayavorona.ru/
2. Материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса.
Учебноеоборудование
ТСО:
-компьютер.
-экран.
-колонки.
-наглядныекартинки «Овощи», «Фрукты», «Полезные и вредные продукты» и тд.
-наборразличных круп
Оборудованиедля проведения практических работ
-компьютер
-раздаточныйматериал
