Практическаяработа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
Цельзанятия:Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитаниегражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина»,осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурноми историческом единстве российского народа, важности сохранения единства.Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиесяценности:патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений,самореализация.
Рекомендуемаяформа занятия:беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.
Ход урока:
Учитель: каккаждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большойценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минутуопасности или большой радости.
Учитель: Ребята, наш разговорсегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников,подведение итога разговора.
Родина– это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру,образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним вашиопределения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравнитеопределения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившеесяопределение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детямна листах).
Учитель: Вы видите, что определенияв разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ливаши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей?Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатываетсяпримерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождениячеловека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране. 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва — его р. Индия — р. шахмат. 2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать. 3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является. 4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину…» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова — деревня Денисовка близ Холмогор. 5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. |
Учитель: Акак называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столицанашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родинаначинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мыс вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждогочеловека есть место, где он родился и живет, это место называется «малаяРодина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – этонаш поселок Климово.
· Родина моя — климовская земля.
Учитель:
Историческаясправка
Климовскоегородское поселение (пгт Климово) расположено в 25 км от районного центраг.Новозыбкова, в 37км от г.Стародуба, расположено в северо-восточной частиКлимовского района, который граничит с Новозыбковским, Стародубским иЗлынковским районами Брянской области. На юге с Городнянским райономЧерниговской области Украины и на юго-западе с Добрушским районом Беларуси.
Пгт Климовопринадлежит к одному из древних старообрядческих поселений Брянской области.Возникло село Климов по имени основателя-первого поселенца КлимаЕрмолаевича-старообрядца.Фактически старообрядческим поселением долгие годы онои было.Образовалось поселение в близи места слияния речки Ирпа и ручья Сатанин,Дата основания – 1708 год. Население занималось земледелием и ремеслом, былоразвито канатное производство, маринадные цеха. Работали цеха: шевский,шаповальский, кравецкий и ткацкий. В конце ХХ века работа ли крахмалопаточныйкомбинат, маслозавод, консервный завод. Ныне остались хлебокомбинат, ООО2граждастрой, частные швейные производства с численностью работающих от 50 до200 человек.
В настоящее времяразвивается культурная жизнь пгт Климово. Есть дворец культуры, Дом спорта, двебиблиотеки, Центр детского творчества. Работает районная поликлиника, ЦРБ. ВоДворце культуры проводятся праздничные концерты и торжественные мероприятия,посвященные знаменательным датам. Спортивные команды поселка принимают участиев районных и областных соревнованиях, занимает призовые места. Основная частьнаселения работает в перерабатывающей промыщленности, государственных ифедеральных учреждениях, сельском хозяйстве, образовании, социальной сфере, натерритории поселка есть безработные.
Климово –административный центр Климовского района. Почти трехсотлетняя история Климовонеразрывно связана с историей российского государства.
Небольшой поселокгородского типа, расположенный на юго-западе Брянской области имеет свою, ни накакую другую не похожую историю. В 2008 году поселку исполнится 300 лет. Климовв разные периоды своей истории входил в Стародубский полк, Новгород-Северскоенаместничество, в Черниговскую губернию, Гомельскую губернию, Орловскуюобласть. С 1944 года Климово и район в составе Брянской области.
Покровскиймонастырь
После вторичногопадения Ветки (старообрядческого центра) и возвышения Стародубья в Климовуслободу из Ветки была перевезена Покровская церковь, освященная 12 декабря 1765г. В Климову слободу из Ветки бежало множество монахов. Местом жительства дляних стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение несколькихдней келий сложился монастырь. Устроителем Климовского Покровского монастырясделался Михаил Калмык. При Михаиле Калмыке был расширен и обустроен Покровскийсобор, (он достигал высоты 60 метров), а в 1772 году построен теплый придел кПокровской церкви во имя св.Николая Чудотворца. Михаил Калмык сохранял своевлияние до самой смерти в 1795 году. К концу 18 века монастырь владел 600десятинами земли.
В 1847 годуПокровский старообрядческий монастырь стал единоверческим и еще очень долгосохранял свое влияние. В 1897 году на территории монастыря проживало 200жителей. В хозяйстве было 3 церкви, сушилка для яблок, хлебохранилище,трапезная, кухня и погреба. После революции 1917 года у монастыря были отобранывсе его владения. В 1922 году произведена конфискация. С 1919 года натерритории монастыря располагалась детская колония, а впоследствии сталафункционировать Климовская школа-интернат.
