Материалы к классному часу«Семейные традиции»
Цель: воспитать чувство любви и гордостиза свою семью, уважение к родителям, развить интерес к истории своей семьи.
Задачи:
· формированиепредставления о семье, семейных традициях;
· воспитаниеуважения к членам семьи, людям старшего поколения;
· формированиеположительного отношения к семьям одноклассников.
Примерное время: 45 минут.
Ход мероприятия
1.Организационно-мотивационный этап
Классный руководитель:
На протяжении многих лет на Русибыли большие, крепкие семьи, когда все жили дружно, заботились друг о друге,почитали родителей. А те в свою очередь любили своих детей и передавали им своизнания. Вырастая, дети старались строить свои семьи, похожие на те, в которыхвыросли сами, с теми же ценностями и тем же укладом.
Современные семьи порой не такиебольшие, но по-прежнему крепкие и дружные. Невидимые нити соединяют близкихлюдей. Будучи членами одной семьи, взрослые и дети радуются успехам друг друга,а также переживают за близких, оказывают помошь, если кто-то в ней нуждается.
Учащийся 1:
Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
И за спиной стоит СЕМЬЯ
Понять способны мы не сразу…
На это нужно много лет:
СЕМЬЯ даётся лишь однажды –
Дороже, ближе, лучше нет…
Учащийся 2:
Семья — это замок, уют и покой,
Тепло половинки для сердца родной,
Смех деток, забота, любовь, доброта,
Семья — это дом, где смеется душа!
Классный руководитель:
Что такое семья?
У каждого свое представление о семье.Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
2 . Содержательный этап
Классный руководитель
В каждой семьесуществует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла.Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает?Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейногодосуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущихпоколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущениенадежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи,поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильностьсемьи.
Традиции –непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственнуюпозицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю.Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделитьвремя и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.
Примерытрадиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным,поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пениеколыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам,написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей наПасху, совместное принятие пищи и множество других.
Разнообразие семейных традиций
(Ребятам предлагается ответить на вопросы)
1.Послушайте одну русскую поговорку: «Вдом пришёл- всех вокруг собрал». Про какой предмет так говорят? (Стол)
2.Известен древний обычай. Мать в деньсвадьбы передавала своей дочери 1 предмет. Какой? Варианты ответов: своёобручальное кольцо, свечу, приданое или платье? (Свеча – символ семейногоочага)
3.Как говорят о тех, кто разглашаетвнутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы)
4.На Руси, когда вся семья собиралась зановогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Чтосимволизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья внаступающем году будет крепкой и не должна разлучаться)
5.Как называется большой свадебный пирог,который подают молодожёнам? (Каравай. Караваем с солью семью молодыхвстречала мама жениха. Они должны отщипнуть по кусочку. Считается, что чейкусочек будет больше, тому и быть главой семьи)
6.В некоторых странах это блюдо называютрусским салатом, считая его по праву нашим национальным блюдом? (Винегрет)
7.В этой игре нужны находчивость, глубокоедыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдостьудара руки и уверенность в том, что тебе повезёт. (Лапта)
Классный руководитель:
Издревле на Руси существовала традиция, когда представителиодной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династиигончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
«Пословицы о семье и семейных традициях»
О семье и семейных традициях идёт речь и в устном народномтворчестве – в пословицах и поговорках.
Продолжите пословицу:
1. В гостях хорошо, а… (дома лучше).
2.Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
3.Везде хорошо, но …(дома лучше).
4.Родители трудолюбивы – и …(дети не ленивы).
5.Семьёй дорожить — …(счастливым быть).
Мудрость притчи
Любовь, прощение, терпение
Жила-была на свете семья. Непростая семья. Более 100человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семьябыла особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семьедо самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он всело, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям,спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этогосемья. Пришёл он к старейшине. «Расскажи», — говорит. Долго писал что-то набумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего три слова былинаписаны на бумаге: «Любовь, прощение, терпение».
А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто разтерпение».
Размышления над вопросом: «Какой смыслзаключён в данной притче?»
3. Рефлексия
Ребятам предлагается высказаться одним предложением,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
«Сегодня я узнал…».
«Мне было трудно…»
«Мне было интересно, потому что…».
«Теперь я знаю…».
«Теперь я буду…».
«Больше всего мне понравилось…».
«Я могу похвалить себя за то, что …».