X-PDF

Внеурочная деятельность функциональная грамотность 3 класс

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

 «Средняяобщеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Управленияобразования Администрации

г.о.Электросталь Московской области

 

 

 

РАССМОТРЕНО

 

УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете

 

Директор школы

 

 

__________И.И.Жаркова

Протокол №1

 

Приказ № 270-о

от « 30» августа 2022  г.

 

от « 01» сентября 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

                                       

РАБОЧАЯПРОГРАММА

повнеурочной деятельности

 «Функциональная грамотность»

3 Б класс

 

 

 

 

 

Составитель:

МокинаИнна Александровна,

учительначальных классов

высшейкатегории

 

 

 

 

 

 

2022-2023уч. год

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программаданного учебного курса внеурочной деятельности

разработана наоснове нормативных документов:

1.Закона РФ от29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ПриказаМинпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.Методическихрекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектнойдеятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

4.Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

5. Учебного планаМОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 с  УИОП» на 2022-2023 учебный год,(утверждён приказом директора от 01.09.22 № 270-о);

 

Учебный курс,составлен  на основе пособия для учителей «Внеурочная деятельностьшкольников. Методический конструктор». ( Григорьев Д.В.), который полностьюсоответствует миссии, целям и задачам школы и рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год  согласно учебному плану МОУ «СОШ №16 с УИОП»на 2022 — 2023 учебный год.

 

Форма организации:кружок.

Срок реализациирабочей программы данного курса – один учебный год.

 

Целькурса: созданиеусловий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательскаяграмотность» является развитие способности учащихся к осмыслениюписьменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания длядостижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активногоучастия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное пониманиетекста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного дляосуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическаяграмотность» является формирование у обучающихся способности определятьи понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошообоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобыудовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономическогообраза мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье, формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научнаяграмотность» является формирование у обучающихся способностииспользовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуацияхпроблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, дляполучения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводынеобходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит внего деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа курсавнеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена дляреализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе внеделю).

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской иестественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированиюматематической и финансовой грамотности.

 

Содержаниепрограммы

Читательскаяграмотность(1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основнаямысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14занятия): особенности жизнедеятельности дождевыхчервей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи,виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и егосвойства.

Финансоваяграмотность (18,20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета,семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш,клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.Экономия семейного бюджета.

Математическаяграмотность (19,21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математическихвыражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение ихзначений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачина увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкойвеличин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых икруговых диаграмм, работа с графиками.

 

Планируемыерезультаты освоения курса

Программаобеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметныхрезультатов.

 

Личностные результатыизучения курса:

–осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждениифинансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейныхфинансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

–уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

Метапредметныерезультаты изучения курса:

Познавательные:

–осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работанад проектами и исследования;

–использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа ипредставления информации;

–овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;

–использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

–ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

–делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потокеинформации;

–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

–преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные:

–проявлять познавательную и творческую инициативу;

–принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе вовнутреннем плане;

–контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы вих выполнение;

уметь отличать правильно выполненное заданиеот неверного;

–оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,самооценка и взаимооценка.

 

Коммуникативные:

–адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии споставленными задачами и отображать предметное содержание и условиядеятельности в речи;

–доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменнойречи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

–слушать и понимать речь других;

–совместно договариваться о правилах работы в группе;

–учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметныерезультаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:

–способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знанияи возможности, участвовать в социальной жизни;

–способность различать тексты различных жанров и типов;

–умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержаниюпрочитанных текстов;

–умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме всоответствии с поставленной учебной задачей.

 

Предметныерезультаты изучения блока «Математическаяграмотность»:

–способность формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах;

–способность проводить математические рассуждения;

–способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,объяснить и предсказывать явления;

–способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные сужденияи принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному иразмышляющему человеку.

 

Предметныерезультаты изучения блока «Финансоваяграмотность»:

понимание и правильное использованиефинансовых терминов;

–представление о семейных расходах и доходах;

–умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

–представление о различных видах семейных доходов;

–представление о различных видах семейных расходов;

–представление о способах экономии семейного бюджета.

 

Предметныерезультаты изучения блока «Естественно-научнаяграмотность»:

–способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознанияи постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объясненияестественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствахвыводов;

–способность понимать основные особенности естествознания как формычеловеческого познания.

 

 

Оценка достижения планируемых результатов

Обучениеведется на без отметочной основе.

Дляоценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

·  степеньпомощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

·  поведениедетей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечиваютположительные результаты;

·  результатывыполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнениикоторых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективностизанятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскомуязыку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ урока

п/п

№ урока в разделе/теме

Наименование темы урока

Дата

ЦОР/ЭОР

план

факт

Блок «Читательская грамотность»

1

1

Про дождевого червяка

01.09-04.09  

 

https://irinaroslova.ru/skazka-pro-dozhdevogo-chervyaka-detyam-kak-chervyak-dozhdevym-stal

 

2

3

Кальций

05.09-11.09

 

https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/polza-kalcija-dlja-zdorovja.html

 

3

5

Сколько весит облако

12.09-18.09

 

https://nauka-prosto.ru/page/skolko-vesit-oblako/

 

4

7

Хлеб – всему голова

19.09-25.09

 

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/06/03/prezentatsiya-khleb-vsemu-golova

 

5

9

Про мел

26.09-02.10

 

https://donpodarki.ru/poleznoe-iskopaemoe-mel-dlja-3-klassa/

 

6

11

Про мыло

03.10-09.10

 

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/146557-prezentaciya-kak-poyavilos-mylo-i-dlya-chego-ono-nuzhno-3-klass.html

 

 

 

 

 

 

 

7

13

История свечи

17.10-23.10

 

https://www.livemaster.ru/topic/2050353-koe-chto-o-svechah-istoriya-i-interesnye-fakty

 

8

15

Магнит

24.10-30.10

 

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-volshebniy-magnit-klass-4018143.html

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

 

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

2

Дождевые черви

31.10-06.11

 

https://zoogalaktika.ru/for-children/relatos/dozhdevoj-chervyak

 

10

4

Полезный кальций

07.11-13.11

 

https://school-science.ru/12/23/47966

 

11

6

Про облака

14.11-20.11

 

https://kipmu.ru/oblaka/

 

12

8

Про хлеб и дрожжи

28.11-04.12

 

https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-hlebe-dlya-detey-3-klassa.html

 

13

10

Интересное вещество – мел

05.12-11.12

 

https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/mel-gornaya-poroda.html

 

14

12

Чем интересно мыло и как оно «работает»

12.12-18.12

 

https://pikabu.ru/story/myilo_ego_khimiya_i_nemnogo_biokhimii_8359687

 

 

 

 

 

 

 

15

14

Про свечи

19.12-25.12

 

https://zen.yandex.ru/media/id/5b61ddc6e9151400a9f49413/prostye-vesci-kak-poiavilas-svecha-istoriia-tradicii-poveria-5e5510aba28a761a61976326

 

16

16

Волшебный магнит

26.12-30.12

 

https://www.maam.ru/kartinki/nauchnaja-laboratorija/volshebnyi-magnit-svoistva-magnita.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

 

 

17

17

Проверь себя

09.01-15.01

           

 

 

Блок «Финансовая грамотность»

18

18

Что такое «бюджет»?

16.01-22.01

 

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2367325-okruzhajuschij-mir-3-klass-chto-takoe-bjudzhet.html

 

19

20

Семейный бюджет

23.01-29.01

 

https://kopilkaurokov.ru/okruzhayushchiy-mir/uroki/semeinyi_biudzhet_urok_okruzhaiushchego_mira_3_klass

 

20

22

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата

 

30.01-05.02

 

https://videouroki.net/video/17-otkuda-v-seme-berutsya-dengi.html

 

21

24

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия

06.02-12.02

 

https://р09.навигатор.дети/activity/1081/?date=2022-07-29

 

22

26

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

13.02-19.02  

 

https://multiurok.ru/files/vneurochnoe-zaniatie-na-temu-otkuda-v-seme-berut-1.html

 

23

28

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

27.02-05.03

 

http://economsovet.ru/doxody-i-rasxody-semejnogo-byudzheta.html

 

24

30

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

06.03-12.03

 

 

25

32

Как сэкономить семейные деньги?

13.03-19.03

 

https://yandex.ru/turbo/lifehacker.ru/s/kak-sekonomit-semejnyj-byudzhet/

 

Блок «Математическая грамотность»

 

26

19

Расходы и доходы бюджета

20.03-26.03

 

https://videouroki.net/video/33-siemieinyi-biudzhiet.html

 

27

21

Планируем семейный бюджет

27.03-02.04

 

https://multiurok.ru/index.php/files/semeinyi-biudzhet-3.html

 

28

23

Подсчитываем семейный доход

10.04-16.04  

 

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/semeinyi_biudzhet_6

 

29

25

Пенсии и пособия

17.04-23.04

 

https://multiurok.ru/index.php/files/plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-5.html

 

30

27

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы

24.04-30.04

 

https://multiurok.ru/files/zaniatie-po-programme-finansovaia-gramotnost-na-te.html

 

31

29

Подсчитываем расходы

01.05-07.05

 

https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/finansovaja_gramotnost_iz_chego_skladyvajutsja_dokhody_v_seme/414-1-0-72067

 

32

31

Расходы на обязательные платежи

08.05-14.05

 

https://urok.1sept.ru/articles/618768

 

33

33

Подсчитываем сэкономленные деньги

15.05-21.05

 

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/zadaniia_po_formirovaniiu_finansovoi_gramotnosti_v_kurse_matematiki_vo_2_klasse

 

Проверочная работа

34

34

Проверь

себя

22.05-29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.      Функциональнаяграмотность. 3 класс. Программа внеурочнойдеятельности / М.В. Буряк,С.А. Шейкина. – М.: Планета,2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).

 

 2.    Сайт издательства «ПЛАНЕТА»http://www. planetakniga.ru

3. https://irinaroslova.ru/skazka-pro-dozhdevogo-chervyaka-detyam-kak-chervyak-dozhdevym-stal

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/06/03/prezentatsiya-khleb-vsemu-golova

5. https://pikabu.ru/story/myilo_ego_khimiya_i_nemnogo_biokhimii_8359687

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет