Жилина Людмила Владимировна
р. п. Павловка Ульяновской области
МБУДО «Павловская детская школа искусств»
преподаватель лепки, прикладного творчества,
заслуженный учитель РФ
«С Пушкиным вместе!»
(из опыта внеурочной работы с обучающимися ДШИ)
I часть
В связи с приближениемзнаменательной даты – 225-летием (2024 г.) со дня рождения А. С. Пушкина – педагогический коллектив практическикаждого детского учебного заведения задумывается о мероприятиях, связанных сэтой знаменательной датой.
В МБУДО «Павловская детскаяшкола искусств» силами преподавателей отделения изобразительного искусства идругих отделений разработана и апробирована система внеклассных мероприятий,рассчитанная на работу с обучающимися в течение всего юбилейного года,посвященного любимому поэту, под названием «Пушкинская Олимпиада».
Работа делится на 6 основныхэтапов:
Тур |
Пушкинская Олимпиада |
Время подготовки |
I |
«Пушкин – наше всё». Биография поэта. |
Сентябрь, октябрь. |
II |
«Что за прелесть эти сказки!» Сказки А. С. Пушкина. |
Ноябрь, декабрь. |
III |
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Стихотворения А. С. Пушкина. |
Январь, февраль.
|
IV |
«У Лукоморья дуб зеленый…» Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». |
Март, апрель |
V |
«Венок Пушкину». Память о Пушкине. Наше творчество. |
Май |
VI |
«Солнце русской поэзии». Пушкинский праздник. |
Июнь. |
В конце каждого этапа проводитсявнеклассное мероприятие, на котором ребята показывают свои знания,демонстрируют творческие работы, созданные за это время.
В начале года симпатичный «Котученый» проходит по классам, сообщает детям о предстоящей большой работе,посвященной А. С. Пушкину, и раздает (каждому!) листок с приглашением принять вней участие, а также с заданиями и вопросами на первый этап.
Начинается интенсивная подготовка вразных классах с учетом возрастных особенностей детей и уровня их знаний:
· проводятсябеседы с обучающимися;
· изучаетсяспециальная литература и материалы Интернета по указанию учителя;
· организуетсяпосещение детской библиотеки, где можно почерпнуть новые знания и познакомитьсяс тематической книжной выставкой по договоренности с библиотекарями;
· проводятсяочные и заочные путешествия по пушкинским местам;
· ведетсяисследовательская работа: дети готовят небольшие сообщения, доклады, рефераты,собирают иллюстративный материал;
· выпускаютсястенгазеты, рукописные книги;
· выполняютсятворческие работы: дети пишут небольшие сочинения на темы «Спасибо Пушкину!»,«О чем бы я поговорил с поэтом» и т.п., сочиняют стихотворения, готовят рисункии поделки;
· проводятсяразличные внеурочные мероприятия: викторины, конкурсы, утренники, классныечасы, устные журналы, инсценировки и т. д.;
Завершает эту большую работу I тур пушкинской олимпиады «Пушкин – наше всё»,где обучающиеся должны показать свои знания по изучению биографии поэта, приобретенныеи дополненные в течение двух месяцев. Вопросы и задания олимпиады не должныбыть слишком сложными, так как главная ее задача – приобщить как можно большедетей к изучению жизни и творчества поэта, к более глубокому проникновению вволшебный мир его произведений. Дети должны набрать большое количество баллов,испытать радость узнавания, чувство удовлетворения.
А вот часть усложненных вопросов,требующих более прочных знаний, специальных исследований, более глубокой индивидуальнойработы, поможет учителю выявить настоящих победителей, одного или нескольких,занявших I, II, III места.
Победители и участники каждогоэтапа награждаются непосредственно после его завершения, а не в конце года.Обязательно поощряются ребята, принимавшие активное участие в подготовке ипроведении различных мероприятий первого этапа. Не стоит заставлять детейобязательно участвовать в олимпиаде, кто-то ведь должен оставаться простозрителем – все равно, и пассивное участие оставит положительный след в душеребенка.
Результаты проведения каждогоэтапа, количество заработанных детьми баллов фиксируются в протоколах, которыесохраняются до конца года. На итоговом пушкинском празднике будет названо имяабсолютного победителя по сумме баллов во всех турах олимпиады (или несколькоимен).
Последний творческий тур олимпиадыпозволит обучающимся в наибольшей степени проявить все свои таланты испособности, ведь на нем выступят лучшие чтецы стихотворений А.С. Пушкина,музыканты, актеры, поэты, художники, танцоры, вокалисты, а также будутподведены итоги всех видов деятельности ребят и определены победители конкурсовсочинений, рисунков, сообщений и д.д.
Проведение Пушкинской олимпиады какстержневой работы к юбилею поэта позволит избежать поверхностного отношения к знаменательнойдате, поможет сделать подготовку праздника и сам праздник более значительным, весомыми интересным.
Положение об олимпиаде разрабатываетсяи утверждается Оргкомитетом по подготовке и к 225-летию со дня рожденияА.С.Пушкина. В Оргкомитет входят преподаватели всех отделений ДШИ:изобразительного, фортепианного, отделения народных инструментов, вокальногоотделения, хореографического, театрального – с приглашением преподавателярусского языка и литературы из общеобразовательной школы, библиотекаря из детскойбиблиотеки, родителей. Положение регламентирует количество и степень сложностивопросов, возрастные группы обучающихся для участия в олимпиаде, количествобаллов за правильные ответы и прочее.
Приведем примеры подготовки кI туру по биографии А.С.Пушкина
«Пушкин – наше всё».
Примерные задания для подготовкик первому туру Пушкинской Олимпиады:
· поработатьв библиотеке, изучить рекомендованную учителем литературу, поискать ответы навопросы в Интернете;
· обратитьвнимание на основные периоды в жизни А.С.Пушкина;
· изучитьсведения о родственниках, близких и друзьях поэта;
· поработатьнад портретами известных людей пушкинской эпохи;
· изучитьбиографический и иллюстративный материал, связанный с пушкинскими местами;
· познакомитьсяс произведениями изобразительного искусства, посвященными А.С.Пушкину;
· принятьактивное участие в различных мероприятиях сентября и октября.
Виды внеурочных мероприятий,посвященных биографии А.С.Пушкина,
(проводятся по выбору детей ипреподавателей):
· очные изаочные путешествия по пушкинским местам («Края Москвы, края родные…», «Сплю ивижу приехать в Болдино…», «В Михайловском» и др.);
· просмотрфильмов о Пушкине; выступления с сообщениями, докладами, рефератами («Лицей вжизни А.С.Пушкина», «Поэты пушкинской поры», «Пушкин и его эпоха», «Поэт и егоблизкие», «Образ Пушкина в изобразительном искусстве» и др.);
· знакомствос книжной выставкой, посвященной жизни и творчеству А.С.Пушкина, в детскойбиблиотеке, беседы, чтение отрывков из книг;
· выставкарисунков и поделок, подготовка сочинений;
· викториныи конкурсы на лучшего знатока биографии А.С.Пушкина;
· инсценированиемоментов из биографии поэта;
· заседаниеклуба знатоков или клуба любознательных;
· конференция«Россия пушкинских времен»;
· «Вернисаж»(портреты, памятники, картины, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина).
Вопросы Пушкинской Олимпиады по биографии А.С.Пушкина
«Пушкин – наше всё».
I тур
(выбратьодин правильный ответ из трех предложенных, кроме вопроса №3, где нужно датьответ на каждую букву)
1. Назовите годы жизниА.С.Пушкина:
а) 1799-1837;
б) 1812-1861;
в) 1814-1841.
2. Где родился А.С.Пушкин?
а) в Москве;
б) в Петербурге;
в) в Михайловском.
3. Кем приходились А.С.Пушкинуэти люди?
а) Сергей Львович;
б) Абрам Петрович;
в) Надежда Осиповна;
г) Мария Алексеевна;
д) Василий Львович;
е) Арина Родионовна;
ж) Никита Тимофеевич;
з) Лев Сергеевич;
и) Ольга Сергеевна;
к) Наталья Николаевна.
4. По словам П.В.Анненкова, онабыла первой наставницей Пушкина, в русском языке:
а) Арина Родионовна;
б) Мария Алексеевна;
в) Надежда Осиповна.
5. Какое самое сильное увлечениебыло у А.С.Пушкина в детстве?
а) лошади;
б) книги;
в) фехтование.
6. Чему был приравнен в правахЛицей, в котором учился А.С. Пушкин?
а) училищу;
б) институту;
в) университету.
7. Были ли в Лицее телесныенаказания?
а) да;
б) нет;
в) в особых случаях.
8. Девиз Лицея:
а) «Хочу всё знать»;
б) «Служить Отечеству»;
в) «Для пользы общей».
9. За блистательную речь обобязанностях гражданина и воина на открытии Царскосельского Лицея профессорполитических наук А.П.Куницын был награжден императором Александром I Владимирским Крестом. Что поразилоцаря в речи молодого преподавателя?
а) оратор упомянул всех царей ДомаРомановых;
б) оратор упомянул государяАлександра I
в) оратор ни разу не упомянул окаком-либо царе.
10. Торжественный день открытия Лицея19 октября 1811 года, по воспоминаниям И.И. Пущина, закончился десертом ивеселой игрой лицеистов, которые сбросили парадную одежду. Во что они играли?
а) в снежки;
б) в жмурки;
в) в прятки.
11. Какое прозвище было у Пушкинав Лицее?
а) немец;
б) араб;
в) француз.
12. Кто из друзей Пушкина полицею был сослан в Сибирь, обладал литературным дарованием и оставил потомкамбесценные «Записки о Пушкине»?
а) И.И. Пущин;
б) А.А. Дельвиг;
в) В.К. Кюхельбекер.
13. А.С. Пушкин обладал необычайнойпамятью. Целые строфы произведений В.А. Жуковского он надолго удерживал вголове и повторял их без остановки. Что делал Жуковский со стихами, забытымиПушкиным?
а) напоминал их Пушкину;
б) дарил их Пушкину;
в) исправлял их.
14. Как называлсялитературный кружокв петербупге, в который входил А.С.Пушкин?
а) «Зеленая лампа»;
б) «Голубой огонек»;
в) «Золотая свеча».
15. Что больше всего удивлялосовременников во внешнем облике А.С.Пушкина?
а) длинные волосы;
б) длинные бакенбарды;
в) длинные ногти.
16. Что подарил В.А. ЖуковскийА.С. Пушкину за поэму «Руслан и Людмила» со знаменитой надписью«Победителю-ученику от побежденного учителя» 26 марта 1820 года?
а) свое перо;
б) свой портрет;
в) свою книгу.
17. О семействе какого генералаписал А.С.Пушкин брату из ссылки: «Я в нем любил человека с ясным умом, спростой прекрасною душою… Старший сын его будет более, нежели известен. Все егодочери – прелесть, а старшая – женщина необыкновенная»?
а) Н.Н. Раевского;
б) И Н Инзова;
в) М.Ф. Орлова.
18. По словам поэта, он всегдатренировался, чтобы «рука была тверже: если придется стреляться, чтоб недрогнула». Как он тренировался?
а) носил мешки;
б) поднимал гири;
в) носил железную трость.
19. Какое варенье особенно любилА.С.Пушкин?
а) малиновое;
б) крыжовенное;
в) земляничное.
20. Что ответил поэт на вопросцаря НиколаяI о том, принял ли бы онучастие в восстании 14 декабря, если бы был в Петербурге?
а) принял бы;
б) не принял бы;
в) решил бы на месте.
21. «Одно желание мое, – чтобничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь. Это состояние для менятак ново, что, кажется, я переродился. О каком событии пишет поэт?
а) об окончании Лицея;
б) о возвращении из ссылки;
в) о женитьбе.
22. П.А.Вяземский писал, что вПушкине «глубоко таилась охранительная и спасительная сила». Что он имел ввиду?
а) любовь к труду;
б) любовь к путешествиям;
в) любовь к женщине.
23. Кому А.С.Пушкин писалследующие слова: «… с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твоюлюблю я еще более твоего лица»?
а) Н.Н.Гончаровой;
б) А.П.Керн;
в) Арине Родионовне.
24. Выехав ночью из Симбирска вОренбург (сентябрь 1833 года), Пушкин вынужден был возвратиться. Почему?
а) погода была плохая;
б) здоровье ухудшилось;
в) заяц дорогу перебежал.
25. Пушкин писал о своем сыне:«Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи да……… с царями». Какое словопропущено?
а) любезничать;
б) ссориться;
в) мириться.
26. А.С. Пушкин писал: «Я……..мало люблю, но уважаюв них единственный способ благопристойной независимости». Что имел в виду поэт(это слово пропущено).
а) деньги;
б) чины;
в) награды.
27. Как часто А.С.Пушкин выезжалза границу?
а) часто;
б) редко;
в) никогда.
28. Кто из самых преданных людейА.С.Пушкина, по словам, Н.В.Сушкова, «не покидал его от колыбели до могилы»?
а) Арина Родионовна;
б) Никита Тимофеевич;
в) Сергей Львович.
29. Кто был секундантом А.С.Пушкинана дуэли?
а) Дантес;
б) Данзас;
в) Дельвиг.
30. А.С.Пушкин писал жене: «…черт догадал меня родиться в России с ……. и талантом». Какое словопропущено?
а) умом;
б) душою;
в) смелостью.
Разумеется, для I тура Пушкинской Олимпиады можновзять не все вопросы, добавить другие, приготовить задания с изображениями (портреты,памятники А.С.Пушкину, картины, посвященные Пушкину, и прочее); можноиспользовать эти материалы для проведения небольших мероприятий: викторин,конкурсов, заседаний клуба знатоков по усмотрения преподавателей. Главное –вызвать интерес обучающихся к личности поэта, его произведениям, как можнобольше читать, расширять свой кругозор.
Ответы к вопросам I тура
Пушкинской Олимпиады побиографии А.С.Пушкина
«Пушкин – наше всё».
1. а)
2. а)
3. а) отец, б) прадед, в) мать,г) бабушка, д) дядя, е) няня, ж) дядька, з) брат, и) сестра, к) жена
4. б)
5. б)
6. в)
7. б)
8. в)
9. в)
10. а)
11. в)
12. в)
13. в)
14. а)
15. в)
16. б)
17. а)
18. в)
19. б)
20. а)
21. в)
22. а)
23. а)
24. в)
25. б)
26. а)
27. в)
28. б)
29. б)
30. б)
Не считаем нужным публиковатьперечень литературы, ее очень много, она настолько разнообразна, что открываетогромные возможности для выбора.