И вот в начале ХХ1века Климовский Покровский монастырь получает второе рождение. На территориимонастыря началось восстановление разрушенных строений. Уже смонтированы куполанад теплой Никольской церковью, которая расположена рядом с Покровским храмом.Свой посильный вклад в возрождение Покровского монастыря вносят и многие жителиКлимовского района.
До того, какПокровский монастырь получил официальный статус, слобожане не имели легальногоправа на устройство таких монастырей. Организатором многих старообрядческихучреждений был в то время Климовский житель и волостной бурмистр АлексейВасильевич Хрущов. Он пользовался большим почетом и уважением у жителейКлимовой слободы. Благодаря Алексею Хрущову и Михаилу Калмыку Климова слободастала всероссийским старообрядческим центром.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправитьсяна прогулку по нашему поселку и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель:А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко»(дети говорят полным предложением, за что любят свой поселок).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города, поселка нашей страныесть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн) (Презентация)
Учитель: Посмотрите– это герб Климово. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответыдетей:)
Герб п.г.т.Климово имеет форму щита.В зелёном поле три золотых переплетённых венка (два и один):из колосьев пшеницы, полевых цветов и лавра. Гербаллегорически показывает район как место единения трёх славянских народов, чтоотражено венками. Венок в геральдике — символ союза, бессмертия, награды,почёта. Три переплетенных венка также символизируют три братских народа -русских, украинцев и белорусов.
Ветви лавра — символ славы, успеха, победы.
Полевые цветы символизируют природные просторы, красоту, гармонию.
Колосья пшеницы — символ урожая, достатка, стабильности.
Золото в геральдике — символ величия, постоянства, интеллекта, великодушия,богатства.
Зелёный цвет в геральдике — символ природы, здоровья, жизненного роста.
Учитель:Второй символ Климово – это флаг.
В червленом(красном) поле три серебряных меча остриями вверх, продетые через золотойдубовый венок.
Гербаллегорически показывает район как место единения трёх славянских народов, чтоотражено венком, и повторяет символику монумента Дружбы. Венок в геральдике –символ союза, бессмертия, награды и почета. Три меча указывают на три братскихнарода – русских, украинцев и белорусов, проявивших героизм в борьбе заосвобождение Родины.
Красный цветсимволизирует мужество и самоотверженность.
Золото вгеральдике – символ величия, постоянства, интеллекта, великодушия, богатства.
Серебросимволизирует чистоту, благородство, мир, взаимопонимание.
Красное полотнище с воспроизведением фигуры гербарайона в желто-золотистом и белом цвете. Соотношение сторон полотнища – 3:5. Оборотнаясторона полотнища зеркально воспроизводит лицевую.
Учитель:Третий символ – это гимн.
Учитель: Может,кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Климово)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях онисполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъемагосударственного флага, во время национальных праздников, во время проведениявоинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой странылюди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляетсяуважение к стране.
Гимн Климовонаписан Зубковой В.И., в исполнении учителя музыки ГБОУ «Климовскойшколы-интерната» Заболоцкого В.И. «Климовский край, любимый наш край..» (https://vk.com/video-141139928_456239022)
Послушайтегимн, а кто знает, подпевайте.
Детипоют гимн Климово
Рефлексивныйэтап.
Наше путешествиепо малой родине подошло к концу. Вам оно понравилось?
1. Покакому поселку мы путешествовали? (Климово)
2. Чемдля нас является Климово? (малой родиной)
3. Какиепамятные места Климово Вы запомнили?
4. Окаких символах нашей малой родины мы сегодня говорили? (герб, флаг, гимн)
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлымогоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек,любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!
Молодцы, ребята! Спасибо за участие в классном часе. Пусть в ваших сердцах идушах всегда отыщется место для любви к родной земле. Я хочу закончить такимистроками:
Берегите поселок родной,
Берегите его тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе.
И родное оконце,
И огонь в очаге.
— А каждый из вас после нашего занятия должен помнить, что:
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей –
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки –
Опушки нет родней.
Там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы родиной зовем!
Классный час по теме
«Моя малая Родина»
Перспективныйэтап:
Учитель:А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего поселка?